ТЕХНОЛОГИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М. : Просвещение, 2011.
Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М. : Просвещение, 2011.
Роговцева, Н. И. Технология. 1-4 классы. Рабочие программы [Текст] / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. - М. : Просвещение, 2011.
Роговцева, Н. И. Уроки технологии: человек, природа, техника : 2кл. [Текст] : пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2008.
Технология. 2 класс [Электронный ресурс] : электронное приложение к учебнику / С. А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсуридзе, В. А. Мотылева. - М. : Просвещение, 201 Г. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на2013г /2014г учебный год: Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № от . .20 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 / 2014 учебный год»;
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Учебный план образовательного учреждения на2013 /_4014___ учебный год;
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Цели изучения технологии в начальной школе*:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально- исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоцио- нально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Структура курса
Давайте познакомимся (3 часа)
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология?
Человек и земля (21 час)
Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Человек и вода (3 часа)
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 часа)
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Человек и информация (3 часа) Работа с разными материалами 13ч
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Содержание курса представлено следующими основными разделами:
общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
конструирование и моделирование;
практика работы на компьютере.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
название темы урока;
краткая вводная беседа;
основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитан на 68 часа в год, 2 час в неделю, что соответствует БУП во классах .
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета*
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Результаты изучения учебного курса*
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и реализовывагь цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художе- ственно-конструкторских задач.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
учебно-методическое обеспечение
1. Интернет-ресурсы. 2. Информационно-коммуникативные средства.
Технология [Электронный ресурс]. - М. : Мин-во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО «ИНФОСТУДКЯ ЭКОН», 2004. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Библиотека электронных наглядных пособий).
1С: Школа. Студия лепки. Животные [Электронный ресурс]. - М. : 1С-Паблишинг, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Народные промыслы [Видеозапись, кинофильм, микроформа] : документальный фильм. - М. : Видеостудия «КВАРТ», 2005. - 1 вк.
3. Технические средства обучения.
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Специализированная учебная мебель.
Компьютепный стол
Календарно-тематическое планирование 2 класс. Технология.68ч-2часа в неделю.
№ п/п
| дата
| Тема урока
| Тип урока.
| Виды учебной деятельности
| Планируемый результат
|
|
|
| Работа с разными материалами.
|
|
| 1
| 4.09
| Как работать с учебником.
Техника безопасности на уроках.
| Введение в новую тему
| Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Определять материалыи инструменты для изготовления изделия.
| Знать правила работы с книгой.
| 2
| 7.09
| Деятельность человека на земле.П/р»Выращивание лука.»
| Урок практика
| Искать и анализировать информацию о земледелии.Составлять рассказ о профессиях.
| Посадить лук на перо.
| 3
| 11.09
| Виды посуды. Корзина с цветами.
| Урок изучение нового материала.
| Освоить приём наматывания, обмотки и переплетения ниток.
| Сделать из бумаги по образцу корзину с цветами.
| 4
| 18.09
| Работа с пластилином. Семейка грибов.
| Урок закрепления и систематизации знаний
| Отличать съедобные грибы от несъедобных. Работать с пластилином и природным материалом.
| Вылепить грибы разных видов.
| 5
| 21.09
| Тестопластика. Игрушка из теста.
| Комбинированный урок.
| Освоить способ приготовления
слолёного теста иприёмы работы с ним.
| Знать прёме работы с солёным тестом,вылепить любую игрушку.
| 6
| 25.09
| Проект « Праздничный стол».
| Урок – проект.
| Изготовление изделий по выбору учащихся. Составить план работы. Работа в группах.
| Уметь сервировать стол.
|
|
|
| Народные промыслы.
|
|
| 7
| 28.09
| Золотая хохлома.
| Урок – путешествие.
| Освоить технику папье-маше, технологию создания хохломского растительного орнамента .
| Знать особенности промысла,уметь различать.
| 8
| 2.10
| Филимоновская игрушка.
| Комбинированный уок
| Выделять особенности филимоновской игрушки.
| Знать особенности промысла,уметь различать.
| 9
| 5.10
| Городецкая роспись.
| Урок- исследование.
| Выделять особенности городецкой росписи. Выполнять аппликацию из бумаги.
| Знать особенности промысла,уметь различать.
| 10
| 9.10
| Дымковская игрушка.
| Комбинированный урок.
| Выделять особенности дымковской игрушки. Закрепить навыки работы с пластилином.
| Знать особенности промысла,уметь различать.
|
|
|
| Жизнь села.
|
|
| 11
| 12.10
| Рельефная картинка. Деревенский пейзаж.
| Урок – проект.
| Освоить технику изготовления рельефной картины. Использовать художественные приёмы построения композиции.
| Уметь отличать городской и сельский пейзажи.
| 12
| 16.10
| Движущаяся конструкция- лошадка.
| Урок изучение нового материала.
| Конструировать из бумаги движущуюся игрушку. Закрепить навыки разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц.
| Создать игрушку.
| 13
| 19.10
| Аппликация из природного материала. Курочка из крупы.
| Комбинированный урок.
| Освоить способы и приёмы работы с пшеном, фасолью, рисом. Выполнять аппликацию в технике « мозаика».
| Сделать аппликацию.
| 14
| 23.10
| Проект «Деревенский двор»
| Урок- проект.
| Изготовить объёмное изделие на основе развёртки. Распределить обязанности в группе. Выполнить изделие оценить его.
| Уметь работать в группах,создать картину.
| 15
| 26.10
| Изделие из яичной скорлупы. Новогодняя маска.
| Урок- игра.
| Закрепить навыки работы с яичной скорлупой. Узнать понятие «симметрия», найти симметрию в своем изделии.
| Создать игрушку из яичной скорлупы на ёлку.Сделать маску из бумаги.
| 16
| 26.10доп
| Полуобьёмная пластика. Изба.
| Урок изучения нового материала.
| Находить значение новых понятий в словаре.Выполнять разметку по шаблону.
| Смастерить модель избы.
| 17
| 6.11
| Игрушка из помпона. Домовой.
| Комбинированный урок.
| Традиции, поверия, правила приёма гостей у народов России. Освоить правила работы с циркулем.
| Сделать игрушку из ниток.
| 18
| 9.11
| Проект «Убранство избы». Русская печь.
| Урок проект.
| Сравнивать убранство русской избы и современного жилища. Выполнить изделия из пластичных материалов.
| Сделать групповые работы.
| 19
| 13.11
| Плетение полос бумаги. Коврик.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Осваивать новый вид работы- плетение полос бумаги.
| Сплести коврик.
| 20
| 16.11
| Плетение в три нити. « Русская красавица».
| Урок изучения нового материала.
| Исследовать виды, свойства и состав ткани. Осваивать плетение косички в три нити.Выполнить аппликацию.
| Плести косу в три пряди
|
|
|
| Виды швов и стежков.
|
|
| 21-22
| 20.11,23.11
| Строчка косых стежков.
« Кошелёк»
| Комбинированый урок.
| Исследовать виды ниток. Осваивать строчку косых стежков.
| Научиться выполнению косых стежков.
| 23-24
| 27.11,30.11
| Виды швов и стежков для вышивания.
| Урок обобщения изученного.
| Осваивать технику тамбурного шва, использовать пяльца для вышивки. Использовать правила работы с иглой.
| Вышить салфетку.
|
|
|
| Человек и вода.
|
|
| 25
| 4.12
| Техника изонить. Золотая рыбка.
| Урок- сказка.
| Освоить технику «изонить». Переносить рисунок с помощью копировальной бумаги. Выполнить изделие в технике «изонить».
| Сделать рыбку.
| 26
| 7.12
| Проект «Аквариум»
| Урок – проект.
| Самостоятельно разделиться на группы, ставить цель, обсуждать план работы. Составлять композицию из природного материала.
| Создать поделку
| 27
| 11.12
| Полуобъёмная аппликация «Русалка».
| Комбинированый урок.
| Осваивать технику полуобъёиной аппликации.
| Создать поделку
|
|
|
| Человек и воздух.
|
|
| 28
| 14.12
| Оригами «Птица счастья»
| Урок- путешествие.
| Освоить способы рабаты с бумагой и техникой оригами.
| Создать поделку.
| 29
| 18.12
| Объёмная модель «Ветряная мельница».
| Комбинированный урок.
| Наблюдать за явлениями в воздушном пространстве.Определять скорость и направление силы ветра. Анализировать готовую модель.
| Создать поделку.
| 30
| 21.12
| Флюгер из фольги.
| Урок- исследование.
| Узнать назгачение флюгера. Познакомиться с фольгой и её свойствами и возможностью использования.
| Создать поделку.
| 31
| 21.12доп
| История книгопечатания. Книжка-ширма.
| Урок- вертуальная экскурсия.
| Использовать правила разметки деталей по линейке. Освоить вклейку страниц в сгиб при помощи клапанов.
| Создать поделку.
|
|
| Человек-информация.
| Компьютер.
|
|
| |