Урок №12





Скачать 103.82 Kb.
НазваниеУрок №12
Дата публикации29.07.2014
Размер103.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Модуль

Основы светской этики

Урок № 12

Справедливость

Авторы

Криштопик Е. Ю., Коваленко А. П.,

учителя г. Орска

Руководитель

Моисеева А.Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ



Цель урока:

  • формирование у младших подростков представления о справедливом и несправедливом поступке

Задачи урока:

  • раскрыть сущность понятия «справедливость»;

  • формировать представление о справедливости, как о нравственном качестве личности;

  • развивать умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщать;

  • воспитывать культуру поведения на примере рассмотрения ситуаций демонстрирующих справедливые и несправедливые поступки.

Методы:

  • словесные;

  • частично-поисковый;

  • методы самостоятельной работы;

  • элементы исследовательского метода.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка ( презентация), экран, листы, ручки, наглядный материал на доску( пословицы), текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».

Ожидаемые результаты:

1. Уровень сформированности знания сущности понятия «справедливость»

2. Уметь характеризовать поступки людей (справедливые и несправедливые), осуществлять выбор способа поведения в разных жизненных ситуациях.

Ход урока:

1. Вводная часть

  • Организационный момент (приветствие).

  • Постановка темы и цели урока.

– У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость)

(работа в парах).

- Ребята, а вам встречалось это понятие?

- Что вы знаете о нем?

- А хотите ли вы больше узнать об этом?

- Давайте познакомимся с понятием «справедливость» и дадим моральную характеристику справедливого поступка

2.Основная часть

  • Работа с понятием «справедливость» (используется прием «Корзина идей»):


а) Работа по учебнику стр. 28-29 (чтение вслух статьи учебника учащимися, запись в тетради основных понятий урока - справедливость, признаки, по которым можно судить о справедливости).

б) Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас не согласен, выскажите свою точку зрения.

в) Все ли согласны с этой информацией?

  • Обобщение:

-Как вы считаете, справедливо ли распределяются обязанности между членами в вашей семье? Давайте послушаем притчу, которая поможет нам разобраться в этом вопросе

  • Работа с дополнительным материалом (чтение и инсценировка учащимися притчи ).

  1. Притча «Справедливость»

-   Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
   - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
   - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
   - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
   При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
   - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
   Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.

2) Беседа по содержанию притчи:

- Ребята, как вы поняли, о чем эта притча?

- В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

- Что значит быть справедливым?


  • Работа с различными источниками информации.

-Какие пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость» вы знаете?

-Сейчас составьте пословицы из предложенных на доске частей и объясните, как вы понимаете значение этих пословиц?

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб – соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду что шило в мешке не утаишь.

- А, случалось ли вам оказаться в ситуации несправедливости по отношению к вам? А могут ли быть несправедливыми отношения в нашем классе?

Работа над рассказом Н. Носова «Фантазёры»

1) Чтение рассказа по ролям.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

- Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь – море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шёл без головы?

- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! – сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

- Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

- Ничего подобного. Я не про это.

- Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чём же ты летал?

- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что…- засмеялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел.

- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно…Летел, летел, а потом бряк о землю…ну и проснулся…

- А-а, - протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать!

- Чего проще!

- Ну, выдумай что-нибудь.

- Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э… гм… кхм…э-э-э

- Ну, что ты всё «э» да «э»!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо.- Сейчас, сейчас…э-э-э…

- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил – чего проще!

- Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил – выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется…Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдём домой, говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

-Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

- Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

- Правильно! – сказал Стасик. – А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

- Вкусная штука! – сказал Мишутка. – Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

- Ну, ты и выдумываешь всё! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

- Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

( сократить рассказ)

Обсуждение ситуации в рассказе

- Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

- Справедливо ли мама наказала Иринку?

- Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

- Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?


  • Вывод:

- Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?

- Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

6.Заключение.

- Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам (Р. Киплинг, английский писатель):
Владей собой среди толпы смятенной.

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб удавить глупцов.

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен всё воссоздавать с основ.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!


  • Домашнее задание:

Стр. 28-29 учебника.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №12 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок №12 iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок №12 iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок №12 iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок №12 iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок №12 iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок №12 iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок №12 iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок №12 iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок №12 iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней
Урок №12 iconУрок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"...
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок
Урок №12 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок №12 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск