Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан»





Скачать 96.49 Kb.
НазваниеТема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан»
Дата публикации05.08.2014
Размер96.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Модуль

«Основы исламской культуры»

Тема урока

Урок №13 «Пост в месяц рамадан»

Авторы:


Аширова Л.М., учитель истории ООШ им.Д.Юлтыя Красногвардейского района;

Аюкасова Н.Х., учитель Пушкинской СОШ Красногвардейского района;

Дерябина Н.Е., учитель Красногвардейской гимназии Красногвардейского района

Руководитель

Железнова Л.Б.,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


«Поистине, праведность сердца проявляется в пяти вещах: чтении Корана, сопровождаемом размышлениями; пустом животе; совершении ночных молитв; обращениях с мольбами к Аллаху незадолго до рассвета; общении с праведными людьми».

Ибн аль-Муляккин

Цель урока: формирование представлений школьников о традициях соблюдения поста у мусульман.
Задачи:

Личностные:

-воспитывать ответственность при выполнении обязанностей, доброжелательность, милосердие, уважение к традициям, обычаям своего народа;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

- вырабатывать умение работать с любыми источниками информации;

-способствовать формированию умений творчески мыслить, правильно выражать свои мысли, грамотно отвечать на поставленные вопросы;

-развивать навыки устной речи и умение работать с учебником.

Предметные :
- познакомить с ценностями мусульманской семьи;

- способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию прошлого;

- воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ по изучаемой теме, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа на компьютере.

Основные термины и понятия: пост (саум, ураза), Рамадан, Ураза-Байрам.

Средства наглядности: иллюстрации к уроку 13 с диска к урокам ОРКСЭ, иллюстрации «Мусульмане за праздничным столом»; образцы открыток к празднику; фотографии мечетей; национальные угощения.


Структура урока:

  1. Организация предстоящей деятельности учащихся.

  2. Обсуждение выполнения домашнего задания.

  3. Актуализация опорных знаний школьников.

  4. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?» Запись в тетрадь темы урока.

  5. Работа с текстом параграфа (с. 44–45),

  6. Работа с понятиями: Аллах, мечеть ,коврик, Коран, пост, Рамадан, Ураза- Байрам



  1. Выборочный пересказ текста (с. 45, 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).

  2. Рассказ ученицы о соблюдении поста в семье. Рассказ учителя.

  3. Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.

  4. Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)

  5. Закрепление основных понятий урока: мечеть, ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  6. Создание памятки «Мое поведение во время поста».

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание:

1.Прочитай параграф стр.44-45.

2.Вместе с родителями создай календарь мусульманских праздников.

3. Изготовь открытку к празднику Ураза-Байрам.( задание по желанию)


Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Обязанности мусульман и как они выполняются в семье.

Фронтальный опрос

- Что является в исламе главной формой поклонения Аллаху?

- Сколько раз должен молиться каждый мусульманин в течение дня?

- Что такое намаз?

- В чём главная цель намаза?

- Что такое мечеть? Какие существуют традиции посещения мечети?

3. Актуализация знаний.
Проблемный вопрос: Прослушайте стихотворение, подумайте и ответьте: о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие новые понятия вам встретились в стихотворении?


Вывод: мы будем говорить о посте мусульман.

Что такое пост? В какой месяц постятся мусульмане? Какие правила соблюдения поста существуют? В чем особенности соблюдения поста у мусульман? Какие качества помогает сформировать пост? Попытаемся и мы ответить на эти вопросы.

4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»

Учитель: Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю религиозного праздника, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которую он исповедует, которой он интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые нас окружают.

5. Работа с текстом параграфа (с. 44).

Комментированное чтение учебника.

Задание: познакомьтесь с текстом учебника и зачитайте правила, которые необходимо соблюдать во время поста.

Вопросы для обсуждения:

Кому разрешено не соблюдать пост?

Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?
6. Работа с понятиями ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.


Физминутка

Сидя за партой

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок перед собой)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки, тянут в стороны)
Повертели, покрутили,(Вращения кистью)
Постучали и открыли.(стучим кулачками и разводим в стороны)
Зарядка(стоя между партами)
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.


  1. Выборочный пересказ текста. Работа в парах (с. 45 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).

  2. Рассказ ученицы о соблюдении поста в их семье

  3. Рассказ учителя.

О праздновании Ураза-байрам

За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи».

Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству. Также перед праздником обязательно нужно простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение.

В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим о «действительности» прохождения поста. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр).

Садакат-уль-Фитр – особая милостыня. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды.

Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца.

После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам.

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса.
Вопросы и задания для учащихся:

Что вы узнали о празднике Ураза-байрам.

Как готовятся в вашей семье к празднованию Ураза-байрам? Какие угощения готовит мама?

  1. Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.

  2. Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)

Какие качества человека развиваются благодаря посту?


  1. Закрепление основных понятий урока ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ.

  2. Тренинг. Групповая работа

Какие правила поведения во время поста для вас наиболее значимы?

Создается памятка «Мое поведение во время поста».

  • Чтение Корана.

  • Навещать родственников.

  • Быть доброжелательным и внимательным друг к другу.

  • Правильно молиться.

  • Правильно вести себя за столом.

  • Проявлять внимание к окружающим..

  • Я постараюсь прощать обиды членам моей семьи, моим друзьям и другим людям.

  • Воспитание умения быть терпеливым.

  • Делать добрые дела.

  • Развитие организованности: соблюдение распорядка дня.

  • Я постараюсь покончить хотя бы с одной из своих вредных привычек, например, лениться при подготовке домашних заданий.


РЕФЛЕКСИЯ: Что нового я узнал сегодня на уроке? Что мне понравилось на уроке? О чём ещё хотел бы узнать ?

Задание на дом: Прочитай в учебнике стр.44-45. Вместе с родителями создай календарь мусульманских праздников. 3. Изготовь открытку к празднику Ураза-Байрам.( задание по желанию)

Для подготовки к уроку использован материал:

  1. Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. М., 2010.

  2. Байрам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1907

  3. Интернет-ресурс: http://www.islam.ru/

Межпредметные связи:

Я и мир вокруг нас, математика.

Внеурочная деятельность

1.Творческий проект « Изготовление открыток к празднику «Ураза- Байрам»

2.Встреча с местным муллой.

Приложение 1
Понятийный словарь ( для учителя)

Пост (ураза) – воздержание верующих от еды и питья в светлое время суток, от дурных поступков, от лжи, клеветы, брани, сплетен.
САУМ (ИЛИ СЫЯМ)

– мусульманский пост. Различают обязательный (фард) пост, соблюдаемый в месяце рамазан, и желательный (сунна) пост.

Рамада́н (араб. رمضان‎‎, абджадия ) или рамаза́н (тур. Ramazan) — девятый месяц мусульманского (лунного) календаря. В соответствии с одним из пяти столпов ислама в течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза (Фаджр, наступающий на рассвете) до наступления вечернего намаза (Магриб, наступающий с закатом).

Ураза - - 30-дневный мусульман. пост в месяц рамадан ( рамазан ), прерывающийся ежедневно с вечера до утра.

ИМАМ

– предводитель; духовный авторитет, духовный предводитель мусульман; руководитель исламского государства или общины; предстоятель, руководитель коллективного намаза.

- Садакат-уль-Фитр – особая милостыня. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды.
Приложение 2

Иллюстрации « Мусульмане за праздничным столом»

Приложение 3

Открытки к празднику Ураза-Байрам

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconРамадан
Хафиз Ибн Раджаб приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) радовал своих сподвижников наступлением...
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconВопросы заочной олимпиады по истории (9-11)
Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, занимавших пост главы правительства ссср, и годами, когда они занимали...
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятия: фаза Луны, синодический месяц, сидерический месяц, восходящий и нисходящий узлы, драконический месяц
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconУрок обществознания в 7 классе Тема
Через месяц Слава вспомнил, что 5000 стоит модный костюм, о котором он давно мечтал
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconУрок – соревнование Тема урока
Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные...
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconНазвание Волонтёрский проект: “Ломоносовский круговой пост-обоз по Поволжью”
Исходная информация = пресс-релиз “Ломоносовский круговой пост-обоз по Поволжью”
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconТема урока
Тема и номер урока в теме: "Компьютер как универсальное устройство обработки информации". Урок 4
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconУрок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»...
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconУрок 20 Тема урока
...
Тема урока Урок №13 «Пост в месяц рамадан» iconУрока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск