Скачать 67.17 Kb.
|
Изучение курса «Полезные привычки. Полезные навыки» в ОУ как одно из направлений работы по профилактике злоупотребления ПАВ.О.Г. Литяйкина, зав. кафедройпедагогики и психологии МРИО, к.п.н, доцент Употребление психоактивных веществ (ПАВ) - широко распространенное явление, которое опасно как для отдельного человека, так и для общества в целом. Девять из десяти больных раком легких курили. Аварии и насилие, связанные с употреблением алкоголя, наркотиков являются главной причиной смертности подростков и молодежи. Основным каналом заражения СПИДом в нашей стране стало внутривенное введение наркотиков, а преступления, связанные с наркотиками, не менее опасны и прибыльны, чем нелегальная торговля оружием. В этой связи, особую актуальность имеет превентивное обучение. Превентивное, или профилактическое, обучение — сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа «Я» ребенка, навыков принятия ответственных решений, эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников, некоторых других навыков личностной и социальной компетентности. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения учащихся к употреблению ПАВ и основано на следующих научно установленных закономерностях: вероятность приобщения к употреблению ПАВ снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу; вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика; вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя модели поведения; вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению. Особое место в превентивном обучении занимает преподавание в ОУ курса «Полезные привычки. Полезные навыки». Данный курс предназначен для того, чтобы вооружить учителей научно обоснованными и простыми в использовании, эффективными материалами для обучения детей в области охраны здоровья. Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются. Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе. «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о ПАВ одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ. Задачи:
Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались при участии большого количества людей, слаженно работавших вместе. В ответ на запрос Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному обучению для начальных школ Северного административного округа г. Москвы в 1997 году, Международная некоммерческая организация Ргоject НОРЕ начала трехлетний проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». Средства на ее осуществление предоставила коммерческая компания Smith Kline Beecham (Великобритания). Планы уроков для учителей разработаны группой авторов: Т.Е. Гречаной, Л.Ю. Ивановой и Л.С. Колесовой. В соответствии с предложениями авторов художником В.В. Исайчевой создавались иллюстрации для ученических рабочих тетрадей. Общее руководство коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой. После создания планов уроков «Полезных привычек» в пяти школах г. Москвы (№ 744, 216, 645, 668, 848) были проведены уроки для их оценки учителями и учениками. После уроков учителя, представители администрации школ, авторы и сотрудники Ргоject НОРЕ обсуждали необходимое усовершенствование текста и рисунков. Позднее с текстом «Полезных привычек» работал постоянный консультант лондонских школ по превентивному образованию г-н Блейн Стотхард, рекомендованный Министерством образования Великобритании и приглашенный Ргоject НОРЕ. Летом и осенью 1998 года «Полезные привычки» были изданы общим тиражом 20000 экземпляров, а в 1998-1999 учебном году превентивное обучение с их использованием осуществлялось в 5 школах Северного административного округа г. Москвы. Для этого в каждую школу было доставлено необходимое количество рабочих тетрадей для детей, материалов для родителей и учителей — всего более 3 тысяч единиц печатной продукции. В этом же учебном году «Полезные привычки» были внедрены в некоторых школах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Новосибирска, Московской области, Тюменской области и Республики Хакасия. Осенью 1999 года вышло второе, исправленное и дополненное, издание «Полезных привычек». Его иллюстрировал художник А.Р. Аешин. Рассказы для детей написал детский писатель О.Ф. Кургузов. Тираж «Полезных привычек» составил 118000 экземпляров. В 1999/2000 учебном году МКО внедрил «Полезные привычки» в 127 школах Северного округа. По России к проекту присоединились ОУ таких городов, как Орел, Череповец, Мурманск, Дубна, Владивосток и др. В 2000 году «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Учебное пособие по предупреждению употребления ПАВ «Полезные привычки. Полезные навыки» включает пакет материалов: пособие для учителей, рабочие тетради для учеников, материалы для родителей, методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения. Пособие для учителей содержит описание цели, задач, используемых понятий, принципов, в соответствии с которыми разрабатывались «Полезные привычки», а также теоретических вопросов современного превентивного обучения, методов превентивного обучения и планы уроков с 1-го по 4 - й классы. Планов уроков в «Полезных привычках» всего 32. Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенных на четыре блока, по два урока в каждом. Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два -информации о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту . В планах уроков для каждого класса темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась все более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастающему объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков имеют следующую структуру: название урока, тема, цель и задачи, теоретические положения и словарные слова, описание необходимой подготовки и материалов для урока, ход урока с упражнениями для работы в классе, выводами и заданием на дом. Планы уроков отличаются гибкостью. Они позволяют учителю менять и дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса. В качестве дополнения возможно включение в уроки видео- и аудиоматериалов, пособий, имеющихся в данном образовательном учреждении, или материалов, которые учитель считает важными для своих учеников. Для учеников с высоким уровнем академической подготовки может быть расширена информационная часть учебных материалов. Методы превентивного обучения сочетают традиционные классические приемы, хорошо известные учителю по учебной деятельности, а так же приемы тренинговой работы, освоение которых позволит учителю сделать уроки более качественными и интересными для детей. Авторы «Полезных привычек» попытались обеспечить учителей необходимым минимумом методических советов. Рабочие тетради предусмотрены для учащихся 1-4-х классов. Они содержат название урока, словарь, задания к каждому из уроков, печатную основу для выводов и оценки урока учениками. Для этого предусмотрены короткие задания, позволяющие учителю отслеживать отношение учеников к превентивному обучению. Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления психоактивных веществ со стороны родителей. Они дополняют знания и навыки, формируемые учителем на уроках. Методические рекомендации «Полезные расчеты, или как оценить эффективность превентивного обучения» включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов учащихся. Ознакомление с причинами приобщения детей к употреблению психоактивных веществ, с распространенными моделями профилактики, а главное, с теми из них, на базе которых разрабатывались «Полезные привычки. Полезные навыки», поможет учителю лучше понять содержание учебного пособия и эффективнее работать с детьми. Педагоги, заинтересовавшиеся преподаванием курса «Полезные привычки. Полезные навыки» могут получить подробную дополнительную информацию, методические материалы на кафедре педагогики и психологии МРИО (адрес: 430025, г. Саранск, ул. Транспортная, 19, каб. №203). Литература
|
Реализация программы «Полезные привычки» Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта хоуп» | Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полезные навыки» Этими качествами определяется спрос на пав. Второе – это доступность пав в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение... | ||
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы... Программы элективного курса «Полезные навыки»,созданной группой педагогов пензенских школ Гришаковой Е. А учителя технологии моусош... | Комплексный план работы моу габишевской средней общеобразовательной... Собеседование с кл руководителями по вопросам организации профилактической работы в классе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Сформировать понятие о разнообразии привычек, их роли и влиянии в повседневной жизни, знать «пути» избавления от вредных привычек,... | Вредные привычки, их влияние Плющ, И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Познакомить с понятием «полезные ископаемые», формировать умение узнавать полезные ископаемые по их основным признакам | Внеклассное мероприятие по английскому языку (9 класс) по теме ”Good and bad habits” Цель: развитие коммуникативных способностей обучающихся по теме “Полезные и вредные привычки” | ||
Реферат по дисциплине: «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые» Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Одними из них являются полезные ископаемые. Эти природные богатства... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целеполагание. Сегодня на уроке мы будем учиться выявлять полезные и вредные привычки. Постараемся найти пути борьбы с вредными привычками.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У. я рада видеть ваши добрые улыбки и верю, что всё у нас получится. Наш урок называется «Полезные привычки». Давайте вспомним, о... | Полезные ссылки для работы педагога доу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления пав. Благодаря этому можно будет добиться улучшения... | Программа по профилактике употребления пав (психоактивных веществ) "Твой выбор" Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении... | ||
«Полезные ископаемые» Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть возможность поработать в роли исследователей, познакомиться с полезными... | Реферат по дисциплине: «Информатика и икт» на тему: «Полезные ресурсы Интернета» За последние десять лет Интернет превзошел популярность радио и телевидения как информационный ресурс и воспринят, как полезное и... |