А. В. Семенихина учитель информатики





Скачать 87.63 Kb.
НазваниеА. В. Семенихина учитель информатики
Дата публикации22.07.2014
Размер87.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Специфика образовательных технологий активизации личностно-смысловой познавательной деятельности обучающихся в процессе освоения содержания предмета информатика и ИКТ.

А.В. Семенихина

учитель информатики

ГБОУ СОШ № 871

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся очень многообразны.

В своей деятельности я активно применяю такие технологии как:

- технология проблемного обучения;

- технология проектного обучения;

- технологии индивидуализации обучения;

- технологии формирования информационной культуры;

- технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе;

- игровые технологии.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания учебного материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. [2] Чаще всего структура учебного материала представляет собой сочетание традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций (проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемное решение задач, сравнения, сопоставления и т.д.).

При изучении математических и логических функций MS Excel в 9 классе учащимся были предложены задачи из «Задачника» Г. Остера. Задание было следующим: по исходным данным задачи составить таблицу в MS Excel, решить ее с использованием встроенных математических и логических функций и проиллюстрировать задачу вставкой рисунка, построением графика (диаграммы). (Проблема – представить числовые данные в табличном и графическом виде)
Пример задачи: «Когда Василисе Премудрой было 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 27360 сундуков, полных золота, и каждый год прибавляется еще по 33 сундука. Василиса пообещала выйти за Кощея тогда, когда у него будет 30000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?»
Получив условие задачи (каждый ученик получил индивидуальное задание), учащиеся сначала повеселились, вникая в условие, затем принялись за выполнение с энтузиазмом. После окончания работы ученики демонстрировали свои результаты, весело их комментировали. Неоднократное повторение названия операций и порядка их проведения помогло хорошо запомнить материал, а веселая обстановка на уроке способствовала раскрепощению учащихся. Многообразие используемых видов диаграмм для различных задач позволило учащимся без затруднений выбирать тот вид, который наиболее полно иллюстрирует решение задачи. При проверке знаний на следующем уроке необходимые операции практически все учащиеся выполнили быстро и правильно.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного практического результата и его публичного предъявления.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.[2]

Наиболее подходящие темы для ученического проектирования – это создание презентаций и сайтов. После получения первоначальных сведений об инструментах и правилах создания презентаций, учащиеся получают «техническое задание» на разработку презентации по заданной теме при определенных ограничениях (общее количество слайдов, включение слайдов определенного содержания и т.п.). Учебный проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Создание презентации занимает 1 – 2 урока, после чего обязательна ее защита (представление). При этом оценивается как внешний вид презентации, так и способность представления доклада с использованием презентации. Таким образом, формируются не только навыки работы с компьютерными программами, но и коммуникативные качества учащегося.

Создание сайта, посвященного какой-либо теме, является более сложной по сравнению с презентацией задачей. Поэтому этот проект занимает 5 – 6 уроков. В 2010-2011 учебном году учащиеся 11-х классов создавали коллективный проект «Столицы мира», в который вошли страницы, посвященные достопримечательностям тех стран, в которых дети побывали или которые хотели бы посетить. В процессе работы над проектом, помимо изучения языка HTML, JavaScript и CSS, выпускники получали навыки совместной работы.

Сегодня общество находится в стадии перехода от индустриального типа к информационному. Весь мир окутан системами связи, коммуникаций. Поэтому молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой. [3]

Информационная культура человека – это совокупность качеств, отражающих знания и представления об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с ИКС, а также владение компьютерной грамотностью. [3]

Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность – компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем. [3]

Изучение информатики и ИКТ как отдельного учебного предмета как нельзя лучше отвечает потребностям современного общества. Основные направления и целевые ориентации технологии формирования информационной культуры:

- изучение информатики как науки и компьютера как устройства;

- развитие системного мышления;

- формирование творческих, исследовательских качеств учащихся с помощью средств ИКТ;

- включение учащихся и педагогов в мировое информационно-образовательное пространство;

- формирование информационной культуры личности информационного общества;

- успешная социализация выпускников с помощью создания адекватной информационной среды.

Использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся. [1]

Информационные образовательные технологии являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных — обучающей, воспитательной и развивающей — функциях.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется определенными свойствами:

  • возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;

  • наличием условий для развития творческого мышления;

  • условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный коллективный процесс;

  • концентрацией внимания всех участников взаимодействия посредством сети на самой информации а не на внешних личных атрибутах автора ;

  • условиями для создания “виртуального класса”, расширения возможностей группового и проектного обучения.

В процессе обучения детей с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.

При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.

Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения в начальной школе будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общих учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Использование таких имитационных игр, как «100/1», «Своя игра», «Брейн-ринг», наполненных содержанием по теме урока, способствует раскрепощению учащихся при обобщении учебного материала, снимает напряженность, которая возникает при обычной проверке знаний. В процесс включаются все учащиеся, поскольку каждый сможет найти задание в соответствии с уровнем подготовленности.
Для закрепления учебного материала также целесообразно использовать дидактические игры, например, «Двоичное лото», «Логическое домино». Идею почерпнула из газеты «Информатика» 2003 года. Для игры сделала фишки домино с арифметическими выражениями в двоичной системе (логические выражения для логического домино). Класс разделился на команды, каждая из которых получила комплект фишек. Каждый учащийся принимал участие в вычислении выражений, перепроверяли друг друга, стремились выложить все карточки быстрее. Темы «Алгебра логики», «Двоичная арифметика» достаточно сложны для усвоения, однако использование дидактических игр упрощает понимание.
Технологии индивидуализации обучения основаны на адаптации содержания, методов и темпов учебной деятельности особенностям ребенка. Одним из примеров использования этой технологии является дистанционное обучение, при котором каждый учащийся проходит тему в своем темпе и ритме независимо от остальных. В качестве мотивации к самостоятельной работе могут выступать:

- относительная свобода действий при ее выполнении;

- удовлетворение от самопознания, самоутверждения;

- чувство ответственности.
В 2011-2012 учебном году в качестве эксперимента часть учебного материала предложена учащимся 11 классов для самостоятельного изучения через сайт дистанционного обучения. Учитель заранее выкладывает учебный теоретический материал и задания для контроля прохождения темы на сайт, определяет крайние сроки выполнения заданий. Далее учащиеся сами выбирают, в каком темпе выполнять задания. Результаты выполнения учащиеся пересылают для проверки по электронной почте. В случае возникновения затруднений в понимании темы или при выполнении задания, учащиеся приходят на урок-консультацию.
Подобный эксперимент показал, что далеко не все учащиеся в состоянии планировать свое время и самостоятельно освоить учебный материал. В этом случае они посещают традиционные уроки. Однако подобный опыт позволяет выпускникам оценить свои возможности при дальнейшем обучении, ведь в высших учебных заведениях процент самостоятельной работы намного выше, чем в школе.
В своей работе я попыталась кратко обобщить свой опыт использования различных технологий для активизации личностно-смысловой познавательной деятельности учащихся. В дальнейшем я планирую расширить спектр используемых технологий и активизировать их применение не только на уроках информатики, но и во внеурочной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 2 М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Семенихина учитель информатики iconПриложение описание проекта «никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…»
Учитель информатики Н. С. Баранова, учитель истории Э. Ю. Барышева, учитель информатики О. С. Кузнецова, учитель русского языка и...
А. В. Семенихина учитель информатики iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение...
...
А. В. Семенихина учитель информатики iconМетодика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса...
При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока
А. В. Семенихина учитель информатики iconТатьяна Александровна, учитель информатики Участники
Участники: классный учащиеся класса, учитель информатики, библиотекарь, старшеклассники
А. В. Семенихина учитель информатики iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,...
А. В. Семенихина учитель информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
А. В. Семенихина учитель информатики icon«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош...
Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики
А. В. Семенихина учитель информатики iconУчитель: Кто помог нам в этом? 2-й слайд
Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г
А. В. Семенихина учитель информатики iconУрок информатики во 2 классе тема: «Устройства вывода информации»
Автор: Степаненко Анна Николаевна учитель информатики мкоу «Лорис-Меликовская сош»
А. В. Семенихина учитель информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
А. В. Семенихина учитель информатики icon«Интегрированные практикумы в профильных классах» Дата проведения:...
В проекте стандартов второго поколения отмечается, что ключевой характеристикой нового образования должна стать не только передача...
А. В. Семенихина учитель информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
А. В. Семенихина учитель информатики iconУчитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района...
А. В. Семенихина учитель информатики icon9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12»
А. В. Семенихина учитель информатики iconТехнологическая карта урока информатики «Человек и информация», 3 класс Класс
Бурова О. В., учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
А. В. Семенихина учитель информатики iconУрок информатики в 8 классе Разработал: учитель информатики
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск