Иванова Ю.Ю., учитель информатики
МОУ гимназия № 3 городского округа
город Шарья Костромской области Учебная программа элективного курса
«Создание логотипа средствами векторной графики» Пояснительная записка
Проблема творчества – одна из основных в психологии личности. Можно назвать следующие характеристики творческой деятельности учащегося: доминирующая роль внутренней мотивации; исследовательская и творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность прогнозировать решения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Предлагаемый элективный курс направлен не только на развитие творческого мышления учащихся, но и на овладение ими основами новой профессии – профессии дизайнера логотипа, которая напрямую связана с развитием творческого потенциала. Кроме того, учащимся предоставляется возможность овладеть основными способами работы с инструментами графического редактора векторной графики CorelDRAW Х3. На данный момент в школах России эта программа имеет широкое распространение благодаря пакету СБППО.
Место курса в образовательном процессе Курс «Создание логотипа средствами векторной графики» - элективный курс, предназначенный для учащихся 9-х классов. Требования к уровню знаний учащихся, необходимому для успешного изучения элективного курса. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение базового курса информатики.
Цель курса: научить школьников создавать и редактировать логотипы и другие изображения, используя инструменты графического редактора векторной графики CorelDRAW Х3. Задачи:
Научить детей работать с инструментами графического редактора CorelDRAW Х3;
научить заливать фигуры, отражать, поворачивать, наклонять, группировать, дублировать и другим командам векторной графики;
научить работать с цветовыми моделями;
ознакомить с форматами графических файлов;
развитие навыков планирования работы по созданию логотипа.
Продолжительность курса
Курс рассчитан на 19 учебных часов.
Формы и методы обучения
Одним из способов развития творческой активности, мышления учащихся являются творческие и исследовательские задания. При выполнении этих заданий учащемуся предоставляется возможность выстроить своеобразную иерархию целей, которые можно рассматривать как конечные и промежуточные ориентиры сложного процесса. Анализируя условие творческого задания, учащиеся определяют узловые ориентиры, которые ведут к окончательному решению, предопределяемому данными предшествующего анализа, поиска, условием задания, возможностями решающего. Занятия включают лекционную и практическую часть. Учебные занятия курса организованы в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся по алгоритмам или карточкам-заданиям. Тема занятия определяется приобретаемыми навыками.
Контроль знаний учащихся осуществляется учителем по результатам выполнения тестовых заданий и творческих работ.
Итоговый контроль целесообразно проводить в виде защиты творческих проектов учащихся.
Теоретическую и практическую часть курса (на усмотрение преподавателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
Нельзя забывать о еще одной форме проведения занятий – внеурочной, когда учащийся после уроков дома или в школе в компьютерном кабинете выполняет практические работы или самостоятельно работает над задачей, которая ему интересна.
Ожидаемый результат Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики в CorelDRAW Х3, а именно должны знать:
методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
виды логотипов и этапы работы над ними;
назначение и функции программы CorelDRAW Х3;
назначение и основные возможности инструментов графического редактора CorelDRAW Х3;
виды форматов графических файлов и методы работы с ними
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Создавать и редактировать изображения в программе CorelDRAW Х3, а именно:
группировать объекты;
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать изображения с использованием инструментов графического редактора;
сохранять и открывать созданные изображения с последующим использованием;
изменять цветовые модели палитры;
работать с разными типами заливок;
применять к тексту различные эффекты форматирования;
изменять размеры и наклон рисунка
выполнять обмен файлами между различными программами.
Критерии оценивания
Контроль знаний проводится в два этапа:
по окончании теоретической части. Контроль проводится в форме теста на последнем теоретическом занятии. Учащиеся выполняют тест в табличном процессоре Microsoft Office Excel. Тест состоит из 10 вопросов с вариантами ответов. Тестируемому нужно выбрать верный вариант ответа. Оценивается прохождение теста по пятибалльной системе;
по окончании практической части контроль проводится в форме защиты проекта. Продолжительность этого этапа 3 часа + 1 час – защита проекта. Сначала учащиеся делают эскиз будущего логотипа на альбомном листе фломастерами (несколько эскизов), затем выбирают лучший и работают над его созданием в векторном редакторе CorelDRAW X3 и придумывают к нему рекламный слоган. На последнем занятии проходит защита проектов, авторы презентуют свой проект по данному учителем плану защиты:
заказчик логотипа (центр, направление деятельности центра);
вид логотипа по тематической принадлежности;
вид логотипа по внешнему признаку;
рекламный слоган;
используемый метод создания логотипа;
цвет (перечислить используемые, обосновать выбор);
инструменты графических редакторов.
Кроме выходного контроля по окончании темы, ведется и текущий контроль уровня усвоения материала. Он осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.
Содержание курса
Раздел 1. Теоретические основы создания логотипов.
Раздел 2. Особенности работы с изображениями в CorelDRAW Х3.
Раздел 3. Создание проекта «Дизайн логотипа».
Наименование
учебных тем
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| Лекции
| Практические
занятия
| 1. «Секреты» логотипа
| 2
| 2
| 0
| Тестирование
| 2. Основы графики на примере создания и редактирования изображений в CorelDRAW Х3
| 13
| 5
| 8
| Итоговое задание
| 3. Разработка проекта «Дизайн логотипа»
| 3
| 0,5
| 1,5
| Текущий
| 4. Защита проекта
| 1
|
| 1
| Проект
| Итого:
| 18
| 7,5
| 10,5
|
| Учебно-методическое обеспечение курса В преподавании курса можно использовать следующие УМК:
Компьютерная графика. Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Компьютерная графика. Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
17 приложений, разработанных автором, включающие в себя методические и дидактические материалы для учителя и учащихся.
Требования к техническому оснащению кабинета
Для реализации программы необходимы: операционная система Windows 98, Windows MS, Windows 2000, Windows XP или Vista со стандартным пакетом офисных программ; прикладная программа CorelDRAW Graphics Suite Х3;принтер струйный или лазерный, сканер, проектор, экран.
Элективный курс позволяет дополнить учебный курс информатики в области изучения графического редактора векторной графики программа CorelDRAW Graphics Suite Х3, расширит знания учащихся, полученные на уроках информатики в основной школе.
Компьютерная графика – прикладная область, лежащая на стыке ремесла и искусства. Без овладения ремеслом, суммой профессиональных навыков, вообще не удастся сделать ничего, заслуживающего внимания. В иллюстративной векторной графике к ремеслу относятся знание объектных моделей, положенных в основу работы программ, и приемов работы с этими объектами. К области искусства относятся творческие идеи и замыслы, реализующиеся в виде графического проекта. Мы полагаем, что данный элективный курс поможет учащимся не только овладеть навыками работы в CorelDRAW X3, но и реализовать полученные навыки в авторском творческом проекте.
|