Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки»





Скачать 233.29 Kb.
НазваниеРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки»
Дата публикации06.10.2014
Размер233.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено Утверждено

на педагогическом совете приказом директора

30.08.2013 г. № 160/01-13

(протокол №1) от 30.08.2013 г.

Рабочая программа

объединения внеурочной деятельности

« Полезные навыки »

Программа рассчитана на обучающихся: 12 лет, 6 класс

Срок реализации программы: 2012 – 2013 учебный год

Автор программы: Глибина А.А., учитель русского языка и литературы

г. Череповец
Пояснительная записка

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Программа «Полезные навыки» направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: «системность» и «спиральность», т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Роль учителя в проведении занятий по программе «Полезные навыки» очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.        Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье.

Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.

В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.

Направленность курса – социально-педагогическая.

Целью данного курса является:

  • расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях:

  • расширение знаний о полезных и вредных привычках;

  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых;

  • занимать активную жизненную позицию;

  • преодолевать трудности адаптации в современном обществе,

  • повысить уровень социально-психологической компетенции подростков,

  • снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

  • умение безопасно и эффективно общаться,

  • умение понимать и выражать свои чувства,

  • умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

  • уверенности в себе,

  • честности,

  • открытости,

  • чувства юмора

и навыков

  • умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

  • умения принимать решения,

  • умения преодолевать кризисные ситуации.

3. Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приёма психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодёжной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах профилактической работы.

Важность курса

Опыт показывает, что практически невозможно достичь успеха в профилактике наркомании в том случае, если аудитория не обладает определёнными личностными качествами и социальными навыками и ничего не предпринимается для того, чтобы развить их у подростков. В этом случае они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие. Более того, предоставление им информации о неблагоприятных эффектах наркотиков обычно провоцирует появление исследовательского интереса, что может привести к улучшению ситуации с употреблением наркотиков в данной группе. Поэтому неотъемлемой частью любого курса профилактики потребления наркотиков и других психоактивных веществ должны быть занятия, направленные на формирование гармоничной личности.

Актуальность курса

Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры.

Форма проведения занятий

Важной особенностью профилактики потребления психоактивных веществ в целом и данного курса в частности является то, что эффективная работа невозможна без доверительных отношений между ведущим курса и учениками. Те знания, которые мы пытаемся донести до подростков, пока никак не поддаются никакому измерению или вычислению. По ним не публикуют справочников и сводных таблиц. Их или принимают на веру, или проверяют на собственном опыте. Если нет доверия к ведущему, то подростки просто не будут принимать их на веру: соответственно им придётся проводить эксперименты на себе. Именно поэтому подобному курсу не подходит обычная форма проведения занятий. Идеальный способ – дружеская беседа.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю, предназначен для учащихся 7 класса (средний школьный возраст – 13-14 лет). Размер группы – 12 человек. Время проведения занятий – вторник в 15 часов 30 минут. Место проведения занятий – кабинет 23.

Содержание материала

Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Методическое обеспечение

1

Полезные навыки мое здоровье

ИНСТРУКТАЖ ТБ

1

- рассказ учителя о роли полезных навыков в жизни человека

- беседа


оформление записей в тетради

участие в беседе

разработка вопросов для беседы

2

Зачем учить общению и почему обучение жизненным навыкам необходимо начинать именно с этого

1

Рассказ учителя;

беседа

оформление записей в тетради

участие в беседе

разработка вопросов для беседы

Формула правильного питания (11 часов)

1

Здоровье – это здорово.

1

- рассказ учителя о здоровом образе жизни

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

2

Продукты разные нужны, блюда разные важны

1

- рассказ учителя о питательных веществах, необходимых твоему организму

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка конкурсов

3

Режим питания.

1

- рассказ учителя о режиме питания

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал, демонстрация своей творческой работы

4

Энергия пищи.

1

- рассказ учителя о рационе питания

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, работа с упаковками от продуктов питания, оформление записей в тетради

исследовательская работа: «Сколько калорий мы потребляем в сутки?»

5

Где и как мы едим.

1

- рассказ учителя о правилах гигиены питания

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

6

Ты – покупатель

1

- рассказ учителя о правилах, которые должен соблюдать ответственный покупатель

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

экскурсия в продуктовый магазин

7

Ты готовишь себе и друзьям.

1

- рассказ учителя об умении помогать на кухне, о правилах безопасного обращения с кухонной техникой, о сервировке стола и правилах этикета

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

8

Кухни разных народов.

1

- рассказ учителя о традициях и обычаях питания в разных странах

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

9

Кулинарная история.

1

- рассказ учителя об истории и культуре питания

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

10

Как питались на Руси и в России.

1

- рассказ учителя об особенностях питания на Руси и в России

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка конкурсов учащимися

11

Необычное кулинарное путешествие

1

- рассказ учителя о необычных кулинарных путешествиях

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка игры

Смертельные соблазны (34 часа)

1

Что такое психоактивное вещество?

1

Рассказ учителя; беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

2

Ингалянты.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

3

Наркотики.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

4

Соблюдай безопасность!

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

5

Опасные и безопасные места.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

6

Вещества, которые могут попасть в организм.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

7

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

8

Давление, влияние, ситуации…

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

9

Твои действия на давление, влияние, ситуации…

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

10

Есть риск, нет риска.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

11

Ингалянты.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

12

Моё здоровье.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

13

Вещества, ухудшающие моё здоровье.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

14

Тревожность.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

15

Преодоление тревожности.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

16

Как начать разговор?

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

17

Как поддерживать разговор?

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

18

Как завершить разговор?

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

19

Манипулирование.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

20

Манипулирование и давление.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

21

Наркотики.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

22

Причины употребления наркотиков.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

23

«Уловки дилеров»

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

24

Я и мои поступки.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

25

Самооценка и самовоспитание.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

26

План самовоспитания.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

27

Как преодолеть стеснительность?

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

28

Ответственность и эгоизм.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

29

Ответственность перед кем-то.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

30

Ответственность за кого-то.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

31

Что такое марихуана.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

32

Правда и ложь о марихуане.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

33

«Весёлая компания»

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

34

Вперёд к здоровью.

1

Рассказ учителя

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

Хорошее настроение всегда (5 часов)

1

Физическая и нервная усталость

1

- рассказ учителя о видах усталости, о способах её устранения

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради




2

Освежающий сон.

1

- рассказ учителя о пользе освежающего сна

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради




3

Антистрессовая гимнастика.

1

- рассказ учителя о пользе антистрессовой гимнастики

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка конкурсов

4

Кое-что о конфликтах.

1

- рассказ учителя о видах конфликта, о причинах их возникновения и способах их устранения

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

конференция: «Конфликты»

5

Расслабляйся и восстанавливай силы.

1

- рассказ учителя о способах расслабления и умении восстанавливать силы

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, участие в беседе, оформление выводов

разработка вопросов для беседы

Уроки этикета (5 часов)

1

Уличный этикет.

1

- рассказ учителя о правилах поведения на улице, в общественном транспорте

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка игры

2

Вежливость и культура общения

1

- рассказ учителя о культуре общения и понятии вежливость

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка конкурсов

3

Как правильно дарить и принимать подарки.

1

- рассказ учителя о том, как правильно дарить и принимать подарки

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка игры

4

Как принимать гостей. Как ходить в гости.

1

- рассказ учителя о том, как правильно принимать гостей и ходить в гости

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка конкурсов

5

Как вести себя за столом.

1

- рассказ учителя о правилах этикета за столом

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

Твое свободное время (5 часов)

1

Уход за комнатными цветами.

1

- рассказ учителя о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

разработка конкурса: «Кто лучший садовод?»

2

Животные в доме.

1

- рассказ учителя о правилах ухода ха домашними животными

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

Разработка конкурса: «Кто самый лучший и заботливый хозяин?»

3

Романсы и народные песни.

1

- рассказ учителя о русском народном фольклоре

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

подборка музыки для прослушивания и обсуждения

4

Заманчивый мир дискотек

1

- рассказ учителя

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

5

Чтение книг

1

- рассказ учителя

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

Познай себя (2 часа)

1

Личность, мотивация, потребность

1

- рассказ учителя

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

2

Темперамент, характер, познавательные процессы

1

- рассказ учителя

- беседа

работа с раздаточным дидактическим материалом, оформление записей в тетради

раздаточный дидактический и лекционный материал

        

Список литературы

1. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.,Менеджер, 1994г.

2. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

3. . Кинчер Дж. Книга о тебе. - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

4. Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.

5. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconИзучение курса «Полезные привычки. Полезные навыки» в оу как одно...

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы...
Программы элективного курса «Полезные навыки»,созданной группой педагогов пензенских школ Гришаковой Е. А учителя технологии моусош...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconПояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности...
«Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
В современных образовательных программах по технологии взят курс на повышение воспитательной и трудовой направленности содержания...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconА и его содержание
Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconА и его содержание
Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики»
Программа объединения “ Школа журналистики” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н. А волгоград. «Учитель»....
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полиглоты»
Программа предназначена для развития и поддержки интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» iconПлан проведения методического объединения
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск