Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель





Скачать 105.42 Kb.
НазваниеТема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель
Дата публикации15.08.2013
Размер105.42 Kb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Философия > Инструкция
Задание по психологии для производственной практики студентов исторического факультета, отделение религиоведения (очное отделение, 5 курс, 9 семестр).
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе.
Цель: овладение психологическими методиками изучения уровня религиозности в студенческой группе.
Задачи:
1. Изучение религиозных смыслов в студенческой группе.
2. Выявление религиозной направленности студентов.
3. Определение типологии исследуемых на основании их отношения к религии и атеизму.
4. Определение уровня информированности студентов о религиозной ситуации в городе Ельце.
5.Составление рекомендаций по взаимодействию студентов с разным отношением к религии и атеизму.
6.Ознакомление испытуемых с религиозной ситуацией в городе Ельце.
7. Составление характеристики уровня религиозности группы на основе анализа проведенных методик.

Задание 1.
Цель: выявление религиозных смыслов в студенческой группе.
Метод: письменный опрос студентов.
Ход исследования: практикант в группе, к которой он прикреплен, проводит опрос по теме религиозные смыслы. Студентам предлагается письменно выбрать один из вариантов ответа или предложить свой. На основании выборов проводится обработка и интерпретация данных.
Инструкция испытуемым:

Каждый из вас вкладывает свой смысл в определение следующих понятий: религия, Бог, человек, Церковь, священник. Выберите, пожалуйста, одно из определений или предложите свое.
А. Религия –

  1. средство манипуляции человеком;

  2. специфическая форма общественного сознания;

  3. вера в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные;

  4. …………….. .


Б. Бог –

  1. сила, направленная на ощущение страха у верующих;

  2. личность, которая одновременно и любит, и подвергает суду человека;

  3. то к чему стремится верующий человек (к слиянию с божеством);

  4. ……………… .


В. Человек-

  1. творение Божье;

  2. личность;

  3. тот, кто придумал Бога;

  4. ………………. .


Г. Священослужитель-

  1. посредник между человеком и Божеством;

  2. тот, кто живет за счет народа;

  3. профессиональный хранитель религиозных традиций;

  4. ……………….. .



Д. Церковь-

  1. религиозная организация;

  2. место, где происходит удовлетворение большинства личных запросов представителей всех социальных слоев;

  3. организация, не пользующаяся поддержкой государства;

  4. ………………………… .


Обработка и интерпретация:

Подсчитайте по каждому блоку количество выбранных ответов. Варианты ответов испытуемых распределите в соответствии с данными ориентациями.

1. Ориентированность на религиозное понимание понятий -А3;Б3;В1;Г3;Д2;

2. Ориентированность на теоретическое понимание понятий - А2;Б2;В2;Г1;Д2;

3. Эмпирическая ориентация в интерпретации понятий - А1;Б1;В3;Г2;Д3.

5 баллов – выраженная ориентированность;

3-4 балла – умеренно;

1-2 балла – незначительно.

Схема отчета по заданию №1


Отчет составляется в виде гистограммы



Задание 2.

Цель: выявить религиозную направленность испытуемого.
Метод: проективный тест.
Инструкция испытуемым:

Данная методика направлена на осознание своего отношения к Богу. Перед вами несколько схем. Выберете одну из них, которая наиболее соответствует вашему отношению к Богу или предложите свою.

Объясните, почему вы выбрали именно эту схему.


  1. Ч Б




  1. Б


Ч
3 Ч Б
4. Ч
Обработка и интерпретация: анализ результатов происходит исходя из индивидуальных объяснений испытуемых. Наличие Бога свидетельствует о религиозной направленности человека. Его отсутствие - о направленности человека на себя.

Схема отчета по заданию №2.

Отчет составляется в виде гистограммы.



Задание 3.
Цель: определение типологии исследуемых на основании их отношения к религии и атеизму.

Метод: тест.

Инструкция испытуемым:

Выберите один из предложенных вам вариантов ответов.
1.Ваше отношение к вере в Бога:

а) верю;

б) не верю;

в) иногда верю;

г) безразлично.

2.Осознаете ли вы себя членом религиозной конфессии (религиозной общности):

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) безразлично.

3.Что приносит религия вред или пользу:

а) вред;

б) пользу;

в) и вред и пользу;

г) ни вред ни пользу.
4.Как Вы относитесь к атеизму:

а) негативно;

б) позитивно;

в) нейтрально;

г) слабо реализуется в поведении.
5.Регулярно ли вы соблюдаете праздники:

а) регулярно;

б) нерегулярно;

в) отсутствуют;

г) безразлично.

6.Выполняете ли Вы религиозные предписания:

а) регулярно;

б) нерегулярно;

в) не выполняю;

г) безразлично.

7.Участвуете ли вы в действиях религиозных организаций:

а) да;

б) нет;

в) нерегулярно;

г) безразлично.

8.Ритуальное поведение в домашних условиях:

а) отсутствует;

б) присутствует;

в) нерегулярно присутствует.

Г) меня это не интересует.

9.Получили ли вы религиозное воспитание или в этом духе воспитываете своих детей:

а) да;

б) нет;

в) слабое религиозное влияние;

г) нет четкой линии.

10.Следует ли вводить изучение религии в школах.

А) да

Б) нет

В) можно вводить, можно не вводить

Г) все равно

11.Привлекают ли Вас другие религиозные организации.

А) да

Б) нет

В) иногда

Г) безразлично.

11.Знаете ли Вы такую религиозную организацию как Свидетели Иеговы

а) да;

б) нет;

в) плохо знаю;

г) меня это не интересует.

12.Привлекает ли Вас религиозная организация Свидетели Иеговы

а) да;

б) нет;

в) и да и нет;

г) меня это не интересует.

13.Знаете ли Вы отличия РПЦ от Свидетелей Иеговых

а) да;

б) нет;

в) не совсем;

г) мне они безразличны.
13. Хотели бы вы стать членом религиозной организации Свидетели Иеговы:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить

г) безразлично.
Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте по каждому блоку количество выбранных ответов.
Верующие –1а, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8а, 9а, 10а, 11а, 12а, 13а.

Колеблющиеся - 1в, 2в, 3в, 4в,5б, 6б, 7 в, 8в, 9в,10в, 11в, 12в, 13в.

Атеисты - 1б, 2б,3а, 4а, 5в, 6в, 7б, 8б, 9б, 10б, 11б, 12б, 13б.

Индифферентные к религии люди – 1г, 2г, 3г, 4г, 5г, 6г, 7г, 8г, 9г, 10г, 11г, 12г, 13г.

Верующие.

Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры.

Эмпирические признаки:

  1. Вера в самые существенные религиозные мифы и догматы (вера в Бога);

  2. Осознание себя членом определенной конфессии;

  3. Позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам;

  4. Негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

Общая характеристика поведения: вера реализуется в поведении.

Эмпирические признаки:

  1. Регулярное отправление религиозных обрядов и праздников;

  2. Участие в деятельности религиозных организаций;

  3. Воспитание детей в религиозном духе.


Колеблющиеся


Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и неверием.

Эмпирические признаки:

1.Сомнения в правильности основных религиозных догматов (вера в Бога);

2.Колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам;

3.Возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии);

Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Эмпирические признаки:

1.Возможны нерегулярные отправления наиболее важных религиозных обрядов и праздников;

2.Возможны отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях;

3.Неучастие в деятельности религиозных организаций;

4.Отсутствие религиозного воспитания детей.
Атеисты.

Общая характеристика сознания: имеются атеистические убеждения.

Эмпирические признаки:

1.Не верят в религиозные догматы и мифы (вера в Бога);

2.Негативно относятся к религиозным ценностям и нормам;

3.Считают, что религия приносит вред обществу;

Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует.

Эмпирические признаки:

1.Не участвует в религиозных праздниках и обрядах;

2.Ритуальное поведение в домашних условиях отсутствует;

3.Воспитание детей в духе атеизма.
Индифферентные к религии люди.

Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений..

Эмпирические признаки:

1.Не верят в религиозные догматы и мифы;

2.Безразлично относятся как к религии, так и к атеистическим ценностям и нормам;

3.Не считают, что религия приносит вред обществу;

4.Не считают атеистическое воспитание необходимым.

Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Эмпирические признаки:

1.Религитозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении;

2.Ритуальное поведение дома отсутствует;

3.В атеистическом воспитании участия не принимают.

4.В мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.


Схема отчета по заданию №3


Отчет составляется в виде гистограммы.


Примечание: составьте возможные варианты взаимодействия студентов с разным отношением к религии и атеизму.
Задание №4.

Цель: определение уровня информированности студентов о религиозной ситуации в городе Ельце.

Метод: опрос.

Инструкция испытуемым:

Пожалуйста, ответьте подробно на следующие вопросы.
1.Какие религиозные конфессии вы знаете? Как вы к ним относитесь?

2.Какие религиозные конфессии представлены в городе Ельце?

3.Какие из них преобладают?

4.Как вы относитесь к сектам? Каково их влияние на сознание человека?

5.Какой информацией вы располагаете по деятельности сект в Ельце?

6.Какая информация о религиозных конфессиях вас интересует?

Схема отчета по заданию №4


В отчете отмечается уровень информированности испытуемых о религиозной ситуации в городе Ельце.

Низкий уровень – не обладают информацией по религиозной ситуации в городе Ельце.

Средний уровень – обладают незначительной информацией о религиозной ситуации в городе Ельце.

Высокий уровень – обладают информацией о религиозной ситуации в городе Ельце.
Примечание: после обработки полученных данных по заданию №4 следует ознакомить испытуемых с религиозной ситуацией в городе Ельце.
Задание 1.
Цель: выявление уровня знаний о религиозных понятиях в студенческой группе.
Метод: опрос студентов.
Ход исследования: практикант в группе, к которой он прикреплен, проводит опрос по теме религиозные смыслы. Студентам предлагается письменно выбрать один из вариантов ответа или предложить свой. На основании выборов проводится обработка и интерпретация данных.
Инструкция испытуемым:

Каждый из вас вкладывает свой смысл в определение следующих понятий: религия, Бог, человек, Церковь, священник. Выберите, пожалуйста, одно из определений или предложите свое.
А. Религия –

1.средство манипуляции человеком;

2.специфическая форма общественного сознания;

3.вера в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные;

4.…………….. .
Б. Бог –

1.сила, направленная на ощущение страха у верующих;

2.личность, которая одновременно и любит, и подвергает суду человека;

3. то к чему стремится верующий человек (к слиянию с божеством);

4.……………… .
В. Человек-

1.творение Божье;

2.личность;

3.тот, кто придумал Бога;

4.………………. .
Г. Священослужитель-

1.посредник между человеком и Божеством;

2. тот, кто живет за счет народа;

3.профессиональный хранитель религиозных традиций;

4. ……………….. .

Д. Церковь-

1.религиозная организация;

2.место, где происходит удовлетворение большинства личных запросов представителей всех социальных слоев;

3.организация, не пользующаяся поддержкой государства;

4.………………………… .
Обработка и интерпретация:

Подсчитайте по каждому блоку количество выбранных ответов. Варианты ответов испытуемых распределите в соответствии с данными ориентациями.

1. Теоретическое понимание понятий - А2; А3;Б2; Б3; В1;В2;Г1; Г3;Д2.

2. Эмпирическая понимание понятий - А1;Б1;В3;Г2;Д3.

Схема отчета по заданию №1


Отчет составляется в виде гистограммы



Задание по психологии для педагогической практики студентов исторического факультета, отделение религиоведения (очное отделение, 5 курс, 9 семестр).
Тема: диагностика уровня знаний по психологии религии в студенческой группе.
Цель: овладение студентами психологическими методиками, диагностирующими уровень знаний студентов младших курсов по психологии религии.
Задачи:

1. Конструирование тестовых, опросных методик, позволяющих оценить уровень знаний студентов младших курсов по психологии религии.

2.Апробация разработанных методик среди студентов младших курсов.

3.Психологическая оценка эффективности разработанной методики для диагностики уровня знаний студентов младших курсов по психологии религии.

Схема отчета.


1.В отчете в составленной методике указывается цель, метод, испытуемые, инструкция испытуемым, сам тест или опросник, интерпретация полученных данных.

2.Составленная методика проводится у студентов младших курсов. Полученные результаты обрабатываются.

3.На основании полученных результатов необходимо разработать и провести беседу по теме составленного опросника.

4. Провести еще раз опрос, сравнить полученные результаты, дать оценку эффективности разработанной методики.
Образец методики.

Задание №1.
Цель: определение уровня информированности студентов о религиозной ситуации в городе Ельце.

.

Метод: опрос.
Испытуемые: 4 курс, студенты отделения религиоведения.

Инструкция испытуемым:
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
1.Какие религиозные конфессии вы знаете?

2.Какие религиозные конфессии представлены в городе Ельце?

3.Какие из них преобладают?

4.Что такое нетрадиционные религиозные движения? Каково их влияние на сознание человека?

5.Что такое секта? Каково их влияние на сознание человека?

6.Какой информацией вы располагаете по деятельности НРД и сект в Ельце? Какие методы манипуляции сознанием они применяют?

7.Какая информация о религиозных конфессиях вас интересует?


Интерпретация полученных данных.

Низкий уровень – не обладают информацией по религиозной ситуации в городе Ельце.

Средний уровень – обладают незначительной информацией о религиозной ситуации в городе Ельце.

Высокий уровень – обладают информацией о религиозной ситуации в городе Ельце.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconСценарий урока. Тема: «Диагностика здоровья по антропометрическим показателям»
Цель работы: демонстрация возможности диагностики уровня здоровья (гармоничности и пропорциональности телосложения) по антропометрическим...
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconПрограмма проведения сессии «Школа Студенческой весны»
Цель: формирование образовательной творческой среды, инициирующей повышение содержательного уровня и качественную подготовку конкурсантов...
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconСтуденческой научной
Материалы международной студенческой научной конференции (27 29 февраля 2012 г.) том 2
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью аттестации является: а диагностика фактического уровня знаний учащихся по предметам учебного плана, их практических умений...
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconПлан работы школы 316 на 2013-14 уч год I полугодие
Обучающее занятие «Диагностика уровня сформированности компетенций» (Н. Н. Суртаева)
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Итоговая диагностика
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconКонспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками...
Цель: Познакомить детей с понятием: «мать – хранительница очага», объяснить его смысл. Подвести к пониманию незаменимости, значимости...
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconКонспект занятия в средней группе детского сада по правилам дорожного...
Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, обратить внимание детей на разные цвета дорожных знаков: красный...
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconТема урока Кол во час
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconКонспект занятия по валеологии в старшей группе тема: «витамины укрепляют организм»
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconАттестационное тестирование в сфере профессионального образования
Приветствуем вас! Перед вами образец-структура-задание-тема студенческой работы, взятый с сайта
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconТема: «Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, пропишет пилюли и витамины»
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconСписок тем курсовых работ по социологии религии
Типология религиозности и особенности отношения к религии различных групп населения
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconКонспект занятия по рисованию в старшей группе тема: «Снежная сказка. Какой бывает снег?»
...
Тема: диагностика уровня религиозности в студенческой группе. Цель iconРабочая программа дисциплины Религиозные культы в Саратовской области
Задачами курса является уяснение учащимися православного взгляда на проблему нетрадиционной религиозности и феномена деструктивного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск