Районный конкурс «Учитель года-2014»
Тема урока: Подросток и его права. Тип урока: комбинированный урок + практикум.
Используемые технологии: интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии.
Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра, методики учебного сотрудничества.
Приемы: устная работа, самостоятельная исследовательская работа, создание ситуации успеха.
Формы: организация учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства: Учебник «Обществознание»7 класс А.И. Кравченко, Е.А.Певцова, «Русское слово», раздаточный материал, ЭОР.
Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию навыка работы с документом
Задачи урока:
образовательные: изучение прав ребенка (гражданских, социально-экономических, культурных), сформулировать представление о системе прав ребенка.
развивающие: высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. развивать аналитическое и критическое мышление.
воспитательные: воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и уважение к правам других людей, объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
Макроструктура урока:
1. Организационный момент -1-3 мин.
2. Разминка
3. Сообщение темы урока -1 мин.
4. Объяснение нового материала -20 мин.
5. Работа по группам -3-4 мин.
6. Проверка работы группы -2-3 мин.
7. Закрепление изученного материала -5 мин.
8. Итоги. (рефлексия)
9. Информация о домашнем задании.
Структура и ход урока.
Оргмомент.
Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, все же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла,
Да так, что та окрепла, осмелела,
И в рост пошла
Как люди ходят в путь.
Вот так и мне суметь бы
Жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого – нибудь.
Мне бы хотелось, чтобы наш сегодняшний урок стал той капелькой, которая изменит вашу жизнь, с подвигнет на великие дела.
Ребята, закройте газа, сделайте глубокий вдох, дышите спокойно, откройте глаза. На улице мороз и улыбается солнце. Давайте и наш урок начнём с доброй и теплой улыбки друг другу и нашим гостям!
Мотивация:
Как солнышко играет за окно своими лучами и мы наш урок начнем с игры.
Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя).
Игра началась! ( Дети приходят в замешательство, учитель через 30 секунд удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передать в конец ряда по одному предмету).
Игра началась! ( Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо).
Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).
Что Вам не понравилось в ходе игры? (нечестность).
Что надо изменить чтобы игра пошла успешно? (в игре должна быть правила)
Они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными ( на доске записываются слова: ясность, чёткость, стабильность, равенство).
Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь - игра, и на уроках обществознания мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры-законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а не знание законов может привести к замешаельству, какое было у нас в игре. На примере этой игры, я думаю, мне удалось убедить вас в серьезности нашего урока. Так о чем пойдет речь на нашем уроке? (о законах, о правах)
Учитель.. У вас на столах лежит раздаточный материал. Откройте лист № 1. Прочитайте текст. (слайд№1)
Лист №1
Факт 1. Покинутые своими семьями, около 100 миллионов подростков существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства или нищенства.
Факт 2. Более 50 миллионов подростков работают в опасных или вредных для здоровья условиях.
Факт 3. 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу.
Факт 4. Ежегодно около 3,5 миллионов детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению.
Факт 5. В развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
Факт 6. Миллионы детей, включая многих детей в более богатых обществах, лишены заботы, подвергаются плохому обращению, или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.
Вопросы к классу:
О чем говорят эти факты?
Как приведенные данные можно связать с темой нашего сегодняшнего урока? О чьих правах мы будем говорить на уроке?
Выслушиваются мнения учеников.
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация слайд№2-3)
Тема нашего урока: «Подросток и его права». Знакомство с целями урока.
План урока:
1. Права подростка.
2. Защита прав подростка. Международные документы о правах подростка.
Введение в новый материал (слайд№4)
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «права человека»?
Кого мы считаем подростком? ( ребенок в возрасте 10-15 лет).
Права подростка.
Учитель: Итак, мы выяснили, что права человека - это возможность что-либо делать, поступать определенным образом, иметь что-то.
- Какие же права имеет подросток?
Задание: Работая с главой 2 Конституции РФ (ст.20,23,27,37,38,39,41,43) и текстом параграфа, составьте таблицу (слайд№5)
Основные права
| Реализация прав.
| Право на жизнь
| Государство, вся мощь его института, учреждений и организаций направлены на защиту жизни подростка
| Право знать своих родителей
| Родители несут ответственность за своего ребенка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни
| Право на личную жизнь
| Это та сфера, в которую государство не имеет права вмешиваться и которая не подлежит контролю со стороны государства. Более того, иногда она носит тайный характер
| Право выбирать место своего жительства
| Гражданин может свободно перемещаться, выезжать за ее пределы
| Право на труд
| Подростки в наши дни имеют возможность самостоятельно заработать на карманные расходы
| Право на отдых и досуг
| Государство гарантирует его путем предоставления отпуска всем работающим
| Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
| Сейчас в России действует страховая медицина
| Право на социальное обеспечение
| Если гражданин достиг преклонного возраста или получил увечье, став нетрудоспособным. Государство оказывает материальную помощь таким людям
| Право на образование
| Возможность получить знания, навыки, необходимые для взрослой жизни
| Учитель: Усложним задачу: Перечислите, какими из прав вы реально пользуетесь в жизни. (слайд№6)
Выслушиваются мнения ребят.
Вывод: Так какие права имеет подросток (слайд)7Обратите внимание на слайд.
Защита прав подростка. Международные документы о правах подростка. (слайд№8)
Учитель: Но права можно написать на бумаге и благополучно забыть о них.
- - Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права?
В ответах учеников прозвучали следующие версии: (слайд№9)
• Самозащита.
Правозащитные и иные органы государства.
Международные правовые документы.
Семья.
Задание: Давайте попробуем применить полученные знания. Разбившись на творческие группы, получите задание. Внимательно его изучите.
Задание для первой группы.
Очень хорошая ученица приходит в школу с сотовым телефоном и во время урока отправляет сообщение. Учительница делает ей замечание в грубой форме и забирает телефон.
Задание для второй группы.
Техническая замечает ,что перед началом урока мальчики грызут семечки у окна. Она просит вывернуть карманы и проверяет их. Один из ребят не подчиняется, утверждая, что у него нет семечек. Техническая говорит, что никого не отпустит на урок, пока этот ученик не вывернет карманы и не извинится за свое поведение.
Задание для третьей группы.
Ваня заметил, что на уроке идет переписка двух подруг. На перемене он отнял записку и прочитал ее вслух.
Учитель: Теперь нам надо найти способы решения предложенных ситуаций.
Задание: Итак, на ваших столах лежат документы, защищающие ваши права. На основании предложенных документов разберите ситуации, предложенные группам.
Первая группа. Текст Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 12, 13, 16, 19.
Задание: На основании Конвенции разберите ситуацию № 1.
Вторая группа. Текст Конституции РФ, ст.21, 22, 23, 24.
Задание: Проанализируйте ситуацию № 2 с точки зрения Конституции РФ.
Третья группа. Текст Декларации прав человека, ст. 12, 17, 29.
Задание: На основании предложенных статей, разберите ситуацию № 3
Отчеты по заданиям.
Учитель(слайд№13) Однако всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Разберем подобную ситуацию.
Задание группе 4
Ситуация № 1. Бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело, перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов, споря с ней по поводу и без повода.
Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего, скажет в этом случае учительница.
А я имею такое право, вот в ст. 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.
Вопрос: Что вы ответите Диме в этой ситуации?
Ситуация № 2. (слайд№14)Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь. Очевидно, неправильную. Что делать? Можно, воспользовавшись своим правом свободы слова, пригвоздить товарища к позорному столбу. Но при этом вы его сильно обидите. Поставите в неловкое положение. Будет ли это цивилизованно, культурно? Вопрос: Как поступить в таком случае?
Учитель: (слайд№15) Какое же правило должен помнить человек при взаимоотношениях с другими людьми?
Статья 29 Декларации прав человека «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество». Следовательно, речь идет об ответственности подростка.
А сейчас предлагаю вам измерить температуру ребенка в нашей школе.
Вам представлены 9 утверждений, каждое утверждение оцените согласно шкале оценок.
На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы.
Шкала оценки:
1 – никогда
2 – редко
3 – часто
4 – всегда
1. В школе учащимся обеспечена безопасность.
2. В школе одинаковые мероприятия для всех.
3. Школа выступает против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4. Конфликты мы решаем сообща.
5. Каждому ученику гарантировано справедливое отношение при нарушении дисциплины.
6. Никто не посягает на мое персональное имущество и место.
7. Коллектив школы охотно принимает учащихся.
8. Ученикам школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня.
9. Учащиеся имеют возможность принимать участие в разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура 36º «прав человека».
- У кого от 20 до 36? В нашем случае, хорошо, чтобы температура была близка к 36º. Конечно вы не совсем объективно оценили свои права.
Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности и своих обязанностях.
Подведение итогов занятия (слайд№16)
Учитель: Главная тема Конвенции о правах ребенка: «Плохих детей не бывает!» Как вы относитесь к данному утверждению. Свой ответ аргументируйте
Учитель: Наш урок подходит к концу. Все хорошо работали, я думаю вы усвоили что кроме прав есть и еще обязанности соблюдение и прав и обязанностей нам необходимо. Я хочу вам презентовать на группу памятку твои права. Особенно хочется отметить работу……
Рефлексия.
На доске вы видите три картинки: чемодан, мясорубка и корзина. Я предлагаю вам сделать выбор: как вы поступите с информацией полученной на уроке?
Чемодан-все, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка- информацию перерабатываю
Корзина-все выброшу
У вас есть стикеры - приклейте их рядом с подходящей картинкой.
Домашнее задание: выучить § 18, составить в рабочих тетрадях список своих прав и обязанностей.
Самоанализ проведенного урока.
Этот урок ориентирован на развитие личности ребенка с учетом его опыта, а этому способствуют интерактивные технологии и методики учебного сотрудничества.
Урок логически вытекает из предыдущих уроков, где изучались юридические границы подросткового возраста, подросток как гражданин. Знания, полученные на этих уроках, позволяют лучше определять права и обязанности человека. На последнем уроке ребята закрепят навыки самостоятельной работы при изучении темы «Опасный путь преступной жизни».
При подготовке к уроку учитывались программные требования, образовательные стандарты, такие как: научить учащихся анализировать имеющиеся знания и добывать знания самим учеником, вырабатывать свое отношение к полученным знаниям. Специфика этого урока в том, что он требовал большой подготовительной работы, соотнесения своих прав с умением их реализовать, не нарушая права других, отвечать за свои поступки, урок требовал творческого подхода к материалу, активной педагогики.
При подготовке к уроку были учтены такие особенности как способность к общению, психологический настрой, самореализация, эрудиция и кругозор ребят.
Никаких отклонений от плана урока не было. Я считаю, что на уроке удалось решить поставленные задачи на оптимальном уровне.
Общая самооценка урока – урок был интересным, дал большие возможности в личностном развитии учащихся. |