МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛ) Оглавление
Введение. Актуальность рейтинга
Цели и задачи рейтинга
Направления рейтингования и критерии оценки
Расчет рейтинга
Формирование рейтинга
Приложение
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЙТИНГА
За последние несколько лет школьные сайты перешли из разряда инновационных технологий, доступных и используемых единичными лидерами информационного движения, в категорию массовой практики. Более того, сайты стали обязательным элементом школьного образовательного пространства, наличие которого регламентировано законодательством РФ1.
Размещение официальных сайтов учреждений и организаций в сети Интернет на современном этапе является ведущим средством обеспечения информационной открытости образовательной системы. Состояние (наличие, содержание, обновляемость, удобство пользования и др.) сайта можно рассматривать в качестве ведущего критерия прозрачности образовательной организации.
Школьный сайт – универсальное и эффективное средство, которое позволяет удовлетворить информационные потребности всех субъектов образовательного процесса, создает возможности для их общения, может помочь в принятии конкретных решений (выбор школы, участие в мероприятиях и др.). При этом функции сайтов гораздо шире простого информирования. Они включают образовательные и воспитательные задачи, коммуникативные и организационные функции.
Для реализации всех этих задач сайт образовательного учреждения должен быть ориентирован, в первую очередь, на информационные и коммуникационные потребности и интересы своих основных пользователей.
В отличие от большинства других информационных сетевых ресурсов аудитория школьного сайта очень разнородна, она включает группы пользователей, потребности и интересы которых довольно сильно различаются. В качестве основных групп пользователей школьных сайтов можно назвать: обучающихся и их родителей; родителей, которые только ещё выбирают образовательное учреждение для своих детей; педагогов и иных работников школы, их коллег из других образовательных организаций; администраторов (управленцев) системы образования разного уровня и др.
В таком многообразии целевой аудитории довольно сложно выделить информационные приоритеты. Однако понимание того, для кого создан и работает школьный сайт, является важнейшим условием для его эффективного построения и оптимального использования.
Каким должен быть школьный сайт? Какие разделы и сервисы необходимо разместить на нем, кроме информации о школе, администрации и учителях? Ответов на эти вопросы существует множество.
Сегодня в сети можно найти огромное количество очень интересных и необычных школьных сайтов. Но ещё больше – стандартизированных и однотипных. Некоторые руководители системы образования регионального и муниципального уровней задают своим подведомственным учреждениям шаблон сайта со стандартным набором рубрик и разделов, оставляя при этом минимум возможностей для творчества и самовыражения школьного коллектива.
Чтобы понять, какой же из этих вариантов лучше, какой в большей степени отвечает основным целям создания и функционирования информационного ресурса образовательного учреждения необходимо посмотреть на школьные сайты с точки зрения каждой целевой аудитории и оценить, на все ли запросы этой группы пользователей отвечает данный сайт?
Только при учете всех потребностей пользователей, можно говорить о «клиент-ориентированности» школьного сайта, об информационной открытости данного образовательного учреждения.
Однако учет всех групп пользователей в рамках одного рейтинга не возможен. Такой подход очень усложнил бы методику оценивания сайтов и сделал бы её менее объективной.
Поэтому, учитывая специфику читательской аудитории проекта «Социальный навигатор», целесообразно, в первую очередь, рассмотреть информационную открытость школьных сайтов с точки зрения интересов родительской общественности.
Контингент пользователей школьных сайтов очень широк, но именно родители сегодня являются самой массовой аудиторией заинтересованной в получении информации о школе, в её информационной открытости. Ученики больше ориентированы на общение, образование, совместную деятельность; педагоги и управленцы – на решение своих профессиональных задач…
Информационные и коммуникационные потребности современных родителей нередко опережают возможности большинства школьных ресурсов. Закрепленные нормативными правовыми актами формальные требования к школьным сайтам не полностью соответствуют потребностям и интересам родительской аудитории. Поэтому предлагаемый рейтинг выходит за рамки законодательных нормативов, в некоторой степени повышая уровень требований к информационно-коммуникационной деятельности образовательных учреждений. Такой подход может стать основанием для совершенствования информационных систем школ с целью максимальной ориентации на пользовательский запрос и конструктивное взаимодействие с общественностью.
Максимальная ориентация школьных сайтов на пользовательский запрос, на интересы и потребности родительской аудитории, определяет основную специфику и уникальность предлагаемой методики, в отличие от существующих аналогов. Фактически – это рейтинг сайтов с точки зрения удовлетворения запросов родителей посредством интернет-контента, предоставляемого школой.
Другими важнейшими отличительными особенностями предлагаемой методики рейтингования являются:
- полный охват сайтов всех общеобразовательных школ Российской Федерации;
- формирование рейтинга по территориальному признаку, поскольку пользователям важны сайты школ своего муниципалитета, региона.
Одно из базовых требований к методике оценивания и построения данного рейтинга – ориентированность на национальную оценку исследуемого явления, что требует высокого уровня сопоставимости результатов. Такой уровень может быть достигнут только при использовании количественных критериев и качественных критериев, допускающих возможность однозначного трактования. В связи с этим из методики рейтингования школьных сайтов были сознательно исключены все критерии несоответствующие данным требованиям (так называемые «эмоциональные критерии», связанные с качеством оформления сайта, удобством интерфейса, качеством контента и аналогичными параметрами).
При этом данную методику не стоит рассматривать как универсальный набор требований, невыполнение которых должно повлечь за собой административные санкции. Для любого информационного сайта важны такие параметры как оригинальность, уникальность, креативность, которые невозможно подвергнуть количественным измерениям и объективно оценить.
|