Скачать 111.75 Kb.
|
Описание конкурсных материалов Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №93 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Графика в Турбо Паскале. Анимация» Информатика, 7 класс учитель информатики Игнатченко Альфия Шамилевна 2009 г. Модель урока Автор: Игнатченко Альфия Шамилевна Координаты автора: 450055, г. Уфа, ул. Российская д.80. Тел: (347)233-02-33, сот. тел: 8 917 4389055 Аннотация урока: Данный урок разработан на основе самоучителя для начинающих С.Н.Лукина. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Способствует развитию навыков программирования в среде Турбо Паскаль, развитию пространственного воображения, умению работать с координатной плоскостью, а также развитию воображения и логического мышления, формированию чувства композиции и художественно-графических умений, навыков конструирования и проектирования, приобщению к творческому процессу и развитию терпения и трудолюбия. Методические рекомендации к проведению урока: Данный урок ориентирован на учащихся средней школы, изучающих в рамках школьной программы язык программирования Турбо Паскаль. Урок, на доступном для школьника уровне, позволяет освоить элементы анимации в среде Турбо Паскаль. Процесс создания анимации вызывает у учащихся особый интерес, ребята, как правило, заинтересованы в конечном результате. Подобные уроки формируют у учащихся пространственное воображение, умение работать с координатной плоскостью, развиваются навыки программирования, а также терпение и трудолюбие. План – конспект урока ЦЕЛЬ УРОКА Знакомство с технологией создания эффектов анимации в среде Турбо Паскаль; ЗАДАЧИ 1. Развитие навыков программирования в среде Турбо Паскаль; 2. Развитие воображения и логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации, героев, расставить их по своим местам, заставить двигаться; 3. Формирование чувства композиции и художественно-графических умений, навыков конструирования и проектирования; 4. Приобщение к творческому процессу и развитие терпения и трудолюбия; I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята! (слайд 1) Я уверена, что вы все любите смотреть мультфильмы. И даже став взрослыми люди редко отказывают себе в удовольствии окунуться в мир детства – посмотреть яркий, красочный, интересный мультфильм. Я лично, очень люблю смотреть мультики. А Вы? (ответ учащихся) Интересно, а как создаются мультфильмы? Сегодня у нас очень занимательный урок. Я хочу пригласить Вас в мир анимации и предложить Вам выступить в роли аниматоров Сейчас мы вместе посмотрим мультфильм! (Слайд 2. Фрагмент мультфильма «Приключения барона Мюнхаузена. Чудесный остров»). Ну вот, несколько минут и мультфильм уже подошел к концу. И лишь немногие догадываются, что вот ради этих нескольких минут трудилась в течение долгого времени целая команда мультипликаторов. II. Актуализация знаний Учитель: Вы спросите, а какое отношение имеет изучаемая нами тема «Графика в Турбо Паскале» и анимация. Дело в том, что эффект анимации можно создавать и с помощью Паскаля. Анимация - это уникальная технология, которая позволяет при помощи неподвижных объектов создавать эффект движения. Кинопленка состоит из множества неподвижных кадров, на каждом следующем из которых объект находится чуть-чуть в другом месте, чем на предыдущем. Показывая эти кадры с большой скоростью создается иллюзия движения. Точно также поступают с созданием движения на экране компьютере (Слайд 3). Мы с Вами многому научились в Паскале: и рисовать графические примитивы, используя различные цвета и стили рисования, и использовать заливку, применять в своей программе циклы и т.д. (слайд 4. Смотрим результат последней работы). Для создания эффекта анимации нам потребуется логическое мышление и воображение, ведь нужно продумать сюжет, выбрать декорации, героев, расставить их по своим местам и заставить двигаться. А все остальное «дело техники…» Этому я и буду вас сегодня учить. Начнем с простого движения: по экрану монитора по горизонтали слева направо проплывает окружность. В Паскале нет команды движения. Как же заставить двигаться окружность? Для начала нарисуем слева окружность и тут же сотрем ее. Стереть – значит нарисовать ее на том же месте, но цветом фона (слайд 5. Анимация 1 и 2 круга выполняются по щелчку учителя. Следующие круги вырисовываются и исчезают автоматически). Несмотря на то, что окружность тут же стерли, она успеет мелькнуть на экране монитора и глаз это заметит. Затем надо нарисовать такую же окружность чуть правее, затем еще правее и т.д. Так как движение будет осуществляться по оси X то переменной величиной и будет X. Для того чтобы движение осуществлялось по оси X организуем цикл REPEAT <группа операторов> UNTIL <условие>. Этот цикл будет выполнять группу операторов, стоящих после REPEAT до тех пор пока условие не станет истинным. Вот фрагмент программы (слайд 6). Вы увидели во фрагменте программы новый для Вас оператор DELAY(10000). Переводится как «пауза». Его действие заключается в том, что он приостанавливает работу программы на 10000 мс или, что то же самое, на 10 с. Чем больше время задержки, тем более плавным и медленным становится движение окружности. Результатом работы этой программы будет движение окружности вправо по оси X (слайд 7). III. Обобщение, закрепление изученного материала Учитель: А как организовать движение окружности влево? (слайд 8. Показывается движение окружности влево) Ученик: Для этого сдвигаем окружность влево, следовательно значение X уменьшается. Учитель: Это правильный ответ (слайд 8. Показывается ответ по щелчку мыши). Учитель: Скажите, ребята, а можно ли заставить окружность двигаться по вертикали вниз? (слайд 9) Ученик: Да, для этого в качестве переменной величины нужно использовать значение Y. И это значение увеличивается. Учитель: (слайд 9. По щелчку мыши появляется ответ ). Учитель: А по вертикали вверх? (демонстрация слайда 10) Ученик: Y уменьшается. Учитель: (слайд 10. По щелчку мыши появляется ответ ) Учитель: А как нужно изменить программу, чтобы окружность двигалась по диагонали снизу вверх? Например, из правого нижнего угла в левый верхний? (демонстрация слайда 11) Ученик: Для этого нужно изменять значения Х и Y одновременно. Но так как окружность будет двигаться к началу координат, то наши значения X и Y должны убывать. Учитель: совершенно верно! (слайд 11. Появляются верные ответы. Демонстрируется слайд 12 движения окружности по диагонали сверху вниз с ответами). Учитель: Я рада, что тема Вам понятна! IV. Самостоятельная работа учащихся Учитель: Хочу предложить Вам сегодня на уроке изобразить движение ядра из пушки. (демонстрация слайда 13) К тому же, у нас есть замечательная заготовка, которая сделает нашу анимацию более красочной! (см.приложение). Откройте, пожалуйста, Ваши файлы с последним рисунком, где мы, изучая заливку, изобразили ночь, луну, небо, усеянное мерцающими звездами, и пушку (учащиеся садятся за компьютеры и запускают программы. См.приложение landscap.pas). На прошлом уроке Вы не придали значения роли пушки на своем рисунке. Сегодня Вам предлагается в дополнение к нашему мультфильму «посадить» нашего героя Мюнхаузена на ядро и отправить его в полет. Помните, в одной из своих многочисленных историй, фантазер и выдумщик Мюнхаузен совершил такой полет на ядре? (Раздаются карточки с рисунком на координатной сетке. См. приложение карточка пушка). Учитель: Для начала определимся с координатами нашего ядра. Глядя на свои рисунки, определите центр и радиус окружности (X=400, Y=255, R=17). В теле программы присвойте эти значения переменной X и Y соответственно. Затем пишите операторы по шагам:
На сколько менять X и Y вычислите экспериментальным путем, чтобы ядро ушло ровно в левый верхний угол
Вот что примерно должно получиться: x:=400; y:=255; repeat setcolor(1); circle(x,y,17); {Рисуем синюю окружность} delay(20000); setcolor(0); circle(x,y,17); {Рисуем черную окружность} x:=x-8;{Перемещаемся влево} y:=y-5;{Перемещаемся вверх} until y<0; (Вся программа. См.приложение YADRO.PAS) program MUNHAUSEN; uses crt,graph; var gr,gm:integer; i,x,y:integer; begin clrscr; randomize; gr:=0; initgraph(gr,gm,' '); {Прочерчиваем линию горизонта} setlinestyle(0,0,3); setcolor(green); line(0,340,640,340); {Заливаем траву зеленым цветом} setfillstyle(1,green); floodfill(360,350,green); {Рисуем звездное небо, используя функцию RANDOM,чтобы координаты и цвета точек были случайными} for i:=1 to 1000 do putpixel(random(640),random(340),random(16)); {Рисуем и заливаем белым цветом Луну} setcolor(white); circle(500,50,30); setfillstyle(1,white); floodfill(500,40,white); {Рисуем и заливаем пушку} setcolor(8); line(400,280,500,340); line(500,340,520,310); line(520,310,420,250); line(400,280,420,250); setfillstyle(1,7); fillellipse(450,320,20,20); circle(450,320,20); floodfill(460,310,8); floodfill(440,300,8); {А вот и ядро!} x:=400; y:=255; repeat setcolor(1); circle(x,y,17); {Рисуем синюю окружность} delay(20000); setcolor(0); circle(x,y,17); {Рисуем черную окружность} x:=x-8;{Перемещаемся влево} y:=y-5;{Перемещаемся вверх} until y<0; readln; closegraph; end. Учитель: После того как программа набрана - Вы знаете, что ее нужно запустить, нажав CTRL+F9. Смотрим результат. Все казалось бы просто… Но Вы только на деле узнали, что на создание даже простейшей анимации ушло много времени, а сколько труда и терпения было вложено в Ваше творчество! V. Итог урока Учитель просматривает результаты работы программ и выставляет оценки Учитель: Что нового узнали на уроке? Учитель слушает ответы учащихся. Ученик: Структуру цикла с постусловием. Операторы выполняются до тех пор пока условие ложно. Ученик: Оператор DELAY – позволяет осуществить задержку изображения Ученик: Для того чтобы заставить объект двигаться он прорисовывается дважды. В первый раз любым цветом, а во второй – цветом фона, чтобы он слился с цветом фона и его не было видно. А затем объект передвигается в нужном направлении. Учитель: На следующий урок мы Вами познакомимся со звуковыми возможностями Паскаля – озвучим наш сюжет и еще поработаем над луной… А как - это Вы узнаете через неделю. VI. Домашнее задание: придумать свой сюжет для анимации и воплотить его в жизнь. Желаю Вам успехов! Учитель: Спасибо за урок! |
Используемой технологии Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office... | Урок №1 Создание презентаций Запуск программы: Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Office PowerPoint 2007 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программное обеспечение: Microsoft Office Word 97-2003, Microsoft Office PowerPoint 97-2003, Windows Movie Maker | Урок изучение нового материала по теме «Озера» Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: текстовый редактор Word, презентация в программе PowerPoint | ||
Содержание программы учебной дисциплины 7 Обеспечение содержания дисциплины 9 Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2010; Microsoft Office Prof Plus 2010 Rus; Программа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: программа презентаций Microsoft Office PowerPoint 2007, компьютер, мультимедиа проектор | ||
Данное методическое пособие является самостоятельным учебным курсом... И возможностями Microsoft Office – Word и Excel, вы получите общие сведения о том, как создавать, открывать и сохранять документы;... | Тема урока: «Анимация и движение в Power Point 2007» Босовой Людмилы Леонидовны при проведении практической работы №13 на стр. 164. Дети очень любят составлять анимации и движения в... | ||
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов «Рекламная кампания... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар | Урок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская” Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием... | ||
Пояснительная записка 3 Раздел Методические основы подготовки наглядных... Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office» 4 | Сценарий внеклассного мероприятия «Рождественские символы в Германии» Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint | ||
Урок-закрепление по теме «Текстовый процессор ms word» Цели урока ... | Инструкция по работе с Office Live Meeting 2007 Для обеспечения возможности... Для эффективной работы с клиентом Office Live Meeting 2007 необходим пк со следующими характеристиками | ||
Урок алгебры в 7 классе Тема: «Степень с натуральным показателем и её свойства» Оборудование: медиапродукт (презентация в программе Microsoft Office Power Point 2007); карточки с заданиями для самостоятельной... | Урок повторение и обобщение изученного материала. Тема: «Как устроен компьютер?» Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Excel, текстовый редактор Word, редактор создания мультимедиа... |