Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов





Скачать 178.35 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов
Дата публикации24.07.2013
Размер178.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации


Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Учебно-методический отдел

Факультет дополнительного профессионального образования

и дистанционных технологий

Методические рекомендации

по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов




Челябинск

2008

МОУ ВПО ЮУПИ 2008

Методические рекомендации для преподавателей МОУ ВПО ЮУПИ по составлению и оформлению тестовых задании для контроля знаний студентов / Составители Бондарева Ю.С., Зайкова И.Н., Киреева Г.В., Чернышова В.М. – Челябинск: Южно-Уральский профессиональный институт, 2008. – 22 с.

Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института. Содержат требования к составлению и оформлению тестовых заданий для контроля знаний студентов.

Пояснительная записка
На сегодняшний день тестирование является наиболее часто применяемой и эффективной формой контроля знаний студентов. Это обуславливается оперативностью и объективностью контроля показателей результатов обучения студентов.

Данные методические рекомендации предназначены в помощь преподавательскому составу образовательного комплекса при подготовке тестового контроля знаний студентов.

Целью рекомендаций является знакомство преподавателей с ролью, местом, возможностями, видами и методами тестового контроля знаний студентов.

Задачи, решаемые данными рекомендациями:

  • знакомство с терминологической базой;

  • рассмотрение уровней усмотрения студентами знаний;

  • ознакомление с многообразием видов тестовых заданий;

  • знакомство с требованиями, предъявляемыми к тестовому контролю знаний студентов;

  • освещение возможностей системы eLearning Server в организации тестового контроля знаний студентов.


Терминологическое определение
Тесты (англ. test – проба, испытание, исследование) – в психологии и педагогике стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а так же знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тестовое задание – вид поручений, состоящий в требовании преподавателя к студенту выполнить какие-либо учебные действия с целью усвоения содержания учебной дисциплины.

Тестирование – метод сбора данных об уровне знаний, умений и навыков студентов.
Роль и место тестирования в деятельности вуза
Из всех известных на сегодняшний день способов контроля за уровнем обученности студентов, наиболее перспективным является тестирование. Оно обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала и является показателем качества преподавания. Следовательно, тесты используются как для определения уровня компетенции студентов в той или иной области знаний, так и для оценивания деятельности преподавателя.

Тестирование как метод контроля обладает рядом преимуществ, которые можно сформулировать следующим образом:

  • тест позволяет за короткий промежуток времени проверить большой объём материала;

  • сдача теста предполагает равенство условий для всех студентов;

  • тест предполагает оперативное оценивание уровня подготовленности студента;

  • тест исключает субъективность в оценке качества усвоения знаний студента со стороны преподавателя;

  • тест снимает ощущение напряжения связанного с необходимостью коммуникативного общения преподаватель – студент;

  • тест исключает влияние на оценку ораторских способностей студента;

  • тест позволяет проверить знания студента практически по всем ключевым моментам дисциплины.

Благодаря имеющимся преимуществам, тестирование может применяться на различных этапах обучения в ВУЗе. Оперативность оценивания теста и возможность письменного или компьютерного проведения делают тест наиболее предпочтительной формой контроля знаний студентов.
Педагогические аспекты тестирования
Вся возможная структура деятельности человека может быть представлена в виде четырёх последовательных уровней. Каждому уровню усвоения знаний соответствуют свои виды тестов.

1 уровень усвоения

«Знания - знакомства». Студенты способны узнавать объекты, свойства, процессы данной области. Мышление ограниченно альтернативными суждениями «да - нет», «или - или». «Узнавание» - основная задача при выполнении тестов, оно может выражаться как различение, опознание, классификация.

2 уровень усвоения

Студенты способны воспроизводить информацию по памяти, анализировать основные признаки и свойства, решать типовые задачи, предполагать исход своих действий. Студенты не генерируют новой информации, а только воспроизводят усвоенную.

3 уровень усвоения

Студенты способны применять на практике полученные знания для решения типовых задач в условиях некоторой новизны. 3 уровень усвоения – это всегда продуктивная деятельность, результатом которой является новая информация.

4 уровень усвоения

Для учащихся характерна творческая деятельность, предполагающая трансформацию исходных сведений для решения нестандартных задач нетривиальными способами.

Как правило, на основе одного вида теста сложно судить о качестве подготовленности студента. Для повышения качества контроля удобно использовать тестовый набор, так называемую тестовую лестницу. Тестовая лестница – это упорядоченная последовательность тестов различного уровня сложности, от простого к сложному. Необходимое условие – каждый последующий тест зависит от решения предыдущего.
Виды тестов
Тесты, соответствующие первому уровню усвоения знаний
1. Тесты на опознание

Студенту задаётся вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «верно» или «неверно» и т.п. Одна из альтернатив эталонная.

Пример

Общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, Бог, сознание, логос, душа, идея) определяется как идеализм.

А.) да Б.) нет
2. Тесты различения

На вопрос предлагается ряд ответов из которых один или несколько правильные. Чем больше предложено вариантов ответов, тем точнее можно судить о качестве подготовки студента.

Пример

Антропология определяется как

  1. учение о человеке

  2. учение о бытии

  3. учение о космосе

  4. нет верного варианта ответа


3. Тесты на соответствие

Появились как метод контроля сравнительно недавно. Задание заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого. Эти задания обычно применяют в практике текущего контроля.

Пример

Соотнесите философские школы и философов их представляющих

(проставьте выбранные варианты ответов напротив видов расстановок документов)

1.) софистика А.) Протагор

2.) кинизм Б.) Евклид

3.) киренская школа В.) Сенека

4.) мегарская школа Г.) Диоген

5.) стоицизм Д.) Аристипп

4. Открытые тесты

Отвечая на каждое задание, студент дописывает ответ в месте прочерка. Предполагается, что студент должен давать короткие и чёткие формулировки. Об этом следует сказать в инструкции к тесту.

Возможные варианты открытых тестов: 1 часть – условие (если…), 2 часть – заключение или вывод (то …).

Пример

Дуализм (с греческого - двойственный) предполагает сосуществование двух равноправных основ мира __________________ и __________________. (допишите предложение).
5. Тесты на установление правильной последовательности

Задача студента - установить правильную последовательность действий, процессов, операций, суждений, вычислений. Используются для оценки профессиональной подготовки и для контроля знаний основных понятий изучаемой дисциплины.

Пример

Задачей философии является – … (отметьте в пустых квадратиках порядковые номера слов)

  • имеющихся

  • в единую

  • обобщение

  • у человека

  • знаний

  • о мире

  • систему


Тесты, соответствующие второму уровню усвоения знаний
1. Тесты – подставки

Студенты должны заполнить пропущенные в задании места. Это могут быть: словесный текст, чертежи, графики, диаграммы, формулы.

Пример

Заполните пропуски.

Философия – это наука об общих ______________ и целях взаимодействия _____________ и мира.
2. Конструктивные тесты

Эти тесты не содержат подсказок. Студенту предлагается самостоятельно дать ответ (воспроизвести определение, формулу, построить график, дать характеристику).

Пример

Философия – это ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Типовые задачи

Условия задания позволяют применить изученную формулу или алгоритм решения. В задании изученный алгоритм, формула не должны требовать преобразований.

Пример

За отчетный период выручка от реализации составила 2458920 рублей, в том числе НДС. Себестоимость реализованной продукции составила 2284915 рублей, внереализационные расходы составили 85006 рублей. Кроме того, организация получила прибыль от сдачи имущества в аренду 16750 рублей. Произведены расходы: списана дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности 3458 рублей.

Рассчитайте налог на прибыль.
4. Тесты – процессы

Эти тесты служат для проверки знаний по содержанию и последовательности различных процессов. Эталоном служит нормативная документация, с полным описанием всех процессов.

Пример

Оформить документы по снабженческо-сбытовым операциям.
Тесты, соответствующие второму уровню усвоения знаний
Задания ориентированы на применение полученных знаний в практической деятельности. Условия заданий формулируются близким к тем задачам, которые могли бы иметь место в реальной рабочей обстановке. Предусматривается решение задач, отличных от типовых.

Пример

Составьте таблицу показателей финансового состояния организации


Общие показатели

Среднемесячная выручка (К1)

Доля денежных средств в выручке (К2)

Среднесписочная численность работников (КЗ)

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости




Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности)




Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации.




Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами




Методические рекомендации по организации тестового контроля
Степень усвоения студентами программного материала устанавливается по результатам контрольных срезов знаний. Как правило, эти срезы проводятся в форме тестирования. Необходимое количество тестовых заданий вычисляется по формуле (аудиторное количество часов : 2 * 5).

Для оптимальной проверки уровня знаний студентов оптимально применять набор тестовых заданий (тестовую лестницу) со следующим соотношением: тесты первого уровня – 30%, тесты второго уровня – 60%, тесты третьего – 10%.

При оформлении тестов необходимо соблюдать следующие правила.

  • Удобное шрифтовое оформление задания. Задание должно восприниматься с одного взгляда.

  • Содержательная часть задания должна быть чёткой, перегружение второстепенными деталями недопустимо.

  • Формулировки заданий должны иметь однозначное толкование.

  • Предпочтительней задания формулировать в утвердительной форме.

  • Если задание представлено одним видом тестов, то инструкция пишется один раз для всего теста. При условии, что задание включает несколько видов тестов, инструкция пишется к каждому заданию (к группе однотипных заданий).

Рекомендуемый объём теста по отдельной дисциплине 40 заданий при расчёте времени 1 – 1,5 минуты на одно задание теста.

Результаты тестирования определяются следующим образом:

  • выполнение 50% и менее теста – «2» (неудовлетворительно);

  • выполнение 51% - 67% - «3» (удовлетворительно);

  • выполнение 68% - 85% - «4» (хорошо);

  • выполнено 86% - 100% - «5» (отлично).


Возможности системы eLearning Server

для организации тестового контроля знаний студентов
Контроль усвоения материала является неотъемлемой частью любого учебного процесса, будь то очное, заочное или дистанционное обучение. Тестирование является дешевой, удобной, а в некоторых случаях и единственно возможной формой контроля знаний студентов.

ELearning Server позволяет не только организовать тестирование, но и предлагает мощные средства для анализа его результатов. Высокая степень автоматизации дает возможность минимизировать затраты на его проведение. Гибкий механизм настройки параметров тестирования в сочетании с разнообразием используемых инструментов оценки знаний позволяет приблизить качество автоматизированной оценки к качеству, достигаемому при личном общении экзаменатора и экзаменуемого.

Тест eLearning Server представляет собой набор вопросов, предъявляемый пользователю в соответствии с определенными настройками, указанными при создании теста.

Ниже на рисунке представлен пример экрана слушателя, проходящего тестирование.

В системе eLearning Server 3000 по вопросам организации тестового контроля знаний студентов возможна следующая работа преподавателей:

  • самостоятельная публикация некоторых видов тестовых заданий для последующего контроля знаний студентов;

  • поверка опубликованных заданий.


Создание вопросов
Чтобы добавить вопрос в библиотеку вопросов по курсу, необходимо на странице мои задания ® все задания выбрать действие «добавить вопрос». При этом вопрос попадет в общий список вопросов по курсу и будет автоматически включен в текущее задание.

Процедура добавления вопроса состоит из двух шагов.

На первом шаге выбирается тип вопроса и задаются параметры, характерные для всех типов вопросов. Преподаватель, работающий в системе eLearning Server имеет в своем распоряжении 10 типов вопросов. Форма добавления вопроса (шаг 1) и виды типов вопросов представлены на рисунке ниже.


Форма ввода данных на втором шаге помимо ввода формулировок вопроса и ответов содержит также дополнительные поля, определяющие способ оценивания вопроса и параметры его отображения.

Здесь же содержатся настройки, специфичные для конкретных типов вопросов:

1. Выбор типа вопроса.

2. Формулировка вопроса. Это поле не является обязательным и в некоторых случаях его можно опускать (например, при запуске внешнего объекта, содержащего в себе формулировку вопроса). В поле «формулировка вопроса» можно вводить html-форматированный текст.

3. Тема вопроса. Помимо информационной нагрузки, поле «тема» играет определенную роль при формировании набора вопросов, предъявляемых пользователю.

4. Прикрепленный файл. Если для полноценной формулировки вопроса недостаточно только текста, преподаватель может прикрепить изображение или любой другой файл. При этом изображения будут отображаться сразу в теле страницы под формулировкой вопроса, а файл будет представлен ссылкой «скачать».

5. Ссылка. В некоторых случаях преподавателю нужно одновременно с предъявлением вопроса студенту сослаться на какой-либо учебный материал; нажав кнопку «обзор», он может указать соответствующий материал из программы курса.

6. Способ оценивания вопроса. Для вопросов с одиночным и множественным выбором можно указать либо правильные варианты ответов, либо веса каждого из ответов. Веса ответов могут принимать любые численные значения.

7. Перемешивание ответов (эта настройка имеет смысл только для типов вопросов, связанных с предъявлением пользователю нескольких вариантов ответа).

8. Формулировки вариантов ответов. Разные типы вопросов предполагают ввод ответов в различном виде. Вид полей для ввода ответов также зависит от типа создаваемого вопроса.

9. Управление количеством вариантов ответов. Вопросы могут содержать различное количество вариантов ответов, либо различное количество пар сопоставлений (для вопросов на сопоставление), либо различное количество пропусков в предложении (тип вопроса – с заполнением формы ответа) и т.п. Включение и выключение вариантов ответов производится установкой соответствующей галочки.

10. Диапазон баллов (не используется для вопросов с весами ответов). Определяет максимальный и минимальный балл, который слушатель может получить, ответив на вопрос.

Вопросы с разным способом оценивания (с правильным ответом и с весами) могут быть включены в одно задание. Процент выполнения, вычисленный как отношение набранной суммы баллов к диапазону баллов за задание в целом, будет иметь значение от 0 до 100%.
Описание некоторых типов вопросов в системе eLearning Server.
Преподаватель eLearning Server имеет в своем распоряжении 10 типов вопросов. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
1 тип вопроса - «Один верный вариант»

Это самый простой тип вопроса. Среди множества вариантов ответа тестирующийся выбирает только один правильный. Отметив правильный вариант, студент получает максимальный балл за вопрос; отметив какой-либо другой вариант – минимальный балл за вопрос. Если ни один вариант не отмечен, система не позволит тестирующемуся перейти к следующему вопросу теста.

Изображение данного типа вопроса представлено на рисунке ниже.

2 тип вопроса - «Несколько верных вариантов»

Среди множества вариантов ответов произвольное количество ответов может быть верным. Максимальный балл за вопрос слушатель получает, отметив все верные варианты; минимальный балл – в случае, если отмечены только одни неверные ответы.

3 тип вопроса - «На соответствие»

Вопрос для поиска соответствий между 2-мя списками выражений. Каждому варианту из одного списка должен соответствовать один и только один вариант из другого списка.

4 тип вопроса - «С прикрепленным файлом»

Вопрос предоставляет возможность скачать учащимся присоединенный файл и познакомиться с текстом вопроса или заданием. Данный тип вопроса полезен в том случае, если нужно создать вопрос использующий рисунки, графики, сложные формулы, математические выражения. При этом прикрепленный файл будет представлен ссылками «посмотреть» или «скачать».

5 тип вопроса - «Заполнение формы»

Тестовое задание может содержать вопрос и форму для ответа на него. Существует несколько вариантов применения для подобного типа вопросов:

  • ввод результатов расчетов (студенту предлагается рассчитать какую-то величину и ввести полученное значение);





  • заполнение пропусков в предложении. Для создания такого вопроса следует сначала ввести «начальный текст», а затем – любое количество параметров «пропущенное слово» и «последующий текст». Если тестирующийся введет все пропущенные слова верно, то начисляется максимальное количество баллов. Если ответ частично верен, то начисляется часть от максимального балла.


Тестовое задание также может содержать различное количество вопросов и вариантов ответов на них.

Верный ответ засчитывается тестирующемуся в случае полного совпадения ответа, введенного слушателем, с ответом или диапазоном ответов, определенным преподавателем. При этом слова можно вводить в любом регистре, пробелы по краям слов не обрабатываются.
6 тип вопроса - «Свободный ответ»

Данный тип вопроса требует проверки ответов непосредственно преподавателем. Слушателю предлагается ввести свой ответ в текстовом поле, либо оформить его в виде отдельного файла и прикрепить к форме ответа, либо использовать оба этих варианта. Далее ответ в виде текста и файла попадает в список вопросов для проверки их преподавателем.

Вопросы подобного типа не имеют правильного ответа и не могут быть оценены автоматически. Однако для них также может быть определен диапазон баллов, и преподаватель, проверяя работы слушателей, сможет выставить только балл, удовлетворяющий установленному диапазону.
7 тип вопроса - «Выбор из набора картинок»

В данном случае вариантами ответа на тестовый вопрос являются загруженные преподавателем изображения.


Проверка опубликованных заданий в eLearning
1. Войдите в систему еLearning Server 3000, для этого необходимо:

  • выбрать на экране компьютера значок или и, наведя на него курсор и щелкнув дважды, запустить программу;

  • набрать необходимый адрес (для ЧЮК – http://elearning.chuc.ru , для ЮУПИ - http://elearning.uupi.ru , для филиала МПГУ - http://elearning.chelmpgu.ru )

  • на открывшейся странице набрать свои логин и пароль и нажать кнопку ОК.



2. Для проверки опубликованных тестовых заданий выберите в меню раздел «Мои задания» (щелкните по нему), а в нем - подраздел «Все задания».

3. На открывшейся страничке «Все задания по курсу» выберите задание (тест), которое хотите проверить, затем наведите курсор мышки на название теста и щелкните по нему.

Открылась страничка с перечнем тестовых заданий по дисциплине.

4. Для проверки любого тестового задания (вопроса) наведите курсор на его формулировку в графе «Текст вопроса» и щелкните левой кнопкой мышки. Открылось окно с тестовым заданием и вариантами ответов.


5. Внимательно прочитайте тестовое задание и варианты ответов к нему. После проверки задания нажмите на красный крестик в правом верхнем углу.

6. Если возникла необходимость корректировки тестового вопроса или исправления вариантов ответов, напротив данного вопроса в графе «Команды» нажмите на карандаш.


Открылось окно «Редактирование вопроса(ов)»

Будьте внимательны! Нажимать можно только на карандаш, а не на красный крестик в этой же графе таблицы. При нажатии на красный крестик в данной графе вы полностью удалите задание без возможности его восстановления!
7. В открывшемся окне «Редактирование вопроса(ов)» в графе «Формулировка вопроса» можно отредактировать тестовый вопрос, в таблице «Варианты ответов на вопрос» можно изменить ответы.

Обратите внимание! В графе «Правильный вариант» таблицы «Варианты ответов на вопрос» все правильные ответы отмечаются точкой.

После внесения всех необходимых изменений в тестовое задание нажмите на кнопку ОК (располагается в правом нижнем углу), чтобы эти изменения сохранились.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconМетодические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconРазработчик: Безуглова Надежда Павловна
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconПодготовка материалов для электронного тестирования Понятие и использование
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconПамятка для преподавателя Челябинск 2009 Даны основные требования...
Предназначается преподавателям, авторам-разработчикам тестовых заданий, а также слушателям сетевых курсов повышения квалификации
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconМетодические рекомендации по составлению тестовых заданий
Охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconСостав тестовых заданий
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению тестовых заданий...
Данная работа позволит расширить и углубить знания учащихся, приобретённые в ходе аудиторных занятий по русскому языку с использованием...
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconМетодические указания по составлению тестовых заданий для внутривузовского тестирования
Настоящие указания определяют формы теcтовых заданий и методологию их создания. Указание разработано на основе требований к тестам,...
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по работе с комплексом тестовых заданий для самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconКемеровский технологический институт пищевой промышленности
Комплект тестовых заданий предназначен для контроля базового уровня знаний студентов по дисциплине «Пожарная техника», предусмотренной...
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconТестирование тестирование быстрый и эффективный способ контроля и...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов icon1 пояснительная записка целью курса «Религиоведение»
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов iconТема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск