Скачать 174.8 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет «Электроники и телекоммуникаций» Кафедра «Радиоэлектроники и телекоммуникаций» Программа дисциплины «Методология научных исследований» для специальности 211000.68 «Конструирование и технология электронных средств» Автор программы: Колбас Юрий Юрьевич, tigra-e@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры «Радиоэлектроники и телекоммуникаций» «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой С. У. Увайсов Утверждена УС факультета «Электроники и телекоммуникаций» «___»_____________2012 г. Ученый секретарь И.В. Назаров _______________________ «___»_____________2012 г. Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности 211000.68 «Конструирование и технология электронных средств», обучающихся по специализации изучающих дисциплину «Методология научных исследований» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 211000.68 «Конструирование и технология электронных средств». Программа «Методология научных исследований» разработана для студентов магистерской программы «Конструирование и технология электронных средств». Она также соответствует тематике научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре студентами, аспирантами и преподавателями кафедры. 2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины являются: Дать общее представление о процессе научного исследования. Дать общее представление о методах и методологии научного исследования. Дать общее представление о специфики научного исследования в области конструирования и технологии электронных средств. Дать знания и первичные навыки проведения научного исследования в области конструирования и технологии электронных средств. Развить у студентов процедурные навыки исследовательской деятельности. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин и блоку математических и естественнонаучных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистров. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах школьной программы: русский язык, математика. Основные положения дисциплины должны быть использованы при написании курсовых работ магистров, ВКР магистра. 5Тематический план учебной дисциплины5.1Разделы дисциплины и виды занятий
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков Подразумевается текущий и итоговый контроль. В процессе текущего контроля оценивается работа студентов на практических занятиях (степень подготовленности и активность участия в групповых обсуждениях), также предусмотрена контрольная работа. Итоговый контроль осуществляется посредством проведения устного зачета. При проведении зачета в устной форме используются следующие критерии: "10 баллов" – обсуждение студентом поставленной проблемы с использованием основных положений дисциплины. "8-9 баллов" - свободное, безупречное владение текстом лекций, умение сопоставлять, анализировать текст лекций. "7 баллов" – подробный пересказ вопросов зачета. "6 баллов" – умение сформулировать и основные темы дисциплины. "5 баллов" - не вполне четкий ответ по основным формулировкам тем дисциплины. "4 балла" – отсутствие ответа по основным формулировкам тем дисциплины. "1-3 балла" – отсутствие ответа по любому вопросу. 6.2Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях по следующей формуле: Оаудиторная= 0,7· Осам +0,3·Оактивность, где Оактивность преподаватель оценивает по активности студентов в дискуссиях, в ответах на вопросы. Оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по данной учебной дисциплине. Осам оценивается по выполнению самостоятельной работы в форме презентации плана магистерской научной работы. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Озачет., где Ок.р – оценка за зачет Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где: Оитоговая = 0,6· Отекущий +0,4·Оаудиторная В диплом ставится результирующая оценка за итоговый контроль по учебной дисциплине. 7Содержание дисциплины7.1Содержание разделов дисциплиныТема 1. Методология, логика научного исследования. Особенности научного исследования. Содержание темы: Научное исследование, сущность и особенности. Логика процесса научного исследования. Проблема, объект, предмет исследования, цели, задачи исследования. Основные этапы научного исследования. Количество часов аудиторной работы: 8. Объем самостоятельной работы: 6. Литература по теме: Основная литература: 1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. 3-е изд. пере-раб. и. доп. – М.: «Дашков и К», 2008.– Глава 1. Дополнительная литература: 1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. – Глава 1,2 2. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Курс лекций. Информпресс, 2007. Формы и методы проведения занятий по теме: решение задач на формулирование проблемы и выбор методики исследования, проведение дискуссий. Тема 2. Методы научного исследования Содержание темы: Общие методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение. Однофакторный и многофакторный эксперимент. Методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический подход, гипотетико-дедуктивный. Системный подход. Моделирование. Методы научных исследований. Количество часов аудиторной работы: 10. Объем самостоятельной работы: 6. Литература по теме: Основная литература: 1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. 3-е изд. пере-раб. и. доп. – М.: «Дашков и К», 2008.– Глава 1. Дополнительная литература: 1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. – Глава 1,2 2. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Курс лекций. Информпресс, 2007. Формы и методы проведения занятий по теме: проведение дискуссий, разбор кейса, посвя-щенный влиянию выбора методики на итоговый результат исследования. Тема 3. Методика работы с источниками информации. Содержание темы: Документальные источники информации. Информационно-библиографические ресурсы. Анализ источников информации. Работа с научной литературой. Информационно-библиографические ресурсы ГУ-ВШЭ. Количество часов аудиторной работы: 14. Объем самостоятельной работы: 8. Литература по теме: Основная литература: 1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. 3-е изд. пере-раб. и. доп. – М.: «Дашков и К», 2008.– Глава 2. Дополнительная литература: 1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. – Глава 3.2 2. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Курс лекций. Информпресс, 2007. Тема 4. Особенности научного исследования в области конструирования и технологии электронных средств. Содержание темы: Методы научного исследования: методы экспертных оценок, метод анализа документов, метод мозгового штурма и его вариации, метод синектики. Особенности эксперимента в радиоэлектронике. Количество часов аудиторной работы: 12. Объем самостоятельной работы: 10. Литература по теме: Основная литература: 1. Малин, А.С., Мухин В.И., Исследование систем управления. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – Часть 2, глава 5,7 Дополнительная литература: 1. Э. Хоровиц, У. Хилл Искусство схемотехники Тема 5. ВКР магистра как пример научной работы Содержание темы: Особенности научной работы. Особенности ВКР магистра. Структура и содержание ВКР магистра. Особенности подготовки и оформления текста научной работы. Разбор примеров ВКР последних лет. Количество часов аудиторной работы: 8. Объем самостоятельной работы: 4. Литература по теме: Основная литература: 1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. 3-е изд. пере-раб. и. доп. – М.: «Дашков и К», 2008.– Глава 3,4. Дополнительная литература: 1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. 2. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Курс лекций. Информпресс, 2007. Формы и методы проведения занятий по теме: подготовка, презентация и обсуждение планов ВКР студентов, проведение дискуссии. 7.2Понедельный план проведения занятий лекционных и практических7.2.1 Понедельный план проведения занятий лекционных
7.2.2 Понедельный план проведения занятий практических
8Образовательные технологииПри реализации лекционных занятий используются интерактивные технологии, при реализации практических занятий по отдельным темам используются активные и интерактивные формы проведения занятий - разбор практических примеров, групповые и индивидуальные презентации. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляЗадания для практических занятий: 1. В чем заключается специфика научного исследования. 2. Что такое проблема исследования. Важность формулировки. 3. Актуальности темы исследования. 4. Цели и задачи исследования, соотношение их между собой. 5. Объект и предмет исследования. 6. Основные особенности научного исследования в менеджменте. 7. Общие методы и приемы познания. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу. 8. Методы эмпирического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу. 9. Методы теоретического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу. 10. Наблюдение, как научный метод. Привести примеры. 11. Эксперимент. Примеры проведения научных экспериментов в менеджменте. 12. Однофакторный и многофакторный эксперимент. Проблема использования однофакторного эксперимента для изучения сложных систем. 13. Сравнение. Примеры использования метода. 14. Моделирование. Различные виды моделирования. 15. Системный подход. 16. Методы экспертных оценок. 17. Метод мозгового штурма и его модификации. 18. Метод синектики. 19. Метод анализа документов. Примеры применения метода. 20. Методы повышения надежности информации. 21. Структура научной работы. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныВопросы к зачету по курсу. 1. В чем заключается специфика научного исследования. 2. Проблема исследования. Важность формулировки. 3. Цели и задачи исследования, соотношение их между собой. 4. Объект и предмет исследования. 5. Основные этапы научного исследования. 6. Структура научной работы. 7. Порядок написания учебной работы. 8. Классификация общих методов и приемов познания. 9. Возможности использования общих методов и приемов познания. 10. Наблюдение, как научный метод, особенности. Применение наблюдения. 11. Эксперимент. Особенности научного эксперимента. Однофакторный и многофакторный эксперимент. 12. Особенности и примеры проведения эксперимента. 13. Индуктивный-эмпирический метод. Примеры. 14. Аксиоматический и гепотетико-дедуктивный подходы. Отличия. 15. Возможности выбора объектов для сравнения. 16. Методы экспертных оценок. Разновидности. Примеры. 17. Метод анализа документов. Различные вариации. Возможности использования метода. 18. Метод синектики. Применение метода синектики. 19. Методы повышения надежности информации. 20. Проблема выбора методов исследования с учетом качества информации. 9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроляЗадание для реферата определяется темой магистерской работы. Например «Компенсация воспроизводимых температурных и временных дрейфов лазерного гироскопа» 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникКузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. 3-е изд. перераб. и. доп. – М.: «Дашков и К», 2008. 10.2 Основная литература 1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. 2. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Курс лекций. Информпресс, 2007. 10.3 Программные средстваНе используются 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныИспользуется проектор с компьютером для показа презентаций |
Программа дисциплины «Теоретические основы конструирования, технологии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины Математическое моделирование физических процессов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа дисциплины «Математические моделирование физических процессов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | ||
Программа дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: исследования в маркетинге» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 02. «Менеджмент»,... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | ||
4. технология научных исследований Важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информацией о важнейших научных достижениях,... | Рабочая программа учебной дисциплины «Основы научных исследований,... Цель изучение магистром основных законов, принципов, тенденций становления и развития науки, изучение методов, используемых в сфере... | ||
Программа дисциплины «Методы научных исследований в менеджменте» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Методы научных исследований в менеджменте» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
«основы научных исследований и инженерного творчества» Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы... Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта.... |