В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена





Скачать 83.83 Kb.
НазваниеВ. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена
Дата публикации09.07.2013
Размер83.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Горбатова Ольга Николаевна, учитель географии и экономики

МБОУ «Гимназия № 27» имени

Героя Советского Союза В.Е.Смирнова»

г. Барнаула

gorbatovaon@rambler.ru




Опыт создания и апробирования Web-quest`a на уроках географии

Благодаря динамичной киберэволюции компьютерных технологий и развитию всемирной сети Интернет, психолого-педагогическая наука обогатилась появлением социально-педагогического феномена – процесса киберсоциализации человека, а также связанных с ним понятий «киберпедагогика», «технологии киберпедагогики» и т.д. [1]. Социализация личности в киберпространстве, по мнению В.А.Плешакова [2], это «процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности». Киберпедагогику этот же автор представляет как «отрасль психолого-педагогической мысли, научно обосновывающую специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий» [2]. Существует ряд негативных последствий процесса киберсоциализации школьников. Поэтому достаточно актуальным является поиск средств, методов, технологий использования социально-педагогического потенциала Интернета как фактора, позволяющего создать условия для позитивной социализации школьников.

В.А.Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них - это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целенаправленности обучения; обучающийся сам определяет режим получения информации, ее количество и др. В такой модели электронная, компьютерная и цифровая техника выступают в качестве источника информации, знаний, информационных умений, навыков, компетенций, развлечений и др. По нашему мнению, одним из средств реализации выше названной технологии является учебный Web-quest, представляющий собой проблемное задание c элементами ролевой игры (оформленный в виде программы, сайта и т.д.). Для выполнения задания школьник должен использовать информационные ресурсы интернета. Известно, что дети с удовольствием играют в сети, задача учителя – перенаправить детский интерес, когда став героями занимательного учебного Web-quest`а, школьники пробуют себя в решении образовательных задач.

Следует отметить, что в настоящее время существуют лишь единичные примеры созданных учителями Web-quest`ов. Такую ситуацию можно объяснить тем, что педагоги часто не знакомы с приемами написания сценария Web-quest`а, затруднения вызывает и воплощение сценария в компьютерную программу.

C целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области использования ресурсов Интернет, в частности, электронных образовательных ресурсов сети, нами был создан сайт «ЭОР в работе учителя географии» (https://sites.google.com/site/eorvraboteucitelageografii/home). Работая со страницами сайта, учителя знакомятся с электронными образовательными ресурсами по географии, критериями отбора и результативности использования ЭОР, имеют возможность для размещения собственных методических материалов, возможность сетевого взаимодействия, знакомятся с новостями в области применения ЭОР в образовании, важнейшими событиями в географической жизни страны, информацией по конкурсным мероприятиям. Одна из страничек сайта посвящена методике создания Web-quest`а. Здесь пользователь может найти примеры веб-квестов, информацию о том, как написать сценарий. Предлагаю познакомиться с примером сценария географического Web-quest`а.

1) Название веб-квеста: Анаморфозы: что это такое?

2) Автор: Горбатова О.Н., gorbatovaon@rambler.ru

3) Общие сведения

Тема урока: Методы географических исследований  

Предметная область: география, 11 класс, профильный уровень

Соответствие требованиям ФГОС нового поколения:  

Личностные результаты:

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, контролировать и корректировать свою деятельность

Познавательные УУД: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию

Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Владение навыками познавательной рефлексии

Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать

Предметные результаты:

Приводят примеры: географических методов изучения окружающей среды.

Объясняют: суть картографических методов исследования, специфику работы с анаморфированными изображениями

Составляют характеристики территорий, используя анаморфированные изображения.

ЦОР:www.worldmapper.org, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173, http://www.sociomost.com/viewtopic.php?f=18&t=585&p=15717&sid=0a500dec78ded9df6d4893b05fbfc1ff, http://www.priroda.su/item/548

Необходимые дополнительные ресурсы для выполнения задания: атлас по географии 10 класс.

4) Введение

«Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее” - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб».

Однажды встретились два географа: Иван Иванович и Петр Петрович.

Иван Иванович не любил ничего нового, придерживался старых правил. А Петр Петрович всегда хватался за новое, работал с интересом, проявлял творчество. Завязался у них научный спор о картах. Иван Иванович говорил, что на карте всегда должны соблюдаться размеры территорий в масштабе, обязательно должны присутствовать параллели и меридианы. А Петр Петрович доказывал обратное и даже привел для сравнения карты-анаморфозы.

5) Задание

Вопрос: Приведите доводы в защиту точки знания того и другого географа.

6) Ресурсы

Для Ивана Ивановича: школьные атласы. Изображения земной поверхности и их использование. Карта - "язык" географии. И1 (http://www.fcior.edu.ru/card/1371/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-karta-yazyk-geografii-i1.html), Изображения земной поверхности и их использование. Условные знаки и масштаб карты. И1 (http://www.fcior.edu.ru/card/1187/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-uslovnye-znaki-i-mastshab-karty-i1.html), Условные знаки на географической карте (http://www.fcior.edu.ru/card/22370/uslovnye-znaki-na-geograficheskoy-karte-prakticheskie-zadaniya.html).

Для Петра Петровича: ресурсы сайтов: www.worldmapper.org, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173, http://www.scholar.ru/speciality.php?page=7&spec_id=173, http://www.sociomost.com/viewtopic.php?f=18&t=585&p=15717&sid=0a500dec78ded9df6d4893b05fbfc1ff, http://www.priroda.su/item/548

7) Отчет

Работу представьте в виде презентации PowerPoint. Какова ваша точка зрения на проблему? Всегда ли обычные карты достаточно информативны и удобны для получения информации? Как сделать картографическое изображение еще более наглядным и доступным для анализа?

Оценка работы: наглядность, доказательность результатов, умение вести дискуссию, защищать свою точку зрения.

8) Порядок работы

Слушатели, выбравшие себе одну и ту же роль, могут объединиться в микрогруппы. После работы с источниками информации ученики должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.

9) Заключение

Какие личностные, метапредметные и предметные результаты может дать школьникам работа с анаморфированными изображениями? Предложите методы использования карт-анаморфоз на уроках географии.

Средством реализации идей киберпедагогики является не только привлечение учащихся к решению уже готовых Web-quest`ов, но и создание таких цифровых образовательных ресурсов совместно со школьниками. С 2008 г. в Барнауле проходит конкурс мультимедиа презентаций по географии «Вместе создаем будущее!». Одним из критериев оценки детских работ является возможность использования презентаций в учебном процессе. С 2013 г. на этот конкурс принимаются и сайты. Далее представлено описание Web-quest`а «По следам снежного барса» (http://lutocha67.jimdo.com/), подготовленного нами с ученицей 11 класса для участия в конкурсе. Этот сайт создан, в том числе, для привлечения школьников к проблеме сохранения исчезающих животных, для реализации идей экопросвещения в нашем регионе.

В разделе «Центральное задание» перед школьниками ставится главный вопрос: как сохранить снежного барса, не нарушая интересы разных сообществ? Здесь школьники могут выбрать одну из ролей: скотоводы, ремесленники, сотрудники новой ООПТ, школьники, охотники, экологи и биологи, географы, историки, детективы, дизайнеры, представители: министерства природных ресурсов, министерства по туризму, общественной организации. После выбора роли, школьникам рекомендуется выполнить соответствующее этой роли задание. Например, географы должны составить карту мест обитания ирбиса, а биологи и экологи ответить на следующие вопросы:

- Каковы особенности местообитания снежного барса?

- Какие бывают семьи у ирбиса?

- Для чего снежному коту широкие ноздри, густой пушистый мех, длинный пушистый хвост, сильные задние лапы, незаметный окрас, широкие лапы, небольшие размеры, острые когти и зубы?

- Сравните снежного барса с его родственниками (рысь, ягуар и гепард) по плану: физические характеристики, места обитания, особенности, помогающие виду выживать, интересные и уникальные черты вида.

Каждая группа заполняет на сайте входную анкету и форму отчета. При выполнении предложенных заданий школьникам помогают разделы сайта: «Обращение снежного барса к людям», «Кратко о снежном барсе», «Памятка друзьям снежного барса», «Видеоматериал», «Фотогалерея», «Литература о снежном барсе», «Полезные ссылки». Раздел «Критерии оценивания» помогает организовать работу. Школьники также могут принять участие в викторине и получить почетное звание «снежный барс».

На заключительном этапе группа представляет свои наработки всему коллективу. Обсуждается главная проблема, поставленная в «Центральном задании», оформляется общий итоговый проект. Это может быть: сайт об ирбисе, разработка молодежного природоохранного мероприятия, создание книжки для малышей или рекомендаций по охране снежного барса.

Вопросы раздела «Результат» помогают организовать итоговую рефлексию:

1. Что нового и интересного ты узнал, чему научился, работая над заданиями Web-quest`а?

2. Какие трудности у тебя возникли?

3. Понравилось ли тебе работать в группе?

4. Почему ты выбрал эту роль?

5. Оцени работу своей группы

6. Оцени свой личный вклад в общую работу.

Web-quest «По следам снежного барса» был представлен методистам профессионального объединения учителей ЕНД Алтайского края и получил высокую оценку. Апробация электронного образовательного ресурса на уроках географии (8 класс) показала возможность достижения таких метапредметных результатов обучения, как умение:

  • выделять из огромного количества информации самое важное;

  • легко ориентироваться в разных источниках информации и планировать свою работу с ними;

  • аргументированно защищать свою точку зрения;

  • успешно работать в группе;

  • проявить свои творческие способности;

  • представлять результаты своей работы в форме сайта.

В конце занятия дети отметили, что теперь они не смогут безразлично относиться к проблемам окружающей среды и будут стараться привлекать других людей к охране природы.

Опыт автора показывает, что использование Web-quest`а на уроках географии позволяет педагогу не только достигать планируемых образовательных результатов, но и регулировать процесс киберсоциализации школьников. Важно отметить, что наряду с созданием новых цифровых образовательных ресурсов, педагогам-методистам необходимо разработать и методику результативного применения Web-quest`ов в образовательном процессе.

Список литературы:
1. Плешаков В.А. Киберсоциализация и духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций: нужна ли нам киберпедагогика? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://info-alt.ru/2010-11-12-03-52-31

2. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека от HOMO SAPIENS’А до «HOMO CYBERUS’A» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://vapleshakov.taba.ru/blog/21875.html

3. Плешаков В.А. Модели технологий киберпедагогики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5686&tmpl=Thread&BoardId=321302&ThreadId=528357&page=0

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconМодель распространения языковых признаков
В работе излагается модель языковой эволюции, объясняющая, по мнению авторов, ряд существенных закономерностей в типологии структурного...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconМодернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях,...
Этот процесс, по – мнению Д. А. Медведева, должен поддерживаться «распространением электронных образовательных ресурсов, развитием...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconСетевая модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в...
Предлагаемая муниципальная модель предполагает рассмотреть различные типовые ситуации школ в Октябрьском районе и предлагает различные...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconНа пути поиска программы и инициального субстрата старения "Успехи...
На основании приведенных фактов проведен анализ наиболее распространенных моделей старения животных. Показано, что ни одна из них,...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconШколы на 2010-2011 учебный год: «Повышение качества знаний через...
Президента Медведева: «Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, ее перспективы»....
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconМосковский государственный институт международных отношений (У) мид РФ
По мнению автора, тема является наиболее актуальной, так как с этой проблемой в свое время столкнулась не только Аргентина, но и...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconЯ дрегля Нина студентка s-13 прочитала 150 страниц из книги «Семейная...
Ют сегодня виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. В соответствии с ориентированностьюи характером...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconЛекция №2. Тема: «Информационные технологии, ее виды»
Информационная технология (ИТ) — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconФакультет информационных технологий
Создание и исследование моделей является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности. У термина «модель» существует...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconМодель это новый объект, отличный от исходного, который обладает...
Понятия «модель», «моделирование», различные подходы к классификации моделей. Этапы моделирования
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена icon1 Фазы информационного цикла и их модели
Информационная технология (ИТ) совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconТехнология. Техника и техническое творчество
Но это не обязательный признак теста. Главное – наличие четкой системы подведения итогов, которая позволяет упростить проверку, подсчитать...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Групповая технология это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconУчебник. Природоведение 5 класс. В 4-х частях. А. А. Плешаков, Н....
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерно распределение...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconРусакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95
Эта приоритетная задача решается, в том числе, и с помощью использования здоровьесберегающих технологий. Одна из них обучение диафрагмально-релаксационному...
В. А. Плешаков предлагает ряд моделей технологий киберпедагогики [3]. Одна из них это технология получения информации. По мнению автора, такая модель не предполагает четкой структуризации, преднамеренности, целена iconУчебно-методические материалы для студентов по дисциплине
Практическое владение языком специальности предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск