Доступность налоксона — это еще один шанс





Скачать 94.34 Kb.
НазваниеДоступность налоксона — это еще один шанс
Дата публикации05.09.2014
Размер94.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Доступность налоксона — это еще один шанс


Данное издание выпускается при финансовой поддержке программы здравоохранения MATRA Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов и CORDAID

Дэн Бигг
Источник: Harm Reduction Coalition, No.9, Fall 1999.
Перевод осуществлен организацией "СПИД Фонд Восток-Запад"
(AIDS Foundation East-West — AFEW)

Аннотация: Речь в данной статье пойдет о неоценимой пользе, которую может оказать потребителям инъекционных наркотиков налоксон (Наркан) — фармакологический препарат, применяемый в неотложной медицине для лечения опиатных передозировок — и о том, что пользу эту препарат может принести только в том случае, если он окажется доступен потребителям инъекционных наркотиков.
Ключевые слова: передозировка опиатами (ПО), налоксон, сердечно-легочная реанимация.

Налоксон — это чудо в мире лекарственных препаратов: он может быстро вернуть к жизни человека, чье дыхание уже остановилось от передозировки опиатами (ПО). Доступность налоксона (в идеале — без рецепта) и возможность легального его приобретения, без сомнения, могли бы "улучшить" ситуацию с ПИН в США, существенно снизив эпидемию опиатных передозировок. Но для того чтобы это произошло, мы должны побороть предубеждения, существующие в обществе и касающиеся людей, употребляющих опиаты, мы должны побороть узость наших собственных представлений в отношении политики снижения вреда.
При правильном приеме налоксон быстро снимает синдром угнетения дыхания, вызванный передозировкой опиатов. Продолжительность действия препарата составляет около часа. Если это лекарство ввести человеку с развившейся толерантностью к опиатам, могут возникнуть симптомы отмены, но это никак не скажется на способности препарата к восстанавлению дыхания. Сам по себе налоксон не производит никакого воздействия, кроме отмены опиатного влияния. Он не помогает при передозировке, вызванной не- опиатными наркотиками, и не дает стопроцентной гарантии спасения от опиатной передозировки, однако прием этого препарата серьезно повышает шансы на выживание и быстрое выздоровление.
Главное, чего мы пытаемся достичь, выступая за широкую доступность налоксона, — это уменьшение количества преждевременных смертей от опиатных передозировок. Более того, у ПИН это поднимет уровень осознания опасности и степень готовности действовать, и, как следствие, приведет к широкому распространению профилактики передозировок (контролируемое число инъекций, употребление наркотиков в парах под наблюдением партнера и т.д.), а также к повышению навыков распознавания и лечения ПО. Основу нашей концепции составляют убеждения в том, что: 1) наличие налоксона неизбежно приведет человека к раздумьям о передозировке и о рискованных способах употребления наркотиков; 2) прием налоксона вызывает множество неприятных ощущений, поэтому, даже если вы знаете, что он может вас спасти, то не захотите лишний раз принимать его; 3) наличие налоксона в аптечке означает, что у потребителей наркотиков есть средство для спасения жизни, которое можно применить в случае необходимости.
Боязнь того, что предоставление человеку возможности большего контроля над собственной жизнью — а я бы назвал это сутью политики снижения вреда — приведет к более рискованным способам употребления наркотиков, является заблуждением, о чем свидетельствует многолетний опыт программ обмена шприцев. Как обеспечение доступа к стерильным шприцам вовсе не обязательно приводит к тому, что люди начинают чаще принимать наркотики, так и наличие антидота против передозировки опиатами вряд ли может привести к тому, что люди начнут больше принимать наркотики и чаще получать передозировки. Фактически, все наоборот. Предоставление потребителям наркотиков свободного доступа к инструменту, предотвращающему случайную смерть, помогает сформировать и поддерживать у человека чувство ответственности за свою жизнь, проявляющееся в умении справляться с передозировками, в профилактике передозировок, в более умеренном употреблении наркотиков. Боязнь неудач — свидетельство предубеждений и предрассудков — в практике снижения вреда гораздо более важен даже единичный успех. Основной риск, сопутствующий раздаче налоксона, — его неэффективное использование, которое может задержать или помешать проведению эффективного лечения ПО. Тем не менее, негативное воздействие препарата на человека, который внезапно перестал дышать, гораздо менее опасно, чем грядущая смерть от нехватки кислорода. Кроме того, основные знания о воздействии опиатов, о том, как правильно применять налоксон, о технике искусственного дыхания, — это превосходный путь к снижению потенциального вреда от передозировки опиатами и предотвращению неэффективного использования налоксона. Чем больше помощи (в том числе тренингов) мы сможем предложить для повышения "компетентности по вопросам передозировок", тем лучше. Но не стоит лишать человека доступа к налоксону до тех пор, пока кто-то не достигнет определенного уровня знаний в этой области.
Сегодня трудно найти людей, кроме фельдшеров и реаниматологов, имеющих доступ к налоксону. Медицинские специалисты иногда используют препарат с целью "наказать" потребителей наркотиков, назначая слишком большую дозу для того, чтобы вывести человека из передозировки, и тем самым вызывая полный синдром отмены (или просто назначая налоксон в случае неопиатной интоксикации). Бытует мнение, что вне профессиональных медицинских учреждений не существует достаточно компетентных специалистов для того, чтобы назначать налоксон. Это утверждение весьма недальновидно и носит ярко выраженный патерналистский характер: если бы медицина со всей ее мудростью и состраданием была способна справиться с передозировками сама, то десятки тысяч людей, умирающих ежегодно, остались бы живы. Я уверен, что, в соответствии с теорией снижения вреда, позитивные изменения, описанные в данной статье, не только возможны, но необходимы людям!
Серьезное отчуждение, которое потребители наркотиков испытывают со стороны общества (особенно со стороны медицинских работников и полиции), а также медицинская система, которая ограничивает доступ к налоксону, в настоящий момент мешают реализовать потенциал этого чудесного, спасающего жизнь препарата. В некоторых неблагополучных районах Чикаго, в ситуации, связанной с потреблением незаконных наркотиков, пытаясь вызвать "скорую помощь", вы рискуете помощи не получить. Подобные случаи среди потребителей наркотиков, живущих на улицах и в заброшенных домах, отнюдь не редкость.
В Италии для решения подобной проблемы аутрич-работники раздали потребителям опиатов тысячи флаконов налоксона. В США лишь незначительное число потребителей опиатов обращается к аутрич-работникам за информацией о передозировках и способах их предотвращения. Налоксон им предоставляют в рамках тренинга. Они используют его, чтобы повысить чувство собственной значимости, чтобы заботиться и спасать жизни других людей! Сегодня живы люди, которых могло бы не быть, если бы некоторые потребители немедицинских опиатов не получили доступ к налоксону. Налоксон должен быть безрецептурным медикаментом, распространяемым бесплатно или по минимальной цене среди тех, кто желает его иметь.
То, что налоксон доступен сейчас только медикам, лишает потребителя опиатов возможности использовать его для спасения своей жизни. Распространение препарата помогло бы ежегодно предотвращать тысячи смертей от ПО и расширило бы возможности для обучения и формирования практических навыков среди потребителей наркотиков. Та значительная роль, которую налоксон сможет сыграть в будущем в практике снижения вреда обязательно связана с его доступностью без рецепта и повсеместным распространением информации о правильном его использовании. Будем надеяться, что возможность контролировать опиатную передозировку будет интегрирована во все группы потребителей опиатов, где практикуется снижение вреда. В идеале, часть тренинга должна быть посвящена обучению методам проведения сердечно-легочной реанимации, обсуждению положительных качеств налоксона и возможных ограничений его применения.
Решение вопроса, звонить ли в службу спасения или самостоятельно проводить сердечно-легочную реанимацию, должно быть обусловлено наличием у потребителя героина оборудования для проведения искусственного дыхания, баллона с кислородом, средств для интубации, необходимой подготовки и достаточной выносливости. Если специального оборудования нет, необходим специалист, который в подобных обстоятельствах смог бы восстанавливать дыхание без него и столько времени, сколько понадобится. Задержки с обслуживанием вызова из-за предубеждений, связанных с наркотиками, репрессивный подход к лечению передозировок и частое сопровождение таких вызовов приездом полицейских создают предпосылки для уверенности в том, что служба "скорой помощи" неадекватно решает проблемы потребителей незаконных наркотиков. Я предлагаю внести изменения, чтобы сделать работу этой службы лучше, чем она есть в настоящий момент. Любой, кто потерял близкого человека от передозировки опиатами, должен взять на заметку, что существует легкий и дешевый способ избежать этих преждевременных смертей, но только в том случае, если мы окажемся готовы признать реальность употребления опиатов и работать над тем, чтобы предоставить людям средство для сохранения жизни.
Знание свойств налоксона и наличие самого препарата являются частью "улучшения жизни" потребителей опиатов. Чем больше способов борьбы с передозировкой опиатами предоставлено потребителю, тем больше у него возможностей снизить вред, связанный с употреблением наркотиков. Тем, кто искренне желает снизить вред, наносимый своему здоровью от употребления наркотиков, специалисты в области снижения вреда могут предложить информацию о налоксоне, тренинги по его применению и сам препарат. Стерильные шприцы, обучение правильному использованию налоксона, его доступность, информация по уходу за венами, техника проведения безопасных инъекций, тренинг по проведению сердечно-легочной реанимации и оказанию первой медицинской помощи, а также другие направления деятельности — все эти направления работы по снижению вреда должны активно пропагандироваться и расширяться. Наша сила — в готовности радоваться любым достижениям, не обращая внимания на требование немедленно стать совершенными. Я надеюсь, что мы не утратим эту силу, поскольку сейчас мы движемся к тому, чтобы сделать доступность налоксона (и прочих медицинских мер) частью стратегии по снижению вреда от употребления наркотиков.
Говорят, что некоторые специалисты в области снижения вреда считают, что распространение налоксона — не выход, поскольку он ведет к "решению проблемы ПО неправильным путем". Я всегда ощущал, что прелесть концепции снижения вреда — в ее способности извлекать уроки из прошлого. Опыт снижения вреда показывает, что не существует единого подхода, который был бы хорош для всех, что любое усовершенствование лучше, чем отсутствие такового. Чем выше уровень возможностей и больше способов их развития у потребителей наркотиков, тем лучше. Тот, кто претендует на решение этих сложных проблем (наркотической зависимости, злоупотребления наркотиками, передозировки и т.д.), тот не смог извлечь урок из прошлого и, видимо, не в состоянии оценить силу "любого позитивного изменения". Задача программ снижения вреда — внедрить столько способов предотвращения передозировок, сколько возможно.
Не стоит думать, что мы можем ждать до тех пор, пока система здравоохранения должным образом отреагирует на наши предложения. Все эти проблемы — передозировка, опиаты, доступность налоксона — десятилетиями существовали рядом, и никто еще не предложил их разумного решения вне системы неотложной медицинской помощи. Ясно, что пока предубеждение против потребителей наркотиков не исчезнет, будет существовать серьезное различие между распространением налоксона и других инъекционных препаратов (таких как эпинефрин — для снятия аллергических реакций, инсулин — для лечения диабета и др.). Новизна заключается в том, что потребителям наркотиков оказывается помощь в снижении ПО медицинскими средствами так же, как это происходит при аллергии, диабете и пр. Такая помощь давно запаздывает. Клятва Гиппократа заставляет врачей применять налоксон, но, очевидно, что предубеждение против тех, кто употребляет опиаты, долгие годы мешает разрешить налоксон для самостоятельного применения.
Противники раздачи налоксона, как и медицинские специалисты, не дают ответа на вопрос о его рентабельности. Вакцина против гепатита В рекомендована для потребителей инъекционных наркотиков с 1982 г., однако этот факт все еще повсеместно игнорируется. Почему? Я бы сказал, что предубеждение против потребителей инъекционных наркотиков и высокие цены на лекарства ограничили это вмешательство сильнее, чем можно было предположить с точки зрения традиционного общественного здравоохранения. Лишь хорошее исследование предоставит ответ на вопрос рентабельности лечения ПО. Мы, тем временем, должны делать все, что в наших силах, использовать все возможности, которые есть в нашем распоряжении. Принимая во внимание наши скудные ресурсы, разумнее было бы обучать людей, как использовать и предоставлять налоксон, чем проводить тренинги по техникам сердечно-легочной реанимации. Многоразовый 10-ти миллиметровый флакон налоксона (Наркан), содержащий 0,4 мг/мл препарата, стоит менее трех долларов, а информация о его правильном использовании легко может передаваться изустно. Сердечно-легочная реанимация — это весьма ресурсно-затратная процедура. Кроме того, она не очень эффективна, когда в случаях передозировки опиатами проводится непрофессионалами.
Идеализм противостоит реальности. Что происходит в наши дни с решением проблемы передозировок? Похоже, именно налоксон и комнаты для проведения инъекций (значительно снизившие количество смертельных передозировок) порождают сейчас продолжительные дискуссии. Многие потребители опиатов обсуждали лечение ПО после фильма "Криминальное чтиво" (Pulp Fiction). А представьте себе разговор на улице, если бы в фильме было показано реальное лечение передозировки опиатами: первоочередность восстановления дыхания и правильное использование налоксона?! Голливуд прозевал этот шанс, этого уже не исправишь, но полагаю, это было сделано, чтобы избежать осуждений (они все равно были, потому что фильм почти воспевал употребление наркотиков). В целом же, Квентин Тарантино с некоторой легкостью и, вместе с тем, пренебрежением рисует жизнь потребителей наркотиков. В отличие от другого фильма — "На игле" (Trainspotting). Здесь уже другая точка зрения, другой ракурс: налоксон применяется каким-то садистским способом только после того, как человека доставляют в реанимацию. Суровая действительность — однако не все, показанное на экране, имеет место в реальной жизни.
Самые большие сторонники распространения и применения налоксона — те, кто сам употребляет опиаты. Энтузиазм среди потребителей опиатов, вызванный осознанием свойств налоксона, должен стать для специалистов в области снижения вреда основным руководством к действию. В конце концов, в битве за доступность налоксона должны восторжествовать разум и необходимость: ведь если вы употребляете героин неизвестного качества (а это практически всегда так), наверняка вы не отказались бы, чтобы ваш партнер, среди всего прочего, имел в своем распоряжении налоксон и мог бы помочь вам в случае передозировки? Почему не помочь человеку спасти другого или хотя бы проявить заботу к тем, кто находится рядом?

Дэн Бигг (Dan Bigg) — директор Чикагского реабилитационного альянса (the Chicago Recovery Alliance), специалист, получивший сертификат в области лечения наркозависимотси (GRADC). С 1984 г. занимается вопросами лечения наркозависимости и снижения вреда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доступность налоксона — это еще один шанс iconВопросы к тексту
Шанс. Затем мысленно проверьте заполнение ступеней шанс, прочитав для этого текст еще раз. Закончив вторичное чтение, ответьте на...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconРайс О. Каждому дан шанс / Ольга Райс
Эта любовь словно причастие перед концом света… эта любовь – искра, способная зажечь и вдохновить сердца. Не все еще потеряно и у...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки»
Этими качествами определяется спрос на пав. Второе – это доступность пав в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но есть и нечто общее для всех «Хочу», «Могу», «Надо». У каждого в жизни есть шанс на успех, хотя исходные данные в этой жизни у...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconВпереди – лето. Время исполнения заветных желаний, время приключений...
Учащиеся 6-а класса вместе с родителями собрались большой и дружной семьей на встречу, чтобы отправиться в весёлое и увлекательное...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Много гостей у нас сегодня. …но есть ещё один немного стеснительный, даже спрятался. Угадайте, кто это?
Доступность налоксона — это еще один шанс iconЭльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс»
ОУ», которые были организованы для школьных психологов и учителей-предметников, позволило мне пересмотреть и переосмыслить свою работу...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconМоя семьяияв истории моей страны
Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка… Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Все мы знаем о трех символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти – это Конституция...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconВы это слышали!?
Зачем то сделали два звонка. Один предупредительный, что бы учащиеся зашли в класс и подготовились. А второй обычный. Но все учителя...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти первые уроки делегирования и ответственности нам преподают в детстве еще родители. Возможно, именно правильное выполнение первых...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально
Доступность налоксона — это еще один шанс iconОбособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство
Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул...
Доступность налоксона — это еще один шанс icon1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы,...
...
Доступность налоксона — это еще один шанс iconФайл и файловая система
Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Декабрь....
Доступность налоксона — это еще один шанс iconТоварищ у упорядочивание неупорядочиваемого
Когда я задаюсь вопросом, что более всего привлекает меня в этом образе, ответ всегда один и тот же — его гордость и его одиночество....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск