Новгородский региональный центр развития образования
Задания для самостоятельной работы
для слушателей курсов
«Информационные технологии
в деятельности учителя-предметника»
Великий Новгород, 2007
Оглавление:
Пояснительная записка 3
Раздел 3. Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office 4
3.4. Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office» 4
Раздел 4. Графический иллюстративный материал в деятельности учителя 9
4.1. Информационное пространство графических документов учителя. Приёмы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов в образовательной деятельности 9
Раздел 5. Интернет в образовательной деятельности 11
5.2.Образовательные возможности сервисов сети Интернет 11
5.5. Сетевые образовательные сообщества и проекты 12
5.9. Технологические основы создания сайта поддержки учебной деятельности 13
5.10. Практикум «Создание макета сайта–портфолио учителя» 14
Раздел 6. Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности 16
6.2. Подбор электронных ресурсов для использования в педагогической деятельности 16
6.3. Планирование урока с использованием средств ИКТ 16
6.4. Практикум. Методические аспекты использования средств ИКТ на уроке 18
Пояснительная записка
Задания для самостоятельной работы для слушателей курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (далее-Задания) являются составной частью методических материалов к образовательной программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Задания составлены в соответствии с требованиями и структурой образовательной программы «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» и объединены в 4 раздела программы:
Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office
Графический иллюстративный материал в деятельности учителя
Интернет в образовательной деятельности
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности
В каждом из разделов выделены темы, на которые УТП выделены часы для самостоятельного изучения (заочное обучение). Задания предполагают отработку компетенций, полученных на очных учебных занятиях, в самостоятельной учебной деятельности слушателя курсов. Задания учитывают, с одной стороны, тематику учебных занятий, а с другой, практику работы учителя-предметника ОУ. Задания носят творческий характер и имеют личностно-ориентированную и предметную направленность Порядок выполнения Заданий определяется расписанием учебных занятий и согласовывается между преподавателем курсов и слушателем.
Раздел 3. Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office
Учебно-тематический план:
3.
| Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office
| 18
|
| 18
|
| 3.1
| Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word
|
|
| 4 - очно
|
| 3.2
| Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Excel
|
|
| 4 - очно
|
| 3.3
| Приемы подготовки наглядных средств и учебно-методических материалов в Microsoft PowerPoint
|
|
| 4 - очно
|
| 3.4
| Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office»
|
|
| 6 - заочно
|
3.4. Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office» (6 часов заочно) Задание №1. Наберите и отформатируйте текст, в соответствии с таблицей.
Цель: отработка навыков работы в редакторе Microsoft Word.
Объекты
| шрифт
| выравнивание
| Отступы
слева\справа
| Междустрочный интервал
| Заливка
| Граница
| заголовки
| Arial Black, 16, чёрный
| По центру
| 0\0
| -
| -
| -
| 1 абзац
| Times New Roman 14, синий
| По ширине
| 2\2
| 1,5
| Голубая
| По бокам
| 2 абзац
| Arial, 12, лиловый
| По левому краю
| 0\1
| 2
| Розовая
| Углом
| Маркированный список
| Verdana, 10, тёмно-красный
| По левому краю
| -
| 1
| -
| -
| Таблицы
| Tahoma, 10, зелёный
| По центру
| 0\0
| 1
| Жёлтая
| Вокруг
| Многоуровневый список
| Times New Roman 12, коричневый
| По левому краю
| -
| 1
| -
| -
|
Понятие о методах обучения и их классификация. Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Основные группы методов. Из них следует выделить три основные группы методов обучения:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа методов
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
| По логике передачи и восприятия информации
| По степени самостоятельности мышления
| По степени управления учебной работой
| Словесные
| Индуктивные
| Репродуктивные
| Под руководством преподавателя
| Наглядные
| Дедуктивные
| Проблемно-поисковые
| Самостоятельная работа обучаемых
| Практические
|
|
|
|
2 группа методов
Методы стимулирования интереса к учению
| Методы стимулирования ответственности и долга
| Познавательных игр
| Убеждения в значимости учения
| Учебных дискуссий
| Предъявления требований
| Создание эмоционально-нравственных ситуаций
Организационно-деятельностные игры
| Поощрения и наказания
|
3 группа методов
Методы устного контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Устные зачеты
Устные экзамены
Методы письменного контроля и самоконтроля
Письменные контрольные работы
Письменные зачеты
Письменные экзамены
Письменные работы
Методы практического контроля и самоконтроля
Машинный контроль
Контрольно-лабораторный контроль
Задание №2. Введите сведения об успеваемости по итогам четверти в таблицу. Подсчитайте СОУ по формуле: где n5 – количество пятёрок, n4 – количество четвёрок, n3 – количество троек.Цель: отработка навыков работы в редакторе Microsoft Excel.Для подсчёта количества учащихся, имеющих пятёрки, четвёрки или тройки по итогам аттестации используется статистическая функция СЧЁТЕСЛИ. Эта функция возвращает количество значений в диапазоне (например, по русскому языку диапазон C4:C10), которые соответствуют указанному критерию (например, оценка «5»). Количество пятёрок, четвёрок и троек считается отдельно. В ячейке С16 рассчитайте СОУ по вышеприведённой формуле. С помощью операции автозаполнение сделайте расчёт по всей ведомости. Добавьте каждой ячейке СОУ процентный формат (выделить-формат-ячейки-число-процентный-ок). Оформите таблицу границами и заливкой. Задание №3. . Создайте презентацию для классного часа по профориентации учащихся.Цель: Отработка навыков в создания презентаций.1. Создайте титульный слайд:Заголовок: Тема занятия: «Кем быть?» (шрифт Arial, 44, тёмно-синий, фон слайда– светло-голубой)Подзаголовок: классный час по профориентации (шрифт Arial, 32, синий)Вставьте на титульный слайд подходящий по теме рисунок. 2. Создайте новый слайд:Эпиграф: (шрифт Times New Roman, 44, тёмно-красный, фон слайда– градиентная заливка)Труд по обязанности – это работа, а работа по склонности – это досуг. Б. Шоу 3. Создайте новый слайд: Заголовок: Что влияет на выбор профессии? (шрифт Times New Roman, 44, тёмно-красный, фон слайда– текстурная заливка)Текст слайда: (нумерованный список) Наличие склонностей
Наличие способностей
Предпочтения
Мнение родителей
Мнение сверстников
Личный профессиональный план
Знания о профессии
Потребности общества
4. Создайте новый слайд:Заголовок: Классификация видов профессиональной деятельности (шрифт Times New Roman, 44, тёмно-красный, фон слайда– заливка любым цветом)Текст слайда: (маркированный список) Человек-природа
Человек-техника
Человек-человек
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
Выполните настройку анимации по собственному желанию.Задание №4 Создайте в Microsoft Word экзаменационные билеты для итоговой аттестации учащихся 11 – х классовЦель: Отработка навыков создания учебно-методических материалов средствами Microsoft Office . Откройте папку Мои документы.
Запустите Microsoft Word.
В меню Таблица выберите раздел Вставить, а затем щёлкните Таблица.
В открывшемся диалогом окне Вставка таблицы установите Число столбцов 2, Число строк 10. Щёлкните ОК.
В появившейся таблице щёлкните левой кнопкой мыши в первой ячейке, курсор примет вид текстового указателя, внесите вопросы и задания к первому билету.
Заполните ячейки таблицы согласно образцу.
При необходимости дополните таблицу строками. Поставьте курсор после последней строки и нажмите на клавишу Enter . Или удалите лишние строки, выделив курсором лишние строки и нажав на правую клавишу мыши, выберите в открывшемся окне удалить строки.
Отформатируйте текст. Выделите текст, на панели инструментов Форматирование выберите название шрифта Times New Roman, установите размер шрифта 20 и чёрный цвет текста, выравняйте текст по ширине, на панели инструментов Форматирование нажмите кнопку По ширине.
Проверьте правописание. Установить курсор в начало теста, в меню Сервис выберите Правописание, при неправильном написании слова выберите правильный вариант слова и щёлкните кнопкой Заменить.
Сохраните документ. В меню Файл выберите Сохранить как. В диалоговом окне Сохранить как в раскрывающемся списке Папка выберите Мои документы, в поле Имя файла введите Билеты, а затем щёлкните кнопку Сохранить.
Закройте программу Microsoft Word.
|