ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и ИКТ среднего (полного) общего образования составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона РФ «Об образовании», п.7 ст.32;
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования (от 05.03.2004 г.);
3. Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (от 17.01.2006 г.);
4. Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (2004 г.);
5. Базисного учебного плана для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования в очной, очно – заочной (вечерней) и заочной формах.
6.Устава муниципального бюджетного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения Центра образования № 224. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ являются:
Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для старшей школы (10-11 классы). Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – 7-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 212 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д.Угринович. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 187 с.
Календарно - тематическое и поурочное планирование учителя, в котором отражены знания и умения учащихся и которыми должны овладеть школьники по окончанию курса, а также отражающее логику реализации государственного образовательного стандарта.
Контрольно - измерительные материалы для текущего, промежуточного, итогового контроля, проверки, корректировки и оценки знаний учащихся.
Содержание курса информатики и ИКТ соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и регионального образовательного стандарта Свердловской области. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационных технологий в средней школе направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основной ЗАДАЧЕЙ курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем.
Уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Одной из целевых установок изучения информатики и ИКТ на базовом уровне в старшей школе является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через освоение и использование методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных предметов. Значительное внимание уделяется фундаментальному компоненту — освоению системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной картины мира, роль информационных процессов в социальных, биологических и технических системах. Учащиеся должны научиться сознательно и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, для решения разнообразных задач. Тем самым содержание базового курса отражает четыре важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:
мировоззренческий аспект, связанный с формированием у учащихся представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов;
социальный аспект, связанный с воспитанием информационной культуры личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную защищенность человека в информационном обществе;
«пользовательский» аспект, связанный с подготовкой к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;
алгоритмический аспект, связанный в первую очередь с развитием мышления учащихся.
В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих четырех основных дидактических линиях:
Информация и ее представление средствами языка.
Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера.
Алгоритмы как средство управления и организации деятельности.
Информационные и коммуникационные технологии.
К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также общее представление об информации и информационных системах, о принципах строения и работы компьютера.
Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.
В соответствии с этим занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части осваиваются основные понятия, разрабатываются информационные модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты
Рабочая программа по информатике и ИКТ среднего (полного) общего образования рассчитана на 70 часов. В том числе, в 10 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и в 11 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Согласно Базисному учебному плану для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы основного общего и среднего полного общего образования в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах (утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, приказ № 12-д от 30.03.2007 г.) на изучение информатики и ИКТ в 10-12 классах отводится 105 часов. В том числе, в 10 классе 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю, в 11 классе – 35 часов из расчета 1 час в неделю и в 12 классе – 35 часов из расчета 1 час в неделю. Увеличение количества часов идет за счет увеличения практических работ и изучаемых тем. Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные.
Проблемные.
Частично-поисковые.
Метод программированного обучения.
Исследовательские.
Метод проектов.
Формы обучения:
Обще-классные формы:
конференция;
семинар;
лекция;
практические занятия;
зачетный урок;
урок в форме деловой игры.
Групповые формы обучения:
групповая работа;
групповые творческие задания;
групповая практическая работа.
Индивидуальные формы работы в классе и дома:
письменные работы;
индивидуальные задания;
словарные диктанты;
работа с обучающими программами за компьютером.
I раздел. Соответствие требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Изучение информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи
| Содержание образования
| Формы
| Познавательная деятельность
- Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.
- Использование причинно-следственного и структурно – функционального анализа.
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
- Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследова-тельской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности.
- Формулирование полученных результатов.
- Создание собственных реальных моделей объектов, процессов, в том числе с исполь-зованием мультимедийных технологий.
| Информация и информационные процессы.
Компьютер и программное обеспечение.
Информационные технологии.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.
Информационные модели.
Коммуникационные технологии.
Основы социальной информатики.
| Урок ознакомления с новым материалом.
Урок закрепления изученного.
Урок применения знаний и умений.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Комбинированный урок.
Урок-лекция.
Урок-зачет.
Урок-практикум.
Урок-дискуссия.
Урок-консультация.
Урок-соревнование.
Урок-деловая игра.
Интегрированный урок.
| Информационно-коммуникативная деятельность
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
- Извлечение необходимой информации из источников созданных в различных зна-ковых системах, отделение основной информации от второс-тепенной, критическое оцени-вание достоверности полученной информации, передача содержа-ния информации адекватно поставленной цели.
- Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адек-ватно познавательной и коммуникативной ситуации.
- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказа-тельства.
- Объяснения изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
- Свободная работа с текстами, владение навыками редактиро-вания текста, создание собственного текста.
- Использование мультиме-дийных ресурсов и компьютер-ных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации резуль-татов познавательной и практической деятельности.
- Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
| Рефлексивная деятельность
- Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.
- Объективное оценивание своих учебных достижений, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
- Умение соотносить прило-женные усилия с полученными результатами своей деятель-ности.
- Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
- Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде.
- Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
- Умение отстаивать свою гражданскую позицию, форму-лировать свои мировоззрен-ческие взгляды.
- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
|
II раздел. Соответствие содержания образования требованиям Р(О)К ГОС
(национально – регионального компонента) Цель: Обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовность включиться в практическую деятельность по его развитию. Составляющие качества образования
Предметно-информационная
составляющая
| Деятельно-коммуникативная
составляющая
| Ценностно-ориентационная
составляющая
| «Информационная культура»
| Отношение к себе:
уверенность в обос-нованности выбранной профессиональной дея-тельности и перспективах личностного развития;
способность к оценке собственных возмож-ностей в освоении конк-ретной профессиональной деятельности;
объективная оценка возможности реализации своих потребностей в конкретной жизненной ситуации;
значимость сохранения своей индивидуальности при взаимодействии с различными людьми и общностями;
потребность в самореа-лизации и самоутверж-дении на основе духовно-нравственных, эстетичес-ких и трудовых принципах и нормах, регулирующих жизнь современного человека;
ценность успеха как условия соединения индивидуальных интере-сов и общественных потребностей;
принятие себя как представителя определен-ной нации, социокуль-турной общности;
осознание границ свободы и моральной ответственности личности
| иметь представление о состоянии и тенденциях развития информационного пространства Свердловской области и конкретного муниципального образования;
знать способы отбора и источники получения необхо-димой информации для решения конкретной проблемы взрослого человека;
знать особенности различных стилей подачи информации;
иметь представление об эффективных способах проверки достоверности получаемой из различных источников инфор-мации о себе, ближайшем окружении, потребностях региона, страны.
| умело использовать различные виды и источники информации при решении конкретных жизненных проб-лем взрослого человека;
владеть основными методами и способами подачи необ-ходимой информации о себе при получении профессио-нального образования, же-лаемого трудоустройства;
- использовать информацию об учебных заведениях и востребованных профессиях Свердловской области для обоснованного выбора сферы трудовой деятельности;
- уметь отбирать и критически относится к различным видам, источникам и содержанию информации.
| «Социально-экономическая и правовая культура»
| иметь представление об особенностях административно-территориального устройства Свердловской области, основных законах, регулирующих жизнь ее населения;
иметь представление об особенностях социально-поли-тической и социально-эконо-мической жизни области;
знать основные тенденции развития экономики Свердловской области и методы обоснованного выбора траектории получения профессионального образования и успешного выбора места работы.
| соблюдать основные законы и постановления, регулирую-щие жизнедеятельность челове-ка в Свердловской области, в конкретном муниципальном образовании;
уметь выстраивать взаимо-действие с членами семьи, сверстниками, учителями на основе общепринятых мораль-ных, эстетических, трудовых норм, учета индивидуальных особенностей разных людей;
владеть основными методами самовоспитания в процессе адаптации к требованиям современной жизни.
| «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»
| с различных ролевых позиций;
- принятие необходимос-ти постоянного самосо-вершенствования в про-цессе самовоспитания.
Отношение к другим:
принятие ценностей своего народа, социокуль-турной общности;
толерантное отношение к другим этническим группам;
осознание ответствен-ности и проявление готовности к выполнению основных семейных обязанностей;
принятие ценностей корпоративной группы, сообщества;
уважительное отноше-ние к индивидуальным особенностям каждого
Отношение к учебной деятельности:
ценность образования и самообразования как усло-вий успешной самореа-лизации и самоутверж-дения личности;
понимание личной ответственности за полу-чение качественного образования;
значимость непрерыв-ного образования и самообразования во всех сферах повседневной жизнедеятельности;
умение соотносить поставленные цели обра-зовательной деятельности и результат;
понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников;
понимание значимости обоснованного выбора образовательных прог-рамм для дальнейшего профессионального становления
| знать традиционные и нетрадиционные методы сохранения и постоянного укрепления психического и физического здоровья в повседневной жизни;
иметь представление о возможностях собственного здоровья в овладении различными видами профессий;
знать особенности воздействия различных видов информации на психическое здоровье человека.
| постоянно использовать основные методы сохранения и укрепления собственного здоровья и членов семьи;
уметь осуществлять выбор профессии на основе знаний об особенностях собственного здоровья, потребностей региона;
безопасно использовать для физического и психического здоровья различные виды информации и технических средств;
- соблюдать основные нравственные нормы и правила, обеспечивающие сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих).
| «Экологическая культура»
| иметь представление о нормативных актах законода-тельной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению эколо-гической безопасности;
знать последствия влияния экологической ситуации на психофизическое здоровье чело-века и способов профилактики;
знать основные проблемы экологии человека и направления их решения в регионе, стране, мире.
| иметь навыки постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;
проявлять активную позицию в решении вопросов эколо-гической безопасности;
владеть методами самосох-ранения своей индивидуальной природы в процессе адаптации к требованиям современной жизни.
| |