Скачать 162.15 Kb.
|
Шаймухаметова М.А., учитель биологии МБОУ «СОШ №21», Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей России (2009г., 2011г.), победитель и призер конкурса ПНПО на территории г. Нижневартовска (2006г., 2010г.) Конспект урока по теме «Строение и работа сердца» Предмет: биология Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса Тема урока: «Строение и работа сердца» Тип урока: Урок изучения нового материала. Место урока в теме: 3-й урок по теме «Кровеносная система» Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике. Задачи урока: Образовательные:
Развивающая: Развивать универсальные учебные действия (УУД):
Воспитательная:
Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце. Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности сокращения сердца и автоматизма? Как сохранить работоспособность сердца? Методы:
Формы организации деятельности на уроке:
Оборудование: Технические:
Программные:
Учебный комплект:
Другие материалы: карточки с заданиями для работы в парах. Подготовительная работа:
Продолжительность урока: 40 минут. Планируемые результаты:
План урока:
4.1. Задание по изучению строения сердца(7 мин).
4.2. Решение проблемных вопросов по эксперименту (7 мин)
5. Этап сравнения с культурно-историческим аналогом. (8мин)
ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. (2,5 мин) Слайд №1. (0,5мин) Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека. Греки считали его вместилищем духа Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда Слайд №2. (0,5мин) Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км. Он может работать даже вне тела человека. 25 сентября люди всего мира отмечают его День. Секундная стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы. В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце). Слайд №3 (0,5мин) Учитель: Тема сегодняшнего урока «Строение и работа сердца». Слайд №4 (0,5мин) Учитель: Сердце действительно особый орган. Во все времена и во всех культурах оно было символом мужества, широты натуры, человеческого сострадания и, конечно, любви. Может поэтому личностные качества человека, часто связывали с сердцем. Говорили: У отчаянного, смелого человека - сердце… У доброго, хорошего человека – сердце… У равнодушного, жестокого человека - сердце…. Ученики: называют соответствующие слова. Слайд №5 (0,5мин) Учитель: О значимости сердца говорит и то, что люди посвятили ему огромное количество стихов, песен, сложили пословица и поговорки. Попробуем вспомнить некоторые из них: С глаз долой, из… Сердцу не… Сердце не… 2. Целеполагание (3 мин) Слайд №6. (2,5 мин) Учитель: Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что вы пока не знаете? Что вам хотелось бы узнать о нем? А каким образом мы можем получить эти знания? И самое главное - для чего нам нужны эти знания? Ученики: дают ответы в ходе беседы Слайд №7 (0,5 мин) Учитель: Исходя из ваших ответов, мы определили то, что должны изучить на уроке. Цель: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике. Задачи: 1. Ознакомиться с особенностями строения и работы сердца, с новыми понятиями, связанными с ними. 2. Научиться распознавать на рисунке составные части сердца, объяснять его работу, обосновать его значимость для здоровья человека. 3. Создание образовательной напряженности (постановка проблемы). Слайд №8. ( 2-3 мин) Учитель: Ребята! А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? Ученики: дают ответы (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д.) Учитель: А теперь проведем небольшой эксперимент.
Ученики: выполняют указания учителя. Учитель: Ребята! ПОЧЕМУ МЫШЦЫ НОГИ УТОМЛЯЮТСЯ, А СЕРДЦЕ МОЖЕТ БЕЗОСТАНОВОЧНО РАБОТАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ? ПОЧЕМУ ЖЕ СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ РИТМИЧНО, ПРИЧЕМ ЕГО РИТМ МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ? Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? Ученики: отвечают, что нужно изучить строение сердца. Слайд №9 (0,5 мин) Учитель: Что такое сердце? Просмотр небольшого видеоролика. Ученики: смотрят фильм. Слайд №10 (4 мин) Учитель: Скажите, ребята, почему сердце так назвали? Правильно, слово «сердце» от слова середина. Давайте по рисункам попробуем рассказать о ней. Ученики: составляют рассказ по рисункам: где расположено, какие слои имеет и др. Учитель: Дополняет рассказ. Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Находится внутри околосердечной сумки (перикарда). Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость. При сокращениях сердца наружная оболочка скользит по внутренней поверхности околосердечной сумки. Жидкость внутри перикарда уменьшает трение скользящих поверхностей. (МПС - физика (силы трения)) Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя. Эпикард – наружный слой из соединительной ткани. Эндокард – внутренний слой сердца. Миокард – это сердечная мышца. А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который даст вам более полное представление о строении и работе сердца. Старайтесь его внимательно смотреть, слушать и запоминать, так как после него вам будет предложены задания. (включается часть фильма (2 мин.) Слайд №11 (1 мин) Учитель: несколько слов о клапанах. В сердце и в кровеносных сосудах кровь всегда течет в одном направлении благодаря клапанам. В сердце два вида клапанов - створчатые и полулунные (в виде кармашков, напоминающих полумесяц). Слайд №12 (4 мин) Учитель: На ваших столах лежат карточки с заданиями. Из моего рассказа и видеоролика вы получили информацию о строении и работе сердца. Задание 1. Составьте схему строения сердца с использованием цифр. (Какие части сердца с какими цифрами ассоциируются?) Задание 2. Что можете сказать о строении сердца по предложенному рисунку? Задания по строению сердца
Слайд №13 Учитель: решению задания помогут вам рисунки. Слайд №14 (1 мин) Учитель: А теперь проверим выполнение задания. Выводит в режиме анимации цифры и рисунок. Задания по строению сердца
Ученики: отвечают учителю по своим записям. Учитель: А теперь оцените свою работу по 5-балльной шкале. Чем ближе ваши ответы с ответами на слайде, тем выше балл. Слайд №15 (1 мин) Учитель: Для закрепления знаний попробуем назвать по рисунку части сердца Ученики: называют всплывающие в режиме анимации части сердца Слайд №16 (2,5мин) Учитель: А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту. Постановка проблемы: ПОЧЕМУ СЕРДЦЕ БЕЗОСТАНОВОЧНО МОЖЕТ СОКРАЩАТЬСЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ МЫШЦ ТЕЛА? Ученики: пытаются найти ответ. Учитель: подводит учеников к решению, задавая вопросы: 1) Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность, она что должна делать? Ученики: предполагаемый ответ - расслабиться и отдохнуть Учитель: 2) Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать? Ученики: предполагаемый ответ – как она работает. Учитель: Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек. Что за это время успевает происходить в сердце посмотрим по видеоролику (включает видеоролик «Сердечный цикл»). Ученики: смотрят фильм. Учитель: Таким образом, когда отдыхает сердце? Ученики: Когда наступает общее расслабление. Учитель: Правильно, ребята. Сердечный цикл – это период от одного сокращения сердца до другого. Его продолжительность – 0,8 сек. Мы нашли ответ на поставленную проблему – почему сердце может безостановочно работать? Всего за 0,4 сек. Сердце успевает восстановить работоспособность. Слайд №17 (1 мин). Учитель: Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока? (показывает в режиме анимации слайд). Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока? Ученики: делают вычисления. Решение: 200мл х 70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше полутонны). Слайд №18 (1,5мин) Учитель: Сердце – уникальный орган. Чтобы убедиться в этом, вначале посмотрим немое кино о сердце лягушки, и вы скажете, в чем необычность увиденного (включает видеоролик в беззвучном режиме). Фильм демонстрирует сердце лягушки, сокращающееся в чашке, вне организма. Ученики: смотрят фильм Учитель: Что вас удивило в этом ролике? Ученики: предполагаемый ответ: сердце сокращается вне тела лягушки. Учитель: А теперь ознакомьтесь с историческим фактом, который имеет прямую связь с явлением, увиденным только что в фильме. Однажды Андрей Везалий (врач, основатель научной анатомии) вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце. Его обвинили в убийстве, хотя человек действительно был мертв, и приговорили к смерти. Потом смертный приговор заменили паломничеством в Палестину, во время которого он умер. Сейчас бы этот факт никого бы не удивил, потому что известно - сердце может работать автоматически при поступлении в него питательных веществ и кислорода. Слайд №19 (1 мин.) Учитель: Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Включает видеоролик «Автоматизм сердца». Ученики: записывают термин и смотрят фильм. Слайд №20. (1,5 мин) Учитель: А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту, в ходе которого мы убедились, что ритм сокращения сердца может меняться. В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно? Ученики: предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее. Учитель: А можем ли мы приказать сердцу, как работать? Правильно. Есть даже крылатое выражение «Сердцу не прикажешь». Работа сердца регулируется самим организмом двумя путями: путем нервной и гуморальной регуляции. Объяснение в режиме анимации. Слайд №21. (5 мин) Учитель: Мы выяснили, что на работу сердца влияют различные факторы. Ребята, перед вами рисунки, которые их отображают. Следующее задание заключается в следующем: По ним сформулируйте и запишите для себя правила, соблюдение которых позволит вам сохранить и укрепить работоспособность вашего сердца. Обратите внимание на % влияния этих факторов на сердце. Можно разработать правила, опираясь на уже имеющиеся у вас знания. Ученики: формулируют правила. Слайд № 22. (1 мин) Учитель: А теперь зачитаем эти правила. Ученики: по очереди произносят правила. Учитель: А теперь сравните свои правила с теми рекомендациями, которые разработали ученые-медики, для профилактики сердечных заболеваний:
Теперь снова оцените свою работу по 5-балльной шкале и передайте мне свои карточки. Ученики: передают работы учителю Слайд № 23. (1 мин) Учитель: Ребята, настало время подвести итоги урока. Для начала я бы хотела, чтобы вы кратко высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте одним предложением Мне было интересно больше всего… Мне запомнилось больше всего… Меня удивило больше всего… Я испытал затруднения, когда… Я хотел бы еще узнать… Полученные знания я смогу применить с целью… Слайд № 24. (0,5 мин) А теперь «постреляем» в Рефлексивную «мишень». Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 - соответственное количество пальцев. Слайд № 25. (0,5 мин) Учитель: Запишите пожалуйста домашнее задание
2)** Из ресурсов Интернет, литературных источников подготовить сообщение по темам:
3) ***Выполнить письменно задания на стр.114 (обозначены восклицательным знаком) ПРИМЕЧАНИЕ: *- на «3» (запоминание и воспроизведение) **- на «4» (поиск и обработка информации, подготовка сообщения) ***- на «5» (анализ информации, решение проблемы) Слайд № 26. И в заключение давайте вместе составим синквейн на слово СЕРДЦЕ. Стих из 5 строчек: 1- существительное (объект) 2-два прилагательных 3- три глагола 4- фраза из нескольких слов (емко и кратко отражает объект) 5- слово –резюме (обобщает, передает отношение, значение) 1- СЕРДЦЕ 2- 3- 4- 5- Слайд № 27. Учитель: Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Работа каждого из вас заслуживает высокой оценки. Хочется пожелать, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой и любовью, чутко относились к окружающим, щадили сердца своих близких и конечно свое сердце! IV. Сердечный цикл. Проблема. Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки. Сердце перекачивает за сутки 10 тонн крови. Суточная работа сердца 170000 = железнодорожный вагон 1 м. В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности? Выдвижение гипотез. Почему не наступает утомление? Высокий уровень обмена веществ 10% крови по венечной артерии. – ритмичность. В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идёт в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:
Познанье - сердца яркий свет, защита от житейских бед. |
Конспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа... Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,... | Конспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца» Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов | ||
Конспект урока строение и работа сердца. Круги кровообращения (Тема... Базовый учебник: Биология. Человека. 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин 3-е.,стереотип.... | Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | ||
Урок по теме: "Строение и работа сердца" По рисункам на доске показать, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения? | Конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина... План конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина Г. Н., Кгбоу дпо хк иро | ||
Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Конспект урока Тема урока Обобщение по теме «Строение атома» Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока | ||
Конспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.... Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов» | ||
Конспект урока в технологии деятельностного метода Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Конспект урока физики в 7 классе Тема: Строение вещества. Молекулы.... Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение... | ||
Домашнее задание по биологии Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях. Рабочая тетрадь. Задание №80 -102 | Урок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система» Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:... | ||
Конспект урока по химии в 9 классе по теме: «Водород» Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение | Тематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы Развитие физиологии кровообращения. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Строение сердца и сосудов у плода.... |