Скачать 60.79 Kb.
|
Формирование универсальных учебных действий учащихся 1 класса в урочное время учитель начальных классов Черникова А.А. Слайд 1 Также как и все, я задумалась в прошлом году: как же буду реализовывать стандарты нового поколения, ведь я в следующем году набираю 1 класс? Работаю уже почти 30 лет и трудно поменять всё в своей работе. Ездила по семинарам, смотрела уроки коллег, но ничего для себя не находила. Работала над мотивацией учения школьников и понимала, пока не заинтересую детей, ничему их не научу. К сожалению, как бы учитель ни старался, но если у ребёнка не вызван интерес к учению, никакие методы не помогают. Слайд 2 Опыт работы и личные наблюдения показывают, что 10-ть % учащихся усваивают учебный материал, прослушав объяснение учителя, 30-ти % учащихся надо не только прослушать, но и просмотреть, 70-ти % учащихся требуются несколько приёмов для запоминания, им надо не слушать и смотреть, а потрогать, обсудить, даже поспорить, то есть быть активными участниками педагогического процесса. Мои поиски дали результат: я нашла интересную технологию ТРКМ (технолологию развития критического мышления), элементы которой я применяла в работе, не догадываясь, что существует целая и очень эффективная технология. Что же такое ТРКМ? Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Слайд 3 Формирование критического мышления учащихся на уроке состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. К примеру, рассмотрим тему «Когда появилась одежда?» на уроке окружающего мира в 1 классе. Слайд 4 На I этапе – этапе вызова детям даются загадки: Если день стоит погожий, Он не выйдет из прихожей. Если дождик моросит, Он на улицу спешит. (плащ) Черна, а не земля, Пушиста, а не снег, Греет, а не печка. (шуба) Как только отправляются Они зимой гулять, Жильцы в дома вселяются, И в каждом – целых пять. (перчатки) Слайд 5 Дети отгадывают их и выполняют задание: объединить отгадки одним словом. После этого задания создаётся проблемный вопрос (а теперь это метод кластера), предположите, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Слайд 6 Затем учащиеся читают по учебнику, какие учебные задачи они ставят перед собой на данном уроке. На II этапе - этапе осмысления содержания проводится беседа с учащимися: как меняется одежда одного человека за короткое время; Слайд 7 работа с учебником: рассматривая рисунки, дети выделяют одежду из прошлого и одежду нашего времени, высказывают свое предположение, о том, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана. Обращается внимание на человека, обернутого в кусок ткани: как вы думаете, кто так одевался? Слайд 8 Девочки пробуют одеть в наряд древних греков мальчиков, и приходят к выводу, что даже в кусок ткани совсем непросто завернуться, да и играть в ней неудобно, в современной одежде нам более комфортно. Затем учащимся предлагаются задания из электронного приложения к учебнику: 1. Дайте название одежде для разных ситуаций: спортивная, деловая, рабочая, домашняя. 2. По костюмам догадайтесь о профессии этих людей, соедини линиями картинки и названия профессий: милиционер, врач, космонавт, спортсмен, балерина. Рассматривая картинки и отгадывая загадки, дети делают вывод, что есть еще и праздничная одежда, одежда для карнавала, маскарада. В рабочих тетрадях учащиеся выполняют задание: Слайд 9 ребята так спешили на маскарад, что забыли дома головные уборы, Слайд 10 вырежь головные уборы из приложения и наклей.
Хочу сказать, что данная технология работает на любом уроке. На этапе вызова ставится проблема. На втором этапе она решается в малых группах в зависимости от темы урока. На этапе рефлексии осуществляется возврат к поставленной проблеме, подводятся итоги работы, выводы и применение на практике. На I этапе – этапа вызова я использую следующие приемы: «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения». Слайд 12 Прием «Верные и неверные утверждения» я часто использую на уроках математики во время проведения математического диктанта. Работа выполняется на листочках в клеточку. Я читаю утверждения. Если ученик согласен с моим утверждением, он рисует уголок вверх, если нет – уголок вниз, если ученик не знает верного ответа, то рисует прямую горизонтальную линию на 2 клетки. При счете за числом 8 следует 9. Предыдущее число числа 5 – 6. 7 на 1 меньше 8. Если 10 уменьшить на 2, получится 7. Сумма чисел 3 и 2 равна 6. 6 больше 5 на 3. Разность чисел 7 и 2 равна 6. 4 + 5 = 9 10 - 9 = 2 7 – 3 = 4 После выполнения задания учащиеся сравнивают свою «ломаную» линию с моей линией ответов. На II этапе – этапе осмысления: рекомендую использовать прием «Шесть шляп», когда каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Слайд 13 Например, на уроке окружающего мира по теме «Почему идет дождь и дует ветер?» детям были предложены задания: Белая шляпа. Факты. По своим наблюдениям расскажите, какие бывают дожди. Жёлтая. Позитивное мышление. Сочините сказку по рисунку на с. 37 «Как растения и животные радуются дождю!» Черная. Проблема. Докажите: если бы на Земле не было дождей, то растения и животные погибли бы. Красная. Эмоции. Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда летом очень долго стоит жара и нет дождя? Зеленая. Творчество. По картинке на с. 36 расскажите, что означают слова «ливень, косохлест, ситничек». Как еще говорят о дожде? Синяя. Философия. Обобщите высказывания других групп. Слайд 14 Для III этапа – этапа рефлексии использую приемы: «Ромашка вопросов», «Синквейн». Приём «Синквейн» помогает обогащать словарь детей. На уроке литературного чтения по теме «Прощание с «Азбукой», подводя итоги, мои первоклассники составили такие строчки: Азбука Любимая, красивая Учит, читает, рассказывает Знаешь азбуку – хорошо читаешь Чтение Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли учителя и учеников. Слайд 15 Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. О результатах моей работы пока говорить рано. Но положительные результаты уже видны. 1 сентября было немножко страшно, ведь из 12-ти первоклассников по заключению медико-психолого-педагогической комиссии: два ребенка отнесены к группе риска, три – к группе беда, восьми – требуется помощь логопеда, у 1 ребенка мать хронический алкоголик, у 1 ребенка уровень психо-физиологического развития не соответствует норме, у матери – отклонения психоэмоциональной-вегетативной сферы. Слайд 16 На сегодняшний день 8 первоклассников читают по норме и выше нормы, 2 – ниже нормы, 2 – по буквам и слогам. Технология развития критического мышления формирует у учащихся универсальные учебные действия, которые я отслеживаю за каждым учеником. Слайд 17 Есть и результаты: учебные компетенции сформированы у 67 % учащихся, компетенции взаимодействия – у 58%, информационные компетенции – у 50 %, социальный опыт – 75 %. В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития и творческого развития детей. Слайд 18 Презентация |
Курсов Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами Способа диалектического обучения | Дистанционный оргдеятельностный курс 61221"Формирование универсальных... Шевчук Светлана Борисовна, заместитель директора по увр, учитель начальных классов, мбоу «сокш №4», г. Нефтеюганск | ||
Универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных... | Сборник проектов, направленных на формирование коммуникативных универсальных... Разработчик: Гизатуллина Л. Т. ст преп каф иностр языков отделения романо-германской филологии ифи кфу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование универсальных учебных действий (ууд). Поэтому каждый урок, любая беседа, классные и внеклассные мероприятия, которые... | Универсальных учебных действий на уроках окружающего мира Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одарённости | Учитель: Подлесная Татьяна Сергеевна Стаж: 2 года умк Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий | ||
Пояснительная записка в соответствии с требованиями стандарта второго... Перед учителем ставится задача запланировать развитие универсальных учебных действий и достижение результатов освоения образовательных... | Степура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных... Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке... | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий | Программа развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Доклад Иваненко О. А., учитель русского языка и литературы мбоу «Чистогорская сош» «Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового... | План методической работы огбоу «Полянская школа-интернат» на 2013... Тема: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» | ||
Программа формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема: «Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики, физики и информатике» |