Скачать 173.73 Kb.
|
Методический день Вкладка в «БШ» № 02 2008 года Редактор Ольга Викторовна КозловаВопросы и консультации по адресу olwik2004@mail.ru Глубин[к]а Портфолио школьного библиотекаряМетодические рекомендации по составлениюТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА РАЗРАБОТЧИКОВ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ Гончарова Раиса Александровна, ведущий методист отдела учебно-методического обеспечения департамента образования администрации города Омска. Кащенко Наталья Николаевна, заведующая библиотекой гимназии № 26. Лещенко Ирина Владимировна, заведующая библиотекой школы с углублённым изучением отдельных предметов № 109. Морейнис Юлия Александровна, заведующая библиотекой школы № 25. Платонова Ирина Иннокентьевна, заведующая библиотекой гимназии № 147. Тюгашева Нина Степановна, заведующая библиотекой школы с углублённым изучением отдельных предметов № 50. ОГЛАВЛЕНИЕВведение Концепция библиотечного портфолио Типы портфолио Виды портфолио Методика формирования портфолио Организация и оформление портфолио Приложения
Библиография ВВЕДЕНИЕНастало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение. При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки. С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте [1]. Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня [3]. Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки. Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИОТермин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель. Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше [4]. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками. Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени. Задачи:
Функции портфолио:
Практическая значимость портфолио:
Модели портфолио
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности. ТИПЫ ПОРТФОЛИОПри разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа: Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет). Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п. Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов. Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов). Например: А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов. Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов. В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов [6, 7, 8, 9]. ВИДЫ ПОРТФОЛИОСуществует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический. Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале. Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности (см. приложение 1). Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков (см. приложения 2 и 3). Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень [3]. Тематический портфолио может включать:
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИОУ большинства библиотекарей, работающих в школе более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы. Для чего я хочу создать портфолио? В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический. Что я включу в портфолио? Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет. Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все, которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание определяете только вы. Помните одно – нельзя объять необъятное. Как будет организован портфолио? Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.; или по уровням: школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный. В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»). Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ? Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для библиотеки, другой – самое важное – для администрации. Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и учебно-методическому отделу департамента образования. Самый лучший вариант представления – защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИОВ настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен. Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему.
Конкурс журнала «Вестник учебной и детской литературы» «Мастер книги – 2006» подтолкнул некоторых библиотекарей к разработке собственных профессиональных портфолио. Далее представлен опыт работы по созданию портфолио заведующей библиотекой гимназии № 147 Ирины Иннокентьевны Платоновой. Чётко выстроенная структура, примеры документов и работ помогут вам в практической работе над собственным портфелем. Портфолио документов
Портфолио работ
В течение последних трех лет большинство материалов формируется уже в компьютерном варианте. Нужно только создать электронные папки и систематизировать имеющиеся архивы. Самая простая структура электронного портфолио представлена на схеме. В процессе работы вы сами найдете наиболее приемлемый для себя вариант. Окончание читайте, пожалуйста, в следующем выпуске «Методического дня» |
Методические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации... Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских... При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые документы и методические материалы | Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа,... Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов | ||
Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников... Методические рекомендации составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | ||
Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и... Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений | Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета... | ||
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета... | Методические рекомендации по составлению отчета о выполненной работе общие положения Настоящие методические рекомендации устанавливают требования к структуре и правилам оформления отчетов о выполненных работах в рамках... | ||
Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века» Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса... | Рабочая программа по Всеобщей истории (базовый уровень) Н. В. Заглдин, Х. Т. Загладина, М., «Русское слово», 2004, а также на основе Методических рекомендаций по составлению рабочих программ... | ||
Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература Х1Х века. 10 класс» Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса... | Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским... Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного... Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению квалификационного экзамена муниципальных служащих в администрации... | Реферативных работ студентов реферат Данные методические рекомендации разработаны на основе нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации по среднему... |