Скачать 103.82 Kb.
|
Цель урока:
Задачи урока:
Методы:
Формы организации познавательной деятельности:
Оборудование: м\медийная установка ( презентация), экран, листы, ручки, наглядный материал на доску( пословицы), текст рассказа Н.Носова «Фантазеры». Ожидаемые результаты: 1. Уровень сформированности знания сущности понятия «справедливость» 2. Уметь характеризовать поступки людей (справедливые и несправедливые), осуществлять выбор способа поведения в разных жизненных ситуациях. Ход урока: 1. Вводная часть
– У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость) (работа в парах). - Ребята, а вам встречалось это понятие? - Что вы знаете о нем? - А хотите ли вы больше узнать об этом? - Давайте познакомимся с понятием «справедливость» и дадим моральную характеристику справедливого поступка 2.Основная часть
а) Работа по учебнику стр. 28-29 (чтение вслух статьи учебника учащимися, запись в тетради основных понятий урока - справедливость, признаки, по которым можно судить о справедливости). б) Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас не согласен, выскажите свою точку зрения. в) Все ли согласны с этой информацией?
-Как вы считаете, справедливо ли распределяются обязанности между членами в вашей семье? Давайте послушаем притчу, которая поможет нам разобраться в этом вопросе
- Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса. - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. 2) Беседа по содержанию притчи: - Ребята, как вы поняли, о чем эта притча? - В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). - Что значит быть справедливым?
-Какие пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость» вы знаете? -Сейчас составьте пословицы из предложенных на доске частей и объясните, как вы понимаете значение этих пословиц? Всяк правды ищет, да не всяк её творит. Хлеб – соль кушай, а правду слушай. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет. Правду что шило в мешке не утаишь. - А, случалось ли вам оказаться в ситуации несправедливости по отношению к вам? А могут ли быть несправедливыми отношения в нашем классе? Работа над рассказом Н. Носова «Фантазёры» 1) Чтение рассказа по ролям. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. - Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. - А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. - А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка. - У! А я море мог переплыть! - Подумаешь – море! Я океан переплывал! - А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила. - Врёшь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой. - Без головы? - Конечно, без головы. Зачем мне голова? - Как же ты шёл без головы? - Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя. - Почему же ты теперь с головой? - Другая выросла. «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. - Ну, это что! – сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. - Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка. - Вовсе нет. - Почему же ты теперь живой? - Так он же меня потом выплюнул. Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит: - Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики… - Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это. - Ничего подобного. Я не про это. - Ну ладно. Ври дальше. - Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку. - Ха-ха-ха! Вот это враки! - А вот и не враки! - Как же ты мог раздавить автобус? - Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил. - Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. – А я раз на Луну летал. - Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка. - Не веришь? Честное слово! - На чём же ты летал? - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам! - Что же ты там на Луне видел? - Ну, что…- засмеялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел. - Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал! - Конечно, летал. - Почему же ничего не видел? - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно…Летел, летел, а потом бряк о землю…ну и проснулся… - А-а, - протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне. Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит: - Вот врут-то! И вам не стыдно? - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. - Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие! - А ты думаешь, легко выдумывать! - Чего проще! - Ну, выдумай что-нибудь. - Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста. Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать. - Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э… гм… кхм…э-э-э - Ну, что ты всё «э» да «э»! - Сейчас! Дайте подумать. - Ну, думай, думай! - Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо.- Сейчас, сейчас…э-э-э… - Ну чего же ты выдумываешь? Говорил – чего проще! - Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался. - Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик. - Ничего. Как было, так и рассказал. - А говорил – выдумывать мастер! - Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. - Какая польза? - А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза. - Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка. - А тебе что? - Мне ничего. А вот ты этот, как это называется…Брехун! Вот! - Сами вы брехуны! - Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть. - Я и сам не стану с вами сидеть. Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого. - Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке. - Пойдём домой, говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём. На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные. - Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка. - Меня мама гулять не пускала. - За что? - За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил. - Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка. - И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик. - А вы разве не хотите сами? - Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик. - Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира. - Правильно! – сказал Стасик. – А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части. - Вкусная штука! – сказал Мишутка. – Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого. - Ну, ты и выдумываешь всё! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел! - Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана… ( сократить рассказ) Обсуждение ситуации в рассказе - Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. - Справедливо ли мама наказала Иринку? - Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? - Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
- Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? - Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей) 6.Заключение. - Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам (Р. Киплинг, английский писатель): Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Стр. 28-29 учебника. |
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | Расписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11.... Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская... | ||
Урок формирования знаний Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др | Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии.... | ||
Урок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию... Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные... | Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | ||
Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | ||
Урок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12.... Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней | Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"... Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок | ||
Урок в начальной школе с использованием технологии ркмчп Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок... | Урок в начальной школе с использованием технологии ркмчп Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок... |