Предмет КБЖ .4 класс.
Тема урока: « Вредные и полезные привычки».
Автор: Черепанова О.М., учитель начальных классов, МБОУ « СОШ №5». Цель: Сформировать понятие о разнообразии привычек, их роли и влиянии в повседневной жизни, знать «пути» избавления от вредных привычек, выяснить, всегда ли «полезные» привычки приносят пользу человеку, помочь детям объективно взглянуть на свои привычки.
Задачи:
1. Дать представление об иерархии привычек, их роли в жизни человек.
2. Формировать умение контролировать свои действия и отвечать за их последствия.
Способствовать выработке умения слушать собеседника и принимать людей такими, какие они есть, вместе с их маленькими недостатками.
Материально – техническое обеспечение:
* Мультимедийный проектор;
* Музыкальный центр;
* Авторская презентация « Вредные привычки».
* Карточки с заданиями; картинки – иллюстрации;
* Фото детей;
* Памятка « Царство полезных привычек»;
* Звукозапись песни « От улыбки…»;
* Стихотворный ряд;
* Обучающие игры;
* Статистические данные;
* Видеоролик « Игровая зависимость»;
* Словарь Ожегова;
* Тест « Уровень своего физического развития»;
* Интернет –ресурсы;
* Листы А-4 разной цветовой гаммы;
* Маркеры, фломастеры, цветные карандаши. ХОД УРОКА.
Этапы урока
| Содержание деятельности
| 1. Организационный момент.
Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.
| – Ребята, у вас на партах лежат карточки.
Ы
| У
| О
| Р
| У
| П
| О
| У
| И
| О
| В
| Ч
| У
| К
| О
| А
|
– Что записано на карточках?
Ответы детей.
– Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
– Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка»).
| 2. Мотив.
| В конце урока мы должны ответить на вопросы:
Что? (такое привычка, что помогает не следовать вредным привычкам).
Какие? (бывают привычки).
Как? (избавиться от вредных привычек).
| 3.Актуализация
знаний.
Понятие.
Фотовыставка «Наши привычки».
Памятка « Царство полезных привычек».
Роль улыбки.
Песня « От улыбки…». Оздоровительные минутки « Сотвори солнце в себе»,
« Здравствуйте!».
Стих.
Физпауза
« Движение – жизнь!» Совет!
Проблема – вопрос
« Всегда ли полезные привычки полезны?»
| – Что означает слово «привычка»?
Ответы детей.
А вот что об этом говорит словарь Ожегова:
– ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что привычка – вторая натура.
– Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Ответы детей:
– А у вас есть привычка? Ответы детей.
- Заглянем на фотовыставку « Наши привычки».
- Назовите привычки детей из нашего класса.
- Какие это привычки? Что их объединяет?
- Они полезные, хорошие, необходимые, положительные.
- Перенесёмся в царство полезных привычек. В чём же их польза?
( формируют положительные черты личности: подтянутость, коммуникабельность, точность, аккуратность;
учат соблюдать правила поведения в обществе, пропагандируют ЗОЖ).
- Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу, даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
-Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, учителю и споём песню.
- Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам.
Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите!
- Скажи доброе слово другу! Комплимент.
Например, здравствуй, Сергей! Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом! Разговор о полезных привычках хочется закончить оптимистическим стихотворением, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом. Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей! - Необходимо взращивать полезные привычки!
- Одну из них мы взрастим прямо сейчас.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Полезные привычки требуют постоянного ухода – дело это нелёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат. Но зато положительные привычки сделают из своего хозяина человека с большой буквы. Нарушение стереотипов: восьмичасовой сон, ежедневный душ, послеобеденный отдых, частая уборка дома.
| Разговор о вредных привычках.
Игра « Школьные страсти».
Презентация
« Вредные привычки», комментарии. Курение.
Эксперемент
« Здоровые – больные
лёгкие». Статистические данные. Алкоголь.
Наблюдения из личного опыта.
Наркомания. Игра « Пирамида».
| - Давайте поговорим о вредных привычках. Подумайте, какие вредные привычки Вы знаете?
Ответы детей ( грызть ногти, мотать ногой во время разговора, перебивать собеседника, обманывать, читать лёжа…)
- В чём их вред? ( наносят вред здоровью человека).
- Поиграем в игру « Школьные страсти».
- Я называю школьный позитив, а Вы- школьный негатив.
- Трудиться, на 4и 5 учиться – лениться.
- Быть опрятным – неряшливым.
- Следить за чистотой речи – использовать в речи слова – паразиты.
- Вовремя приходить на урок – опаздывать.
- А какие привычки из вредных самые страшные в обществе?
( курение, алкоголь, наркомания)
- “Что же происходит при курении табака?” (слайд № 1) Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Никотин – опасный яд. При больших дозах никотин вызывает судороги и смерть, он отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь. Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые лёгкие. Что же произойдет с лёгкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика лёгкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые лёгкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же лёгким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? -Сравнительные результаты: патологии – курильщики – некурильщики. ( слайд №2) - Знают взрослые и дети, не всё полезно пить на свете. В жизни спиртные напитки играют вредную роль. Здоровью недруг – алкоголь.( слайд №3)
Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.
- От него страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.
Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.
- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)
- Как ведут себя такие люди? (ответы детей)
- Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей) Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
( слайд №4)
- Я выбираю двух человек, каждый выбирает двух следующих и т.д. Игра закончилась, за столами не осталось ни одного человека. Чтобы поднять вас всех, понадобилось 2 минуты, очень мало времени. Вот так же быстро табак, алкоголь, наркотики разрушают человека.
|
« Новейшие» вредные привычки. Видеоролик
« Игровая зависимость». Стих – призыв
« Вредным привычкам – нет!»
Вывод.
Поиск решения.
« Шаги избавления от плохой привычки». Домашнее задание:
заполнить и реализовать план избавления от вредной привычки.
Ежегодное внедрение полезных привычек в свою жизнь.
Личный пример учителя.
Тест « Уровень своего физического развития».
5.Рефлексия. 6. Заключительное слово учителя.
|
- Игровая зависимость, шопоголизм, интернет – зависимость, техномания.( слайд № 5,6,7,8) - Неадекватное поведение.
Вредным привычкам – нет!
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя. - Что помогает не следовать вредным привычкам? ( Смелость, терпение, воля). - Ребята, как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?
- Можно воспользоваться « Шагами избавления от плохой привычки». Давайте обратимся к данным «шагам».
Для начала каждому из Вас нужно определить, от какой привычки хотелось бы избавиться и только затем можно приступать к составлению плана избавления от неё.
Мой план избавления от вредной привычки.
Вредная привычка, от которой я хочу избавиться -------------------
Время для работы над собой (укажи срок, время) --------------------
Мне понадобится помощь ( укажи человека) --------------------------
Я должен (на) сделать ( укажи что) ---------------------------------------
Избавившись от этой привычки, я ---------------------------------------
Моя награда за преодоление привычки ---------------------------------- 11 полезных привычек.
- Чуть ниже я привела список из 11 полезных привычек, которые внедрила в свою жизнь за последний год. Надеюсь, они вам помогут:
1. Ежедневно планирую дела на завтрашний день.
2. Пью хотя бы литр воды в день.
3. Всегда благодарю людей, даже за малейшую помощь.
4. Читаю в месяц не меньше 3 книг.
5. Исполняю все данные обещания.
6. Постоянно ставлю новые цели.
7. Помогаю любому, если это действительно необходимо.
8 . Хожу раз в неделю в бассейн.
9. Пою каждый день, ведь песня строить и жить помогает.
10. Прихожу на встречу за 5 минут. Прийти заранее – равносильно тому, как прийти вовремя.
11. Позитив во всём и всегда!
Вредные привычки можно победить. Для этого нужно вести ЗОЖ, заниматься спортом. Недаром древние римляне говорили: « В здоровом теле, здоровый дух!»
- Предлагаю тест, который поможет оценить уровень своего физического развития.
Отвечать честно самому себе.
Соблюдаю ли я режим дня?
Да—3, нет—1.
Делаю ли я утреннюю зарядку?
Да—3, нет—1.
С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
Да—3, нет—1.
Занимаюсь ли я физическим трудом?
Да—3, нет—1.
Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
Да—3, нет—1.
Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине?
Да—3, нет—1.
Люблю ли я свежий воздух?
Да—3, нет—1.
Считаю ли я алкоголь вредным существом?
Да—3, нет—1.
Умею ли я плавать?
Да—3, нет—1. Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь.
9-13 баллов— низкая;
14-19 баллов— средняя;
20-27 баллов— высокая. - Что такое привычка?
- Вырази своё отношение к вредным привычкам, используя разную цветовую гамму; покажи жестами - отношение к полезным привычкам, озвучь девиз нашего урока, создай монумент « Нет вредным привычкам!», коллаж вредных и полезных привычек.
Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела. Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их ты не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
|
Использованная литература:
Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек»
Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
Обухова Л. А. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».
Гайдина Л.И. « Изучаем « Окружающий мир» с увлечением».
Интернет – ресурсы. |