Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы





Скачать 181.29 Kb.
НазваниеТатьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы
Дата публикации15.08.2014
Размер181.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Татьяна Николаевна Полина – отличник народного просвещения, учитель начальных классов МБОУСОШ №18 г. Тулы.
Современные образовательные технологии на службе здоровьесбережения младших школьников при изучении русского языка.

(из опыта работы)

Здоровье – высшая ценность человека. Состояние здоровья школьника – один из важнейших факторов, влияющий на весь его процесс обучения. Наши дети хотят учиться и хотят хорошо учиться, но не вполне здоровы. Поэтому каждый педагог из своей работы должен исключить педагогические факторы, оказывающие отрицательные воздействия на здоровье и развитие школьника. К числу таких факторов относится несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям ребенка, его функциональным обязанностям.

Наша новая школа приняла линию гуманизации в плане, прежде всего, здоровьесбережения юного поколения. На подиум представлены технологии обучения, которые позволяют достичь успеха каждому ученику класса и при наименьших затратах сил и времени ученика и учителя дают высокие результаты обучения предмету, т.е. здоровьесберегающие технологии.

Остановимся на некоторых из них.

С развитием коммуникационных средств стали на уроке возможны информационно-коммуникационные технологии, осуществляемые с использованием компьютеров, интерактивных и мультимедийных досок, которые влекут детей поработать на них .Использование указанного оснащения на уроке позволяет детям более точно и образно представить изучаемый материал, который, в свою очередь, заинтересовывает и вызывает потребность узнать по теме большего. И это создаёт основу для самостоятельного успешного получения и усвоения обучающимися новых знаний. И вместе с тем в данном случае нельзя говорить о перегрузке, ибо как известно, желаемое, даже если и приводит к усталости, но к приятной, к удовлетворению, к радости успеху.

Не стану останавливаться на дидактических играх на уроке, ибо это та отдушина у учителя, которая была, есть и будет стимулом к учению его учеников. Дети с желанием принимают на уроке игру, с увлечением изучают её условия и, не замечая усталости, участвуют в конкурсах, соревнованиях, рассуждают, активизируются в поисках логических решений. Конечно, современные игровые технологии обрели новую окраску. Их развитию и утверждению следует отдать должное опять-таки компьютерным технологиям. Даже физкультминутки ребята делают по видеоролику, где им помогают и направляют, скажем, «цыплята» или другие сказочные персонажи.

Говоря о компьютерных технологиях следует отметить, что новая школа эти технологии выделяет как механизм реализации системно-деятельностного подхода и относит их к деятельностному методу обучения наряду с другими технологиями: технологиями, основанными на уровневой дифференциации обучения; технологиями, основанными на создании учебных ситуаций; технологиями, основанными на реализации проектной деятельности.

И детьми и учительством приняты данные виды технологий. Следует отметить, что они демонстрируют изменение задачи педагога на современном этапе: организовать процесс обучения так, чтобы осуществлялось полноценное включение ребёнка в деятельность, хотя дети в классе разные по своему развитию. При этом необходимо обеспечить работу каждого, учитывая его возможности, склонности, особенности психики и характера.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагога такой организации работы на уроке, чтобы ученики «додумались» сами до решения ключевой проблемы урока, сами могли предложить, как действовать, чтобы достичь цели, а не традиционно получать готовые знания.

Чтобы процесс учения был творческим, и сам урок сегодня приобрел более яркое представление, в своей работе я практикую следующие формы урока: урок-игра, урок свободного чтения, урок-утренник, урок-концерт, урок-спектакль, урок-отчет, урок-экскурсия, урок постановка живого концерта, урок - путешествие, урок-кинофильм, урок-викторина, библиотечный урок и другие!

Для развития деятельностных возможностей ученика следует обратить внимание на удачное сочетание классной и внеклассной работы по предмету.

Для этого в классе создан уголок русского языка, постоянно обновляющийся детьми. В нём можно найти материалы по языкознанию, доступные младшему школьнику, формы работы над ошибками «Намотай себе на ус», «А почему так?», «Жили-были слова», «Помнишь ли ты, что …» и другие.

Познавательные разделы сочетаются с сатирическими : «Ошибки смеются», «Парад ошибок».

Здесь же находятся алгоритмы работы над упражнением, над текстом по литературному чтению, вплоть до этики поведения и взаимоотношений.

Материалы уголка дают возможность контактировать детям друг с другом, общаться, решать языковые задачи, учат учиться.

Вместе с тем, следует отметить у ряда детей первого класса несформированность коллективистских способностей, что порождает типичные проблемы в общении, угнетенное душевное состояние.

В этом случае, наряду с воспитательной работой классного руководителя по организации классного коллектива важно создать личностно-ориентированную образовательную среду.

Напомню, что учебная деятельность носит коллективный характер. Поэтому коллективные формы работы наука причисляет к здоровьесберегающим технологиям. Казалось бы это не ново, но с развитием компьютерных технологий и коллективное обучение стало более ярким, информационным. Детям это нравится, так как они ценят мир, к которому они ощущают себя причастным. Для них визуальное восприятие, образное представление учебного материала более ценно, нежели голое теоритическое познание. На таких уроках дети становятся активнее, незаметно для себя включаются в коллективную работу, исчезает скованность, угнетенность, рождается удовлетворение, желание познания.

Но красоты и объёма демонстрационного материала и детского желания освоить механизм работы на интерактивной доске для более полного усвоения знаний мало. Учителю необходимо ещё учитывать психофизические особенности восприятия материала детьми.

Следует помнить, что визуалы хорошо воспринимают наглядный материал, читают, развивая орфографическую зоркость.

Аудиалы, легко отвлекающие на шум, разговоры – обучаются слушая.

Киностетики лучше запоминают материалы в движении, фиксируют на доске после того, как аудиал четко произносит слово, предложении. Таким образом, аудиалы и кинестетики работают в тандеме.

Работа на интерактивной доске дала возможность учитывать особенности детей. Появилась возможность у мальчиков более качественно составлять схемы, чертежи, когда девочки, как и ранее, любят изъясняться устно.

При коллективных формах работы на уроке допустима постановка проблем по теме, решение их исследовательским путем.

Приведу пример фрагментов урока русского языка в третьем классе.
Тип урока- урок рефлексии.

Тема урока: «Упражнение в написании непроизносимых согласных в словах»

Цель урока: формирование навыков УУД

личностных – беречь природу, оказывать помощь птицам;

регулятивных – планирование и организация учащимися собственных действий при выполнении работы па теме, выявление затруднений и выхода из них, контроля и оценки успехов, волевой саморегуляции;

познавательных – постановки проблемы по теме, включение общеучебных, логических действий, по решению поставленной проблемы: поиск, исследование и доказательство рациональных вариантов проверки непроизносимых согласных, установление причинно-следственных связей произношения иправописания слов с данной орфограммой;

коммуникативных- умений и навыков коллективной работы при решении познавательной проблемы; продолжать формировать культуру общения и этику взаимоотношений в местном социуме.

Задача урока: создание условий для формирования навыков УУД при изучении правописания непроизносимой согласной в словах.

Оборудование: компьютерные заготовки материалов для работы на интерактивной доске, интерактивная доска, проектор, компьютер..

Слайд 1. Задание для определения воспитательного направления урока и работы над пройденными ор фограммами.

Это детям и взрослым извес…но,

Это запов…дь вам повт…рю:

«Кто не любит р…дную природу –

Тот не любит …тчизну св…ю»


е, о, т, д, и, а,

у, ы,О,честный


Слайд 2. Варианты проверки орфограмм.

Один – много /река –реки/

много – один /глаза – глаз/

корнем слова /бежать – бег/

буквой /ведро – ведра/

словом с другим вопросом /снежинка – снежный/т.е.

другой частью речи /легко – легок/

словом с ь на конце /тростник – трость/.

Слайд 3. Группы слов с непроизносимыми согласными.

д

сердце

поздно

звездный

праздник


т

радостный

местный

известный

грустный

ненастный

прелестный

л

солнце

в

здравствуй

Слова без непроизносимой согласной.

чудесный

интересный

прекрасный

опасный

ужасный


Слайд 4. Схемы построения текста.



  1. 2.










символ, обозначающий предложение в схеме текста


Летний день птицы открывали прелестной перекличкой. Прочищали носик и летели искать съестное. Счастлива ласточка, что на лету схватила комара или мошку, а людям радостно. Скворец ищет гусениц на лесных полянах. Дятел честно собирал паучков в саду. Настал вечер. Свистнул соловей на ветке березы. Ему в ответ полились чудесные трели – вестники мира и благополучия.
Слайд 5. Деформированный текст.

З…мующие, в, грус…неют, м…ро… , птицы.
Слайд 6. Текст для восстановления орфограмм в помощь Незнайке.

В словах у меня могут быть непорядки. Читайте: «Прилесный у сонца характер. На елочьки шабки и шупки адеты.

Саласки и лет миня радуют, дети. Но грусно, што птицы в марос погибают. А где я ошипся, конечьно, не знаю».
Слайд 7. Картины зимней природы: «Первый снег», «Снегири», «Кормушка для птиц».

Посмотрите,какое богатство материала позволили подготовить к уроку компьютерные технологии!

Работа по теме урока начинается с коллективных форм работы. Добавлю, что урок предполагает движение от простого к сложному, от познания к знанию, от неумению к мастерству и творчеству. Один ученик-кинестетик на интерактивной доске готов вставлять орфограммы.
Слайд 1. – Чтение четверостишия. Выделение главной мысли четверостишия и определение личностного направления урока по результатам формирования более тонких эмоций и готовности стать отзывчивым гражданином своей природы /работают визуалы /.

- Объяснение цепочкой пропущенных орфограмм и вставка их в контекст.

- Анализ орфограмм: определение общего (данные орфограммы требуют проверки), частного (безударная гласная в корне проверяется ударением ;

согласные проверяются однокоренным словом или формой слова, где после этой согласной стоит гласная /работа для аудиалов/ ; уточнение /после внимательных наблюдений работа для визуалов ,/ при сравнении– непроизносимые согласные могут ещё проверяться корнем слова с мягким знаком на конце: честный – честь.

- По выделенным словам стихотворения дети производят целеполагание-/научиться видеть и проверять слова с непроизносимыми согласными родственным словом с мягким знаком на конце/: обращают внимание на углубление в тему, выведенное в ходе объяснения орфограмм;
Слайд 2. Рефлексия. Выборочный диктант в три столбика: безударные гласные в корне слова, парные и непроизносимые согласные. Возникает проблема: как же научиться выделять на слух орфограммы, различать их особенности, применить нужный способ проверки и грамотно написать слова с указанными орфограммами.

Выдвинуты гипотезы, по которым составлены условия успешной работы над орфограммой:

Образовательные:

- знать гласные и согласные, уметь различать, на какую из них заложено правило в слове;

- знать непроизносимые согласные звуки, встречающиеся в словах (их 4: д, т, л, в);

- хорошо знать варианты проверки нужной орфограммы;

- различать проверочное и проверяемое слово;

- использовать для проверки наиболее короткие;

- хорошо различать зрительно и на слух стечение согласных звуков;

деятельностные :

- свободно выделять корень слова;

- легко подбирать родственные слова;

-фиксировать собственные затруднения в работе над орфограммами ,определение их причин, построение проекта и его реализации по ликвидации этих причин.

Проведено исследование в форме игры «Волшебная корзина». В корзине слова по трем орфограммам, их распределяют в столбцы, на магнитной доске, определяя способ проверки.

Обращается внимание на ключевой столбик слов по теме урока, идёт повторение всего, что знаем по данной орфограмме.
Слайд 3. Как следствие уточняем правило проверки непроизносимых согласных звуков:

Чтобы проверить непроизносимую согласную л, в, д, т в стечении согласных звуков, нужно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором после этой буквы стояла гласная или мягкий знак. Например:
звезда – звёздный

радостный - радость.
Занесли в тетрадь « Мои ошибки» слова с допущенными ошибками в данной работе, где каждый ученик сгруппировал их по орфограммам и изучил.

Следует сделать оговорку, что учитель для себя начал группировать детей по причинно-следственным недочетам в работах ребят изучаемой орфограммы. Эта работа будет продолжаться на каждом уроке до последнего по изучению правописания данной орфограммы. Покажу образец.

Для примера возьму работу над ведущей орфограммой – проверяемой безударной гласной в корне. Тема изучена. Казалось бы навык сформирован на уровне осознанности. Однако наблюдаются ошибки в тетрадях, раскрывающие индивидуальные недостатки в правописании слов на это правило. Четко появились группы:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Сильные учащиеся, способные самостоятельно выполнять задание или готовить материал для преодоления недостатков слабыми учащимися..

Недостатки в постановке ударения, определении ударного слога, т.е.неумение различать безударную гласную.

Проблема в различении частей слова, разборе слов по составу, выделении безударной гласной в корне слова (неумение отличать проверяемые и запоминаемые орфограммы).

Проблема в подборе родственных слов, понимание проверочного и проверяемого слов, т.е. непонимание сути правила.

Учитывая личностно-ориентировонную направленность обучения, когда внимание оказывается не только классу или группе, но и каждому ребенку следует помнить о работе на успех каждого, выделяя его личные достоинства, а не указывать на недостатки. Это необходимо для повышения эмоционального настроя, уверенности в своих возможностях каждым ребёнком.

Поэтому уже при выполнении выборочного диктанта «слабым» учащимся с учетом их индивидуального уровня обученности орфограммам были даны индивидуальные карточки – алгоритмы вида:

карточка 1

сидя – с…деть

снег – сн…га

радость – радос…ный

грусть – грус…ный

травы – тр…винка

головка – гол…вы

муравушка – мур…вей

карточка 2

легок – ле…кий

косить – ко…ьба

езда – поез…

шуба – шу…ки


карточка 3

грусть – грустный

радость – радос…ный

звезда – зве…ный

место – ме……ный

Карточка№1 смешанного типа, карточка№2 чисто на парные звонкие и глухие согласные, карточка №3 по изучаемой теме.

Рассмотрев ошибки, как следствие по непроизносимым согласным, учащимися сделаны выводы, что целесообразней проверять слова на это правило родственным коротким словом, либо с мягким знаком на конце,/ где это возможно/ с целью уменьшения ошибок в других частях слова, рассмотрены индивидуальные недочёты в изучении данной темы. После этого урока мной и детьми также проведён анализ особенностей ошибок по теме «Непроизносимые согласные» и намечены действия по их устранению.

Для проверки сформированности уровня орфографической зоркости нужного направления, далее провожу работу по тексту слайда 4. Вместе с тем начинается работа над правилом построения текста представленного детям текста , выбрана подходящая схема/составлено первое общее предложение, его раскрывают последующие./. Так подходим к развитию речи учащихся.

Ориентируясь на интерес детей - научиться без ошибок выполнять работы, обязательным требованием уроков является развитие их творческой активности и рефлексия диагностирования уровня знаний по теме. Для этого дается задание просмотреть все невыполненные упражнения по теме в учебнике и выбор посильного для последующей работы. Таким образом, я убедилась кто на что способен, т. е. выделились группы учащихся, с которыми началась разноуровневая работа.

Слайд 5 позволяет проверить себя самым слабым учащимся - им отводится наибольшее внимание: на уроке рассмотреть грамматическую сторону единицы речи.

Восстанавливая деформированное предложение, дети вспоминают место главных и второстепенных членов предложения, учатся распространять, перестраивать и окружать предложение.

И, наконец, слайд 6 представляет детям текст, насыщенный ошибками. Проводится вновь коллективная работа по развитию у детей зрительных и слуховых способностей определять орфограмму в слове. Впрочем, такие тексты развивают у детей и эмоциональное /отрицательное/ отношение к уродливому, настраивают на познавательную деятельность. Дети выступают смелее и увереннее в качестве редакторов на будущих уроках. На данном уроке работа проходила с сигнальными картами: один ученик медленно у доски читал фразы, класс показывал сигнальные карточки, если встречалась орфограмма, и по очереди исправляли ошибки в тексте.

Таким образом, мы подошли к необходимости самостоятельной работы. Игра «Испытай себя» проводится по слайду 7. Детям дается работа описать понравившуюся, близкую к сердцу картину зимы, предварительно озаглавив ее. При этом в тексте необходимо использовать слова по теме урока.

Читая полученные описания в порядке расположения картин получили поучительные тексты. Вот некоторые из них.

Зима – краса.

Выглянуло солнце и жемчугом блеснул снег. Обновился местный лес. Рябиновые бусы ярче заалели среди прелестной белизны. Как красиво! Радостно бьется сердце от чистоты зимы.

Беда не за горами.

Взгрустнули птицы. Нахохлившись сидят на промерзших ветках красногрудые снегири. Нерадостно у них на душе. Не за горами ненастная погода: вьюги и метели. Известно, что их ждет голод и холод.

Верные друзья.

Местные ребята сделали большую кормушку. Ее установили на лесной поляне. Насыпали зерен, сухих ягод, семян. Вкусный обед ожидает птиц! У пернатых наступил праздник. И зима будто отступила.

Объединив тексты и выделив главную мысль ученики поставили задачу – создать свою птичью столовую.

Немного остановлюсь на разноуровневой технологии.

Учитывая степень дифференциации готовлю столько материала на урок, чтобы дать пищу для ума каждому ученику. Серьезное внимание придается работе в парах сменного состава, когда дети сами себе ищут товарища в определенные моменты урока для выполнения указанного задания. Я строго слежу за тем, чтобы ученики не переутомлялись. Основное содержание урока рассчитано на среднего ученика, индивидуальные задания готовятся для одаренных и нуждающихся в поддержке товарищей. При этом вторые не ощущают себя ущемлёнными.

Например, идет работа в паре на доске и по карточкам на местах. Сильный ученик готовит задание партнеру: записывает предложение с пропуском орфограмм. Для успешного решения задания «слабый» учащийся может обратиться к справочнику, которые находится в библиотечке Любознайкина. Таким образом, обращаясь за помощью к справочнику, он видит себя любознайкой, и даже гордится таким громким званием. Однако эта работа на крайний случай. Его задача – определить вид орфограммы (проверяемая или запоминаемая), место нахождения орфограммы, вспомнить и применить правило для правильного его написания, используя карточку-помощник, с постепенным переходом к самостоятельным действиям.

Приведу пример работы всё над той же безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Идёт работа по карточкам в парах сменного состава.

Сильные ученики в каждой паре производят письмо с «дырками» в предложениях, данных на карточках, а партнёры восстанавливают их. Например.

Зел…н…ват…й дымкой п…дернулись м…л…дые д…р…вца в наш…м парк… .

Каждой группе реставраторов предложения, начиная со второй, даются алгоритмы действий.

Для 2 группы

шаг1 шаг2 шаг3 шаг4 шаг5

Прочитай слово, осмысли его лексическое значение

Прочти слово, выделяя голосом гласную в сильной позиции. Поставь в слове ударение. Прочти и прислушайся, как звучит слово, имеет ли оно смысл.

Подчеркни

безударную гласную.

Разбери слово по составу.

Определи место безударной гласной в составе этого слова

Проверь слово или используй

Правило запоминаемой ор-

фограм-мы.

Для 3 группы

Что нужно проверить? →

Где нужно проверить? →

Как нужно проверить? →

Вставь нужную букву в слово.




для 4 группы
шаг1 шаг2 шаг3 шаг4 шаг5 шаг6

подбери к слову нужную схему состава слова

выбери корень

вставь корень в другие схемы

найди слово, где в корне гласная стоит под ударе-нием

выдели эту ударную гласную-это проверочное слово.

вставь эту же букву в прове-ряемое слово.


Такие алгоритмы могут составлять сами учащиеся, описывая свои языковые исследования. И когда те самые неперспективные дети научатся проводить эти исследования , можно их переводить в первую группу, группу сильных.

Исследование даже, если это научное определение не включаем на уроке в свой лексикон, помогает заложить у детей прочное запоминание материала.

Бывает так, что орфографическое правило не представляет особой сложности для учеников, однако это еще не гарантирует его прочного запоминания. Но правило запомнится надолго, если школьникам надо найти его формулировку самим. Для этого необходимо создать проблемную ситуацию., которую учащиеся разрешат собственными исследованиями. Вот и подошли мы к учебным ситуациям, как одному из ведущих деятельностных методов обучения, позволяющих провести урок увлечённо и без загруженности.

При объяснении – исследовании ученик способен творить, создавать собственные определения. Приведу пример. Изучали тему «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих». Так на одном из уроков русского языка я объявила, что сегодня у нас будет работать лаборатория НИИ и сотрудниками будете все вы - учащиеся класса. Нам предстоит серьезная исследовательская работа, в результате которой вы должны сформулировать тему урока и установить важную лингвистическую закономерность.

Сначала лаборатории было дано задание найти общее в словах и затем предложен для частного рассмотрения второй столбик слов.

дочь дач

мышь каш

вещь рощ

рожь лыж

Дети без труда определили тему урока и поставили перед собой проблему: почему нет мягкого знака после шипящей в именах существительных женского рода второго столбика?

Были изложены ряд гипотез, пока подошли к выводу определить частное каждой группы слов. Исследователи сначала высказали мысль о том, что нужно обратить внимание на начальную форму слов. Оказалось, что слова с мягким знаком на конце это имена существительные в начальной форме, а слова дач, каш, рощ, лыж – это словоизменение имён существительных множественного числа: дачи, каши, рощи, лыжи. Эта изменённая форма имён существительных второго столбика говорит о том, что их просклоняли по падежам. Теперь нужно определить падеж этих слов и, оказалось, что слова второй группы стоят в родительном падеже множественного числа.

Таким образом, маленькие исследователи сформулировали закономерность имён существительных множественного числа с основой на шипящую в сравнении с именами существительными женского рода единственного числа с шипящей на конце:

1. Мягкий знак пишется у имен существительных единственного числа с шипящей на конце в начальной форме.

2.Мягкий знак не пишется в родительном падеже имен существительных множественного числа после шипящих на конце.

В качестве рефлексии проведена игра «Допиши словечко»:

Завела Зайчиха ___________ (речь)

Полезай, сынок, на ________ (печь)

Там составь _________ побольше: (задач)

Сколько _________ собрал в саду, (груш)

С _______ увидел ли звезду, (крыш)

И про _________ , что в кармане (мелочь)

И про __________ перед дождем (тишь)

Сколько ________ стоит дом (тысяч)

И какая _________ в лесах (дичь)

_______ большая, отдыхай, (ночь)

А дела не забывай!

Или другой пример.

При изучении темы «Спряжения глаголов» было предложено ученикам написание мягкого знака в глаголах, записанных на доске: читаешь, улыбаешься. жечь, печь, режь, спрячь и др. Один из ребят придумал такое правило: «В окончаниях глаголов после шипящих всегда пишется ь». Он упростил три момента: не надо упоминать 2-е лицо ед. числа настоящего времени, неопределенную форму, повелительное наклонение, которое они еще не изучали.

Такое правило легче запомнить, используя только видения трех признаков: «глагол», «окончание», шипящий».

Объяснение – исследование – это сотрудничество ученика и учителя в достижении успеха, приучает учеников мыслить творчески, создавать своё, делать маленькие открытия. А следствием этого является раскрепощение на уроке в пользу здоровьесбережения.

Исследования помогают учителю при решении сложных проблем, активизируют мыслительную деятельность учащихся, только от учителя требуется немного фантазии.

Итогом таких уроков является составление диалога. На уроке открытия новых знаний - цепочкой, когда ученики следуют за учителем.

На остальных уроках идёт самостоятельное составление диалога детьми.

Как правило, такие уроки результативны, увлекательны, учат детей учиться.

Напомню, что задачей всех уроков деятельностного подхода в обучении является создание условий для приобретения знаний учениками по теме урока.

Так вот здоровьесберегающие технологии и есть важнейшее условие для получения качественных результатов обучения, ибо они дают детям возможность учиться без принуждения.

А известно давно, что в искусстве обучения и воспитания важно не принуждение, а побуждение. Это должен усвоить и притворить в жизнь каждый педагог, чтобы растить здоровое грамотное молодое поколение, способное к самореализации в новых экономических условиях!

Так держать!

(из опыта работы)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
«Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования» за заслуги в области образования. 1 учитель начальных классов...
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconКонспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова...
Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средняя общеобразовательная школа №1911 была открыта в 1995 году. С первых дней ее возглавляет Заслуженный учитель Российской Федерации,...
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограммы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010
Российской Федерации, отличник народного просвещения, учитель гимназии N9 1527 Москвы Л. И. Рыжова
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconУчебно-методической литературы
Отличник народного просвещения рсфср, Заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconОхрана природы Краснодарского края. Особо охраняемые территории
Автор: Учитель географии высшей категории моу сош №25, Отличник народного просвещения, Терещенко Надежда Дмитриевна
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Илюхина В. А. заслуженный учитель России, к п н., отличник народного просвещения – «Вступительное слово директора о школе.»
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма элективного курса по литературе «Драма как род литературы....
Моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель рмэ
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. Е. Сысоева, директор мбоу сош№67 Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Отличник народного просвещения, заслуженный учитель...
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconЛ. А. Сидорова директор школы, «Отличник народного просвещения»,...
Л. А. Сидорова – директор школы, «Отличник народного просвещения», высшая квалификационная категория
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Любовь Васильевна Терещенко, отличник народного просвещения, учитель биологии высшей квалификационной категории, маоу лицея «Морской...
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма : Время
Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения, Лауреат Премии г. Москвы в области образования, обладатель Гранта Москвы...
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПленарное заседание
...
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Винокурова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник образования рс(Я), Николаева Софья...
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пономарёва С. А., заместитель директора по ур высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения
Татьяна Николаевна Полина отличник народного просвещения, учитель начальных классов мбоусош №18 г. Тулы iconНиколенко Наталья Николаевна учитель начальных классов мкоу «Пивкинская...
Автор: Николенко Наталья Николаевна – учитель начальных классов мкоу «Пивкинская сош» Щучанский район


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск