Скачать 96.49 Kb.
|
«Поистине, праведность сердца проявляется в пяти вещах: чтении Корана, сопровождаемом размышлениями; пустом животе; совершении ночных молитв; обращениях с мольбами к Аллаху незадолго до рассвета; общении с праведными людьми». Ибн аль-Муляккин Цель урока: формирование представлений школьников о традициях соблюдения поста у мусульман. Задачи: Личностные: -воспитывать ответственность при выполнении обязанностей, доброжелательность, милосердие, уважение к традициям, обычаям своего народа; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: - вырабатывать умение работать с любыми источниками информации; -способствовать формированию умений творчески мыслить, правильно выражать свои мысли, грамотно отвечать на поставленные вопросы; -развивать навыки устной речи и умение работать с учебником. Предметные : - познакомить с ценностями мусульманской семьи; - способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию прошлого; - воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ по изучаемой теме, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа на компьютере. Основные термины и понятия: пост (саум, ураза), Рамадан, Ураза-Байрам. Средства наглядности: иллюстрации к уроку 13 с диска к урокам ОРКСЭ, иллюстрации «Мусульмане за праздничным столом»; образцы открыток к празднику; фотографии мечетей; национальные угощения. Структура урока:
1.Прочитай параграф стр.44-45. 2.Вместе с родителями создай календарь мусульманских праздников. 3. Изготовь открытку к празднику Ураза-Байрам.( задание по желанию) Ход урока: 1. Организация деятельности учащихся. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Обязанности мусульман и как они выполняются в семье. Фронтальный опрос - Что является в исламе главной формой поклонения Аллаху? - Сколько раз должен молиться каждый мусульманин в течение дня? - Что такое намаз? - В чём главная цель намаза? - Что такое мечеть? Какие существуют традиции посещения мечети? 3. Актуализация знаний. Проблемный вопрос: Прослушайте стихотворение, подумайте и ответьте: о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие новые понятия вам встретились в стихотворении? Вывод: мы будем говорить о посте мусульман. Что такое пост? В какой месяц постятся мусульмане? Какие правила соблюдения поста существуют? В чем особенности соблюдения поста у мусульман? Какие качества помогает сформировать пост? Попытаемся и мы ответить на эти вопросы. 4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?» Учитель: Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю религиозного праздника, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которую он исповедует, которой он интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые нас окружают. 5. Работа с текстом параграфа (с. 44). Комментированное чтение учебника. Задание: познакомьтесь с текстом учебника и зачитайте правила, которые необходимо соблюдать во время поста. Вопросы для обсуждения: Кому разрешено не соблюдать пост? Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане? 6. Работа с понятиями ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий. Физминутка Сидя за партой На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок перед собой) Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки, тянут в стороны) Повертели, покрутили,(Вращения кистью) Постучали и открыли.(стучим кулачками и разводим в стороны) Зарядка(стоя между партами) Поднимает руки класс-это раз, Завертелась голова- это два, Три - руками три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
О праздновании Ураза-байрам За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи». Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству. Также перед праздником обязательно нужно простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение. В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим о «действительности» прохождения поста. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр). Садакат-уль-Фитр – особая милостыня. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды. Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца. После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году. После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса. Вопросы и задания для учащихся: Что вы узнали о празднике Ураза-байрам. Как готовятся в вашей семье к празднованию Ураза-байрам? Какие угощения готовит мама?
Какие качества человека развиваются благодаря посту?
Какие правила поведения во время поста для вас наиболее значимы? Создается памятка «Мое поведение во время поста».
РЕФЛЕКСИЯ: Что нового я узнал сегодня на уроке? Что мне понравилось на уроке? О чём ещё хотел бы узнать ? Задание на дом: Прочитай в учебнике стр.44-45. Вместе с родителями создай календарь мусульманских праздников. 3. Изготовь открытку к празднику Ураза-Байрам.( задание по желанию) Для подготовки к уроку использован материал:
Межпредметные связи: Я и мир вокруг нас, математика. Внеурочная деятельность 1.Творческий проект « Изготовление открыток к празднику «Ураза- Байрам» 2.Встреча с местным муллой. Приложение 1 Понятийный словарь ( для учителя) Пост (ураза) – воздержание верующих от еды и питья в светлое время суток, от дурных поступков, от лжи, клеветы, брани, сплетен. САУМ (ИЛИ СЫЯМ) – мусульманский пост. Различают обязательный (фард) пост, соблюдаемый в месяце рамазан, и желательный (сунна) пост. Рамада́н (араб. رمضان, абджадия ) или рамаза́н (тур. Ramazan) — девятый месяц мусульманского (лунного) календаря. В соответствии с одним из пяти столпов ислама в течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза (Фаджр, наступающий на рассвете) до наступления вечернего намаза (Магриб, наступающий с закатом). Ураза - - 30-дневный мусульман. пост в месяц рамадан ( рамазан ), прерывающийся ежедневно с вечера до утра. ИМАМ – предводитель; духовный авторитет, духовный предводитель мусульман; руководитель исламского государства или общины; предстоятель, руководитель коллективного намаза. - Садакат-уль-Фитр – особая милостыня. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды. Приложение 2 Иллюстрации « Мусульмане за праздничным столом» Приложение 3 Открытки к празднику Ураза-Байрам |
Рамадан Хафиз Ибн Раджаб приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) радовал своих сподвижников наступлением... | Вопросы заочной олимпиады по истории (9-11) Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, занимавших пост главы правительства ссср, и годами, когда они занимали... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятия: фаза Луны, синодический месяц, сидерический месяц, восходящий и нисходящий узлы, драконический месяц | Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | ||
Урок обществознания в 7 классе Тема Через месяц Слава вспомнил, что 5000 стоит модный костюм, о котором он давно мечтал | Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Урок – соревнование Тема урока Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные... | ||
Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Название Волонтёрский проект: “Ломоносовский круговой пост-обоз по Поволжью” Исходная информация = пресс-релиз “Ломоносовский круговой пост-обоз по Поволжью” | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
Тема урока Тема и номер урока в теме: "Компьютер как универсальное устройство обработки информации". Урок 4 | Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»... Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | ||
Урок 20 Тема урока ... | Урока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные» |