«Модели компьютерного обеспечения ИОС. Использование цифрового интерактивного оборудования при обучении младших школьников способам обработки визуальной информации» Малышев М.В.,
старший преподаватель кафедры информатизации и ИКТ КОИРО
Владисов Е.С.,
старший преподаватель кафедры информатизации и ИКТ КОИРО Постепенное оснащение школы средствами ИКТ определо педагогические модели применения информационных и коммуникационных технологий и ЭОР в учебном процессе школы. Можно выделить наиболее распространенные модели:
компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;
компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;
один ученик – один компьютер;
интерактивный мобильный электронный учебник у каждого ученика (в перспективе).
Большое место в процессе обучения должна занимать наглядность. Она помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Наглядность является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, развития мышления и речи учащихся. Например, в начальных классах, без наглядных методов нельзя представить образовательный процесс, так как известно, что у дошкольников и младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее наглядного представления информации. Это учитывалось, например, в школах М. Монтессори и выражалось в словах:
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я изучаю»
Данную возможность реализует в обучении мультимедийная наглядность, основанная на компьютерных технологиях, одновременно использующих разные информационные источники: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты. Особое место здесь занимают интерактивные мультимедийные технологии, с появлением которых учителя получили возможность активно внедрять в жизнь учеников новые образовательные методики. Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания.
Интерактивная доска, как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика, признана учителями поистине революционным изобретением. Использование интерактивной доски на уроке способствует включению каждого учащегося в работу над учебным материалом/проектом и дает бесценный живой практический опыт. Благодаря мультимедийным возможностям доски школьники представляют результаты групповых проектов в живой интерактивной форме. Что примечательно, учащиеся начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная. Результат: активный и включенный в работу класс.
По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием данной технологии позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.
Документ-камера даёт возможность демонстрации в любой момент времени любого предмета с учительского стола. Это позволяет оживить процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более результативным. Интерактивность устройства позволяет установить обратную связь между учителем и классом (разбор домашнего задания, анализ контрольной работы и т.д.), что повышает мотивацию учащихся.
Современные дети гораздо охотнее и активнее познают и запоминают новое, когда им дают возможность почувствовать, испробовать, пощупать самим. Именно такую возможность дают интерактивные планшеты. С их помощью можно проводить урок в форме виртуальной лаборатории, виртуального музея, внутренней обучающей программы.
Дети по своей природе – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня. Реализовать эти задачи на уроках естественнонаучного цикла помогает работа с цифровым микроскопом. Наличие цифровой камеры, подключаемой к компьютеру и проектору, делает микроскоп «доступным» сразу всему классу. Изображение объекта, находящегося на предметном столике микроскопа, выводится на экран и его могут видеть все ученики класса. Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка или видеофильма. Специальные компьютерные программы позволяют редактировать эти снимки и видеоролики для получения более яркого и наглядного образа объекта.
Другим современным видом цифрового интерактивного оборудования являются цифровые лаборатории. Применение лабораторий значительно повышает наглядность, как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории. Оборудование цифровой лаборатории универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. По отзывам учителей, использование цифровых лабораторий способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования.
Ещё одним средством обучения школьников сегодня является использование образовательных робототехнических конструкторов на уроках информатики и ИКТ, технологии, физики, а также во внеурочной деятельности. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Включение элемента робототехники в урок расширяет словарный запас учащихся, способствует установке причинно-следственных связей, приводит к анализу результатов моделирования и исследования, развивает логическое мышление.
Активно входящие в образовательный процесс системы опроса, тестирования и голосования дают возможность интерактивно и массово проводить оценку знаний учащихся. Системы позволяют собрать ответы сразу со всего класса, выполнить их обработку, оценить знания и провести анализ полученных результатов. Использование во время тестирования мультимедийных материалов повышает заинтересованность ребят к выполнению контрольных и проверочных работ. |