Цель: Способствовать преодолению обучающимися неуверенности в себе.
Задачи:
Поговорить о неуверенности в себе и её причинах.
Перечислить способы преодоления неуверенности в поведении.
Структура и содержание урокаОрганизационный моментУ. - Я рада видеть ваши добрые улыбки и верю, что всё у нас получится. Наш урок называется «Полезные привычки». Давайте вспомним, о чём мы говорим на этих уроках.
Д. - Мы учимся лучше понимать себя, учимся общаться, делать выбор, принимать правильное решение.
Упражнение - энергизаторУ. - Давайте поиграем. Я предлагаю всем выйти ко мне, встать в круг. Суть этой игры заключается в том, что нужно человеку, стоящему напротив тебя посмотреть в глаза и сказать какие-то добрые слова. После этого поменяться местами. (Выслушиваются несколько человек)
- Как говорили ребята эти слова?
Д. - Одни говорили громко и чётко, другие говорили тихо и неуверенно.
У. - Сегодняшний наш урок будет посвящён неуверенности в себе и тому, как её преодолеть.
(Слайд№1)Деление на группыУ. - Чтобы продолжить наш урок, надо разбиться на группы. Я раздам вам карточки, на которых изображены клоуны в кепках разного цвета,
(Слайд№2)У.- Все ребята, у которых клоуны в синих кепках, сядут за первый стол - это будет первая группа. Ребята, у которых клоуны в жёлтых кепках - за второй стол и ребята у которых клоуны в зелёных кепках - третья группа.
У. - Чтобы работа в группах была более организованной, выберем руководителей групп. Встаньте самые светловолосые. Вы - руководители групп и от вас будет зависеть, на сколько интересно будет на уроке. Жёлаю удачной работы в группах.
Ролевое моделированиеУ. - Сейчас Маша прочитает стихотворение К. Бальмонта «Гномы».
(Слайд№3)Д.- На лугу большие кучи
Свежевырытой земли.
Лето. Жарко. Полдень жгучий
Дым стоит вдали.
Кто здесь рылся? Может, гномы
Всей смешной толпой своей
Строят нижние хоромы Для своих царей?
Города во тьме возводят,
Строят замки под землёй,
И, уродливые, ходят Под моей ногой?
Зажигают вырезные
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся. То - слепые
Чёрные кроты.
У.- Как можно назвать одним словом поведение Маши во время чтения?
Д.- Неуверенное.
У.- Почему вы решили, что поведение Маши было неуверенным?
Д.- Она читала тихо, опустила глаза, не очень выразительно.
У.- Когда вы чувствуете себя неуверенно и почему?
Д.- Когда что-то плохо знаем, когда общаемся с незнакомыми людьми.
Д.- Когда надеваю очки.
Д.- Когда весной появляются веснушки.
У.- Часто дети, подростки, да и взрослые люди стесняются и страдают от вымышленных недостатков или «некрасивой» внешности. Им не нравится их рост, вес, форма ушей или носа. Вы должны помнить, что каждый человек уникален, он имеет множество внешних и внутренних качеств, которые дополняют друг друга.
У.- В истории есть примеры, когда люди с явными физическими недостатками добивались успехов. Например:
(Слайд№4) великий полководец
Александр Македонский был горбатым,
Шекспир - хромым, в конце жизни
Бетховен оглох, но продолжал сочинять музыку, поэт Гомер был слепым, художник
Ренуар одну из своих картин написал скрюченными от ревматизма пальцами.
У.- Что можно посоветовать человеку недовольному своей внешностью и поэтому неуверенному в себе?
Д.- Не обращать внимания или стараться скрыть недостатки. Если большой вес - заняться спортом, сесть на диету. Чтобы скрыть некрасивую форму ушей - изменить причёску.
У.- Конечно, бывают разные ситуации, в которых люди испытывают
неуверенность в себе. Неуверенность в себе иногда связана с боязнью ошибиться или быть наказанным. Вы должны помнить, что все люди имеют право делать ошибки, учиться на них, исправлять их. Существуют даже поговорки:
(Слайд№5) «Не ошибается тот, кто ничего не делает». «На ошибках учатся».У.- Как понимаете смысл этих поговорок? (Выслушиваются ответы детей).
У.- Сейчас Миша прочитает это же стихотворение, а вы назовёте его поведение во время чтения.
Д.- Миша читал уверенно.
У.- Почему вы решили, что он чувствовал себя уверенно?
Д.- Он читал громко, чётко, выразительно.
У.- Когда и почему вы чувствуете себя уверенно?
Д.- Когда вокруг находятся знакомые люди, когда нестрашно, когда всё выучил.
Игра (Слайд№6)У.- Предлагаю сыграть в игру «Светофор». У каждого из вас лежат круги красного и зелёного цвета. Я буду называть слова, если словом, которое я назову, можно описать уверенного человека, вы поднимаете кружок зелёного цвета, если неуверенного - красного. ,
Смелый, аккуратный, робкий, добрый, трусливый, завистливый, общительный, нервный.Работа в группахУ.- Давайте все вместе попробуем составить советы, которые помогут
тренировать в себе уверенность. Каждая группа должна посовещаться и предложить по одному совету. (Дети работают в группах и предлагают свои советы).
У.- Прочитайте советы, которые нужно соблюдать, чтобы тренировать в себе уверенность.
Запись на доске:
Держись прямо, не сутулься. (Слайд№7)
Во время разговора смотри в глаза собеседника. (Слайд№8)
Говори чётко, спокойно, громким голосом. (Слайд№9)
Помни о своих правах и не позволяй окружающим давить на тебя. (Слайд№10)
Подведение итоговУ.- У каждого из вас лежит лестница.
( Слайд№11) Посмотрите и представьте, что на её нижней ступеньке находятся самые неуверенные, а на верхней - самые уверенные в себе люди. Подумайте и отметьте рисунком, где на этой лестнице вы поставите себя. Если хотите, то покажите свои лестницы другим ребятам.
У.- Наш урок подходит к концу. Поделитесь мнением об уроке. (Выслушиваются ответы детей).
Рефлексия ( Слайд№12)У.- Возьмите карточки с клоунами. Нарисуйте клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока. ( Дети рисуют и показывают карточки всему классу).
Упражнение- энергизаторУ.- Встаньте в круг. Вы будете выполнять то, о чём я вас попрошу. Если к заданию я не прибавляю фразу «я прошу вас», задание выполнять не надо.
я прошу вас улыбнуться друг другу;
я прошу вас взяться за руки;
попрыгайте на месте