Скачать 54.47 Kb.
|
Исследовательская и проектная деятельность как средство активизации познавательного интереса младших школьников Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности. Как избежать «золотой середины», не привести всех к одному знаменателю – «среднему», а наоборот сохранить желание и возможности первых, при этом, не забывая и о повышении интереса вторых? Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, по моему мнению, является одной из самых актуальных задач современной школы. Поэтому считаю, что стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников можно через проектно-исследовательскую деятельность и систему творческих заданий. Концептуальной и методологической основой при разработке темы по активизации познавательной деятельности младших школьников послужили педагогические идеи Галины Ивановны Щукиной, которая говорит: «Познавательный интерес является одним из главных условий протекания учебного процесса и свидетельством его правильной ориентации». В основу моей работы была положена идея личностно-ориентированного обучения, которая в центр всей школьной образовательной системы ставит личность ребёнка. В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Это противоречие потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Разрешение этого противоречия происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае это проектная и исследовательская деятельность, основы которой я ввожу в учебный процесс младших школьников. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным. При обучении я следую общедидактическим принципам: научности, доступности, опоры на субъектный опыт. Формирование модели выпускника начальных классов осуществляю через личностно-ориентированные, культурно-ориентированные, деятельностно-ориентированные принципы. Использую разнообразные формы обучения, которые носят не репродуктивный, а исследовательский характер, что приводит к развитию мыслительной деятельности и творческого потенциала учащихся. В ходе работы решаются следующие задачи:
Информационно-коммуникационные технологии используются на уровне методических приемов при проведении фрагментов уроков и нестандартных учебных занятий (ролевых игр, конференций, защиты проектов и рефератов, презентаций) По определению И.Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде». В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации деятельности, направленной на создание собственных творческих, исследовательских проектов. В моей системе обучения важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы переработки учебной информации, мыслительных умений и навыков, анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, умение работать с книгой и другими источниками информации, развитие познавательного потенциала учащихся. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе на уроках и во внеурочной деятельности. Учащимся предлагается перечень тем на выбор, совместно с учителем формулируются цели, задачи и определяются сроки для подготовки индивидуальных и коллективных презентаций. Эффективно реализованы следующие типы проектов:
Что же даёт такая система работы?: 1. Возможность каждому ученику достичь максимально возможных для него результатов обучения: повысился уровень знаний учащихся (обученность - 100%, средняя оценка по предметам – 4,01 – 4,29, учатся на «4» и «5» от 56% - 65%); увеличивается число детей, участвующих в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах. Баглай Никита - призер конкурса проектных и исследовательских работ «Открытие», Белова Мария – участник окружного конкурса проектных и исследовательских работ «Премьера», Шатохин Владислав и Логинова Светлана – победители «Интеллектуального марафона», игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» 2. Создаёт ситуацию успешности ученика, что позволяет ему почувствовать уверенность в себе, в своих силах, самоутвердиться не только в школе, но и в дальнейшей жизни. 3. Система работы позволяет отслеживать развитие уровня познавательного интереса учащихся и проводить своевременную корректировку педагогической деятельности. Наличие устойчивого познавательного интереса способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. 4. Изменяется уровень сформированности мыслительной деятельности детей. Они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию. 5. В результате выполнения исследования по решению значимой для школьника проблемы, появился продукт и новые умения, способы деятельности ребенка: школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности. Дети ежегодно приглашаются для участия в окружных, городских и Всероссийских конкурсах-фестивалях проектных и исследовательских работ. Данная работа эффективна, полезна и стимулирование развития интеллектуальности младшего школьника через проектно-исследовательскую деятельность успешно реализуется, формируются базовые компетентности как результат обучения на 1 ступени в соответствии с ФГОС. Результатом системы работы является создание методических копилок уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, проектных работ учащихся. |
Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Как работает организм человека» Меня всегда волновал вопрос: «Почему органы человека работают слаженно?» Ответ на этот вопрос и стал целью моей работы. По-моему... | Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности... | ||
Методическая разработка урока. Учитель ссш №11 Полиновская Л. П.... Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем. «Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У... | Атмосфера истинной поддержки каждого – этот вопрос волновал меня... Наталья Владимировна Кохан, учитель педагогики Новосибирского городского педагогического лицея имени А. С. Пушкина, вожатая Всероссийского... | ||
Деятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы Важность проблемы мотивации обучения русскому языку всегда осознавалась учеными, предлагались разнообразные пути ее решения. Однако... | Газета учащихся средней общеобразовательной школы №5 Семь золотых и один серебряный медалист завершили обучение у меня в классе. Как педагогу, мне было очень приятно осознавать, что... | ||
[Наиль Байков, Seopult tv]Добрый день, дорогие интернет зрители!... Добрый день, дорогие интернет зрители! Как прежде и как всегда я говорю, меня зовут Наиль Байков, руководитель проекта seopult. Tv.... | Тема Родины в изобразительном искусстве Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления... | ||
«что я должен делать, чтобы сберечь лес» В школе проходил конкурс на лучший рисунок «осенние мотивы», а я решила сделать проект на эту тему, потому что у меня осталось много... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как здорово иметь любимого учителя, с которым всегда приятно быть на уроке, улыбнуться друг другу, а может, и просто поговорить.... | ||
Задача системы образования всегда состояла в формировании студента... Текст выступления акбаровой з. Ш. На заседании цикловой методической комиссии естественно-научных и математических дисциплин | ИМ. В. А. Стеклова Далее мы перечислим основные факторы, оказывающие влияние на оценку «важности» теорем и теорий. Следующий рассмотренный вопрос –... | ||
Реферат по геометрии Тема: «Золотое сечение пропорции» Вопрос о математических предпосылках прекрасного, о роли математики в искусстве волновал еще древних греков, причем свой интерес... | 482. Amina (03. 03. 2014 22: 11) e-mail В прошлом году я была у нумеролога,на мой вопрос: стоит ли мне заниматься гаданием?она ответила: что нет,так как у меня есть сын... | ||
Когда я слышу слово «учитель», оно не звучит для меня отвлечённо.... | Зачем мы ходим в театр, зачем мы любим театр? «как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…» При этом актёры... |