Кейс-технологии
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
«Метод кейсов» (англ. case method — метод анализа конкретных ситуаций (АКС), метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Эти ситуации, или «кейсы», базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.
Обучение по технологии кейсов часто сопровождается выдачей сопутствующих документов, релевантную информацию в которых учащийся должен найти самостоятельно. Стоит отметить, что в России (во многом благодаря неверному в данном контексте перевода термина case как «портфель») под кейс-технологиями часто подразумевают собственно практику выдачи учащимся некоторого набора материалов для подготовки, что в корне неверно. Выдача электронного материала не является самоцелью кейс-метода, но служит лишь помощью в ознакомлении учащихся с обстоятельствами анализируемого случая («кейса»).
История возникновения
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, основой для дальнейшей профессиональной деятельности которых служило обсуждение конкретных экономических или юридических ситуаций. Впервые метод был применён в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году из-за отсутствия учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Первым решением данной проблемы было проведение интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти решение самостоятельно, в ходе коллективного обсуждения.
Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. После издания сборника кейсов вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на кейс-метод.
Метод инцидента
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации и ряд вопросов. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная работа.
Пример кейса для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века.
2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек.
В чем заключается проблема?
Как государство её решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ученики индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации, а в финале представляют полученные результаты и обмениваются мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Пример кейса по теме «Права человека».
«Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учёба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?
Включённые документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая своё право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Метод ситуационного анализа
Самый распространённый метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществлённые действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Пример кейса для изучения экономической политики СССР в 1953–1964 гг.
Ученики анализируют отрывки из докладной записки Хрущёва Н. С. в Президиум ЦК КПСС:
«В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов… Серьёзным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».
В чем заключается проблема?
Какие причины её возникновения указаны в тексте?
Как вы можете объяснить возникшие трудности?
Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
Преимущества
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью
У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде
Суть этих преимуществ заключается в том, что «обучаемый» становится «учащимся» и начинает принимать активное участие в познавательном процессе.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объёмы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Литература
Кейс-технологии на уроках истории и обществознания URL: http://sch64-stavedu.narod.ru/index.files/project8.htm
Устинова Т. Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа URL: http://festival.1september.ru/articles/512028/
Case Study vs. Case Method URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Case_study
URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Case_method |