Скачать 237.53 Kb.
|
Технология дистанционного образования Баландис Л.М. стр. из Самоанализ деятельности учителя информатики высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения " Вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 27 " Калининского района г. Новосибирска Любови Михайловны Баландис Тема: «Технология дистанционного образования» Я, Любовь Михайловна Баландис, учитель информатики высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения "Вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 27 ". В 1973 году закончила Башкирский государственный университет дневное отделение по специальности физика, учитель физики. Работала с 1973 года по 1994 год в научно-исследовательских институтах и Академии наук инженером-программистом. С 1994 года по настоящее время работаю в школе. В период с 2003 года по 2007 год работала в приборостроительном техникуме. В 2001 году защитилась на высшую квалификационную категорию по дисциплине «Информатика». Авторская педагогическая технология «Дистанционное образование» преподавания предмета «Информатика» создавалась за время работы в школе и техникуме. Она представляет собой педагогическую разработку адаптивного характера, приспособленную для условий работы в вечерней школе в компьютерном классе с оборудованием Pentium3ГГц/2Гb/100Гb, операционной системой Windows XP. Изучив литературные источники по педагогическим технологиям, я, как учитель информатики, обратила внимание на дистанционное обучение. Сегодня во многих ВУЗах нашей страны одной из форм обучения является дистанционной. Это связано с тем, что с одной стороны, более успешно выполняется заказ государства о повышении образовательного уровня населения и растет потребность трудящихся в непрерывном образовании. С другой стороны, развитие Интернета и телекоммуникаций открывает новые возможности получения дистанционного образования при относительно низкой себестоимости. Оно позволяет получать знания вне зависимости места и времени. При этом выпускник получает документ государственного образца. В дневных школах сегодня дистанционного образования нет. А вот для вечерних школ введение дистанционного обучения, как одной из форм обучения наряду с другими: очной, вечерней, заочной, экстернат становится актуальным. В 2010 учебном году 2 ученика нашей школы получили справки: Буриев Хасан (не получивший необходимого количества баллов за ЕГЭ по русскому языку и по математике) и Крекер Александр (не хватило для получения сертификата по русскому языку 1балла и по математике 2 баллов). Крекер Саша имеет семью: жену и ребенка. Ему необходимо было работать, и у него не было возможности систематически посещать уроки. В течение 2009-2010 учебного года наша школа потеряла 40 работающих учеников. Поэтому, несмотря на то, что по результатам ЕГЭ наша школа заняла хорошее место, по числу не окончивших школу, мы понизили уровень успеваемости. Успешно сдать экзамены им позволило бы дистанционное обучение. Другой пример, я использовала методы дистанционного обучения при подготовке ученика нашей школы Голдобина Ивана по информатике ЕГЭ. В результате использования методов дистанционного обучения он получил сертификат по информатике с очень высоким баллом – 78. Кроме того, принцип индивидуализации темпа и содержания обучения нельзя реализовать, используя традиционные методы дидактических работ. Так как нельзя каждому школьнику в классе обеспечить условия, которые бы позволили ему продвигаться в учебе с оптимальным для него темпом, и изучать тот материал, к овладению которым он подготовлен с точки зрения собственного, индивидуального уровня развития. Такими возможностями как раз и располагает дистанционное обучение. Учитывая выше сказанное, я пришла к выводу, что в вечерней школе наряду с традиционным обучением может быть использована и технология «Дистанционного обучения». Разработанная мной программа дистанционного обучения располагается по адресу: www.ball.narod.ru Она спроектирована с учетом возможности доработки новых функциональных блоков любой сложности. 1. Идея Подрастающему поколению необходимо научиться жить, и работать в новой информационной среде, адекватно воспринимать ее, успешно развиваться. Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, а образование - это результат обучения личности. Потребности воспитания и адаптации молодого поколения к новым условиям призваны удовлетворить новые образовательные технологии, в частности, дистанционное образование с применением современных компьютерных и телекоммуникационных средств. Новая система образования должна способствовать выполнению еще одной общественной потребности - обеспечению равноправия для всех его членов. В обществе каждому человеку должны быть предоставлены равные возможности и условия в процессах формирования его как личности, когда результаты его деятельности определяются его собственными целями и полностью зависят от него самого. Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очнозаочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства. Дистанционное образование - это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Дистанционное образование - тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учебный центр), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый). Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах, это средство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные системы, связанные через каналы связи. Дистанционное обучение является формой получения образования наряду с очной и заочной, при котором в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа школьника вечерней школы, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем. Преимущества дистанционного обучения:
Принципы дистанционного обучения:
Классические лекции, семинары, практические занятия, тесты, учебные программы, электронные полнотекстовые учебники, фонды контрольных заданий и консультации преподавателей теперь доступны для каждого ученика на его мониторе компьютера в цифровом виде 24 часа в сутки. Положительно также то, что почти на каждом рабочем месте уже установлен персональный компьютер. Поэтому ученик в любом случае должен обучаться пользованию компьютерами и компьютерными сетями. А это, с точки зрения доступа к удаленным источникам информации, открывает дополнительные возможности для дистанционного образования. 2. Цели:
3. Задачи:
4. Особенности отбора материала Дистанционное образование представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей школьника. Дистанционное обучение обязательно должно обеспечивать выполнение следующих функций:
В своей педагогической деятельности я адаптирую технологию дистанционного обучения к условиям вечерней школы, которая формирует у школьников:
5. Средства обучения Используя принципы данной технологии, я разработала Учебно-методический комплекс:
Для поддержки технологии дистанционного обучения мной разработаны, дорабатываются и сопровождаются Web-сайты:
адрес, телефон, e-mail школы и отчетную документацию;
А также для поддержки данной технологии использую учебные электронные пособия в виде презентации «Power Point»:
Предлагаемый Учебно-методический комплекс базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютерных технологий. Обучение ориентировано на развитие интеллектуальных и творческих способностей, на умении анализировать и логически мыслить, на целенаправленное исследование профессиональных объектов. Одним из современных инструментов системного анализа является моделирование профессиональных ситуаций. 5. Оптимизация информационных средств Для получения и осознания учебного материала по информатике я рекомендую обычный учебник. Все понятия определяются в учебнике. Для выполнения лабораторных и практических работ использую разработанные мной Методические указания, которые должны изучаться предварительно, а затем поддерживать работу ученика на компьютере. Информация на плакатах предназначена для непроизвольного постепенного запоминания. Транспаранты гибко сопровождают объяснение учителя. Учебное кино компенсирует трудности при создании динамических изображений на компьютере. Видеопроектор компенсирует небольшой размер экрана компьютера и обеспечивает наглядность объяснения. Контекстно-зависимая помощь на экране может быть удобнее настольных инструкций при достаточном машинном времени и хороших мониторах. Гипертексты отражают сложную организацию информации и обеспечивают быстрое перемещение по ней, уточнение смысла понятий. Средства «Мультимедиа» интегрируют возможности, рассмотренные выше. 6. Воспроизводимость разработанной технологии: Теоретические основы дистанционного обучения составляют следующие общие принципы:
По первому принципу содержание учебной дисциплины информатики дистанционного образования соответствует нормативным требованиям (государственного образовательного стандарта). По второму принципу программа рассчитана на учеников, усвоивших разделы:
Третий из названных принципов дистанционного обучения, требует тщательного анализа учебного материала. Деления этого материала на небольшие связанные, и относительно самостоятельные модули с содержательной и логической точек зрения. Реализуя третий принцип, делю весь учебный материал по предмету информатика в соответствии с тематическим планом на 12 модулей по классам: 10 класс Раздел I. Автоматизированная обработка информации Модуль 1. Ведение. Информация и информационные процессы. Модуль 2. Представление информации. Модуль 3. Компьютер. Модуль 4. Технологии обработки графики. Модуль 5. Мультимедийные технологии. 11класс Модуль 6. Алгоритмы и исполнители. Модуль 7. Формализация и моделирование. 12 класс Раздел II. Информационные технологии Модуль 8. Технологии обработки текста. Модуль 9. Технологии обработки числовых данных (электронные таблицы). Модуль 10. Технологии хранения, поиска и сортировки информации (базы данных). Модуль 11 Компьютерные коммуникации. Модуль 12. Самостоятельная разработка типовых моделей. Четвертый принцип дистанционного обучения, принцип активизации деятельности школьников, изучающих любой модуль, преследует цель привить каждому из них умение глубоко анализировать содержание модуля и использовать полученные знания на практике. С целью реализации второго принципа мной разработаны 3 лабораторные работы: № 1, № 2 и №3, которые закрепляют знания и умения модуля 3 и 40 практических работ дополнительно закрепляют знания и умения всех модулей. Главной задачей пятого принципа дистанционного обучения, принцип немедленной оценки каждого ответа школьника, является: а) сообщение ему о том, правильно ли он выполнил задание, сообщение об оценке может быть дано по телефону, по электронной почте, на форуме учебного Web-сайта; б) переход школьника к следующему заданию только в случае правильного выполнения предыдущего задания. Необходимым условием перехода школьника к изучению следующего задания является выполнение лабораторных и практических работ на удовлетворительные, хорошие и отличные оценки, правильные или эквивалентные формулировки ответов на вопросы, помещенные в лабораторных и практических работах. Благодаря шестому принципу дистанционного обучения, принципу индивидуализации темпа и содержания обучения, каждый школьник может, учиться в оптимальном для него темпе, а также изучать материал, соответствующий по трудности уровню его подготовки. Во время выполнения лабораторно-практических работ я отвожу себе роль консультанта. Школьникам предлагаются 3-х уровневые задания, из которых каждый выбирает себе задание по своим силам. Школьники самостоятельно выполняют работы, используя Методические указания, в которых содержатся все необходимые сведения и алгоритмы для выполнения работы. Контрольные работы также ориентированы на 3 уровня подготовки школьника. Таким образом, реализуется шестой принцип технологии. Седьмой принцип дистанционного обучения – принцип обратной связи. Сущность его вытекает из теории построения управляющих систем и требует цикличной организации системы управления учебным процессом. При этом имеется в виду не только передача информации от учителя к школьнику (прямая связь), но и передача информации от школьника (оценка уровня знаний, умений, навыков) к учителю (обратная связь). Обратная связь необходима не только учителю, но и школьнику; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции школьниками результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством компьютера или педагогом, то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи школьники сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают учителя или компьютер. Восьмой принцип требует использования специальных технических средств - компьютеров для подачи электронных учебных материалов контроля (проведение тестов) при изучении дисциплин. Компьютеры можно назвать обучающими, так как с помощью их моделируется с любой полнотой деятельность учителя в процессе обучения. Девятый принцип заключается в создании информационных сетей, баз знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих школьнику получать, корректировать или дополнять свой образовательный уровень в необходимом направлении. возможность перехода к другим направлениям образования. По десятому принципу проектируемое дистанционное обучение сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него. 7. Контроль в процессе обучения. Контроль дает информацию, анализируя которую, учитель вносит необходимые коррективы в процесс обучения. Контроль выполняет 3 функции обучения. Образовательное, развивающее и воспитательное значение проверки – школьники не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал, готовясь к тому, что их спросят. Воспитательная функция: приучение школьников к систематической работе, дисциплине и выработка воли. Электронный тест выполняет управляющие функции. Он отсылает учеников к учебникам, энциклопедиям и другим источникам информации; поручает ему проведение бесед, наблюдений и экспериментов; по результатам контроля и оценки эффективности обучения он устанавливает необходимость повторения материала; указывает способы использования приобретенных знаний на практике и т. д. Управляющие программы являются, таким образом, для ученика своеобразным путеводителем на дороге, ведущей к приобретению знаний не только с помощью учения по электронному учебнику. Они служат формированию у школьников интереса к учебе, приучая их к контролю и оценке хода и результатов учения, а также, позволяя устранить возникающие в ходе этого процесса пробелы в знаниях. 8. Самостоятельность учащихся в процессе дистанционного обучения. Конечной целью дистанционного обучения является достижение такого уровня развития школьников, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для его решения задачи и способы деятельности, сравнивать полученные результаты с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Ушинский: «Следует передать ученику не только познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно приобретать новые познания». 9. Оценка дистанционного обучения Результаты проведенных исследований показывают, что дистанционное обучение наиболее эффективно используется при решении следующих задач:
Автоматизация обучения, вызванная введённым в обучение электронных учебников и компьютеров, не превращает учителя в фигуру второстепенную. Опыт показывает, что на всех ступенях обучения дистанционное обучение без участия учителя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидактическим средством» оно становится только в руках учителя, причем это должен быть учитель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различных дидактических ситуациях. 10. Выводы из анализа опыта работы по технологии дистанционного обучения в вечерней школе №27.
Разработкой электронных пособий, методических указаний для выполнения лабораторных и практических работ, тестов, контрольных работ,Web-сайтов начала заниматься в 2000-го года. С успехом начала применять технологию дистанционного обучения с использованием Интернет на своих уроках в период с 2008-го по 2010-й учебные годы. Это дало следующие результаты: просматривается возрастающая динамика качественной успеваемости учеников школы.
Абсолютная успеваемость уменьшилась на 1% в 2008-2009 учебном году по сравнению с 2007-2008 учебным годом, зато качественная успеваемость увеличилась на 2%. Эти результаты говорят о том, что школьники, обучавшиеся ранее в школе по традиционным методам обучения, за годы обучения в школе с применением технологии дистанционного обучения повысили качественную успеваемость. Диагностика учебно-методической деятельности Баландис Л.М. и результативности обученности школьников за 2009-2010 учебный год
7. Сильные стороны профессионального опыта: В своей работе я опираюсь на передовой педагогический опыт, на опыт коллег, и это является важным условием и средством успешного решения многих моих учебно-воспитательных проблем. В таком опыте выделяются элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Находя и используя новое и сочетая его со старым, я повышаю эффективность процесса обучения, при этом у меня изменяется и отношение к своему труду. В процессе деятельности я более часто начинаю анализировать не только результаты, но и ход своей работы, а также деятельность коллег в школе. При этом важно не просто скопировать изучаемые методы, технологии, приемы деятельности, но и, осознав идею, переработать ее таким образом, чтобы она могла эффективно использоваться для улучшения процесса обучения в каждом конкретном случае. Мой профессиональный опыт зависит от:
9. Критическое осмысление слабых сторон Для предмета информатики характерны: неустранимая новизна, нестабильность содержания, разнотипность программных средств. Постоянное совершенствование аппаратного и программного обеспечения предмета вынуждают и начинающего, и опытного учителя информатики вновь и вновь возвращаться к доработке содержания предмета, средств и методов обучения. Научность подразумевает современность методов обучения, что применительно к информатике означает, прежде всего, моделирование в самом широком смысле, исследовательскую деятельность школьника. 10. Планируемые меры по устранению слабых сторон: Для освоения современных компьютерных технологий необходимы современные компьютеры и курсы повышения квалификации.
11. Перспективы совершенствования себя, как специалиста-профессионала: Любой творчески мыслящий учитель старается не просто реализовать какую-либо изученную методику в своей работе, а модернизировать ее, разработать новую форму и приемы обучения – в этом проявляется рационализаторская функция деятельности учителя. Одним из направлений моей инновационной деятельности является совершенствование учебно-методических материалов, форм учебного процесса, демонстрационного эксперимента к уроку и т.п. И хотя программы (принципы и стратегия) находятся вне компетенции преподавателя, их успешная реализация (тактика) зависит от установления объемов материала на каждый урок. Стремление к новаторству, умение принять новое позволяет мне корректировать учебные программы в соответствии с запросами родителей и школьников, выбирать рациональные методы обучения и экспериментировать с ними. Осуществление этого вида исследовательской деятельности часто можно наблюдать при проведении демонстрационного эксперимента на уроках информатики. Проведение исследовательской работы в школе способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, являясь положительным и необходимым элементом моей творческой работы. В то же время она создает необходимые условия для развития моего личностного роста, формируя и оттачивая важный инструмент саморазвития – рефлексию. |
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования Особенности разработки учебных курсов для дистанционного образования и их структура 7 | Программа дистанционного курса (пдк) «Технология» (технический труд) «Технология», разработанной Ю. Л. Хотунцевым и В. Д симоненко. Курс обучения включает в себя 245 учебных часов с пятого по восьмой... | ||
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» «пилотных школ» и предметов для апробирования дистанционного образования через портал дистанционного образования школьников Ивановской... | Проект по созданию системы автоматизации дистанционного образования... Правила приема в Московскую академию предпринимательства при Правительстве Москвы разработаны на основании следующих документов | ||
Правила организации дистанционного обучения обучающихся правила дистанционного... ... | Государственное образовательное учреждение высшего професионального образования В настоящее время невозможно отрицать потребность системы образования в средствах обеспечения дистанционного обучения. Внедрение... | ||
Правила организации дистанционного обучения обучающихся моу сош №10... ... | Решение коллегии министерства общего и профессионального образования... Перечень нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам организации... | ||
А. В. Таранов Дистанционное обучение как инновационный фактор Данааналитическая характеристика дистанционного обучениякак инновационного фактора развития образования и региональной экономики.... | О развитии дистанционного образования в Златоустовском городском округе в 2012 году Утвердить концепцию развития системы дистанционного образования в Златоустовском городском округе (приложение 1) | ||
Проект по созданию системы автоматизации дистанционного образования... В37 Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта. Саратов: Саратовский государственный... | Проект по созданию системы автоматизации дистанционного образования... При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного... | ||
Методические рекомендации по организации дистанционного образования... Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов Челябинской области в рамках реализации мероприятия... | Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» Теоретический анализ и разработка курса для дистанционного обучения | ||
Программа обучения педагогических и руководящих работников, ответственных... Пп – учителя, обучающие детей-инвалидов, участников проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», на дому по предметам,... | Методика и технология организации дистанционного обучения «Экономика и управление»/ 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте»/ 180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного... |