Приложение А
Спецификация
интерактивных образовательных модулей Содержание
Введение и основные определения
Интерактивный образовательный модуль (ИОМ) – это электронный информационный ресурс, имеющий предметное содержимое, обладающий развитой интерактивностью и реализованный на основе модульной архитектуры образовательных объектов. Под электронным образовательным ресурсом (ЭОР) в дальнейшем понимается совокупность ИОМ, частично или полностью покрывающих предметную область (учебный предмет, курс, дисциплину).
В рамках настоящей Спецификации, по целевому назначению ЭОР подразделяются на :
ЭОР учебно-методического назначения (характера) – образовательный ресурс, предметной областью которого является предмет, курс или дисциплина общего или профессионального образования;
ЭОР социокультурного назначения (характера) – образовательный ресурс, предметной областью которого является тематика междисциплинарного характера, решающая культурно-познавательные, духовно-просветительские или воспитательные задачи.
ИОМ учебно-методического назначения ориентированы на использование в Интернет-технологиях электронного обучения в сопряжении с системой управления учебным процессом (СУУП).
Данная спецификация определяет требования к разрабатываемым ИОМ, их типологию и взаимосвязь с элементами информационно-образовательной среды. ИОМ призваны дополнить традиционные материалы учебно-методического и социокультурного характера для работы в аудитории и дома, обеспечив более глубокое погружение в образовательный процесс благодаря современным интерактивным и мультимедийным технологиям.
В информационно-образовательных средах ИОМ распространяются в виде стандартных дистрибутивных пакетов – ZIP-архивов, имеющих определенную структуру и формат, рассмотренные ниже.
ИОМ подразделяются на 3 типа:
информационный (И) тип соответствует задаче передачи информации, является аналогом лекторского материала с иллюстрациями;
практический (П) тип соответствует задаче закрепления знаний, выработки умений и навыков, является аналогом лабораторных и практических работ;
контрольный (К) тип соответствует задаче контроля приобретённых знаний, умений и навыков, является аналогом контрольной работы или аттестационного задания.
Тематический (предметный) классификатор ЭОР — построенный на иерархическом методе классификации, систематизированный перечень изучаемых сегментов предметной области.
С точки зрения содержательного охвата, каждый ИОМ соответствует определенному тематическому элементу. Одному тематическому элементу в ЭОР учебно-методического характера соответствуют ИОМ трех типов - И, П и К. В социокультурных ЭОР могут отсутствовать модули контрольного типа, в таких случаях охват тематического элемента обеспечивают ИОМ двух типов – И и П. В случае методической обоснованности, допускается разработка ИОМ П и К типа для более высоких уровней иерархии предметного классификатора.
Вариативами называются ИОМ одного типа, имеющие значительные отличия контента и посвящённые одному и тому же тематическому элементу. Необходимость создания вариативов определяется заданием на выполнение работ по государственному контракту.
Каждый ИОМ технически автономен: он может использоваться самостоятельно, независимо от других ИОМ. Технологически ИОМ представляет собой набор файлов, воспроизводимых в web-браузере как единый, логически связанный ресурс.
К числу основных показателей качества ИОМ относятся: содержательные характеристики ИОМ, интерактивность, мультимедийность и модифицируемость:
Содержательные характеристики – свойства, определяющие качество, достаточность и методическую проработанность представленного учебного материала.
Интерактивность – свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами ИОМ.
Мультимедийность – свойство, определяющее количество и качество форм представления информации, используемых в ИОМ.
Модифицируемость – свойство, определяющее возможность и сложность внесения изменений в содержание и реализацию ИОМ.
Для реализации обратной связи, обеспечивающей представление в SCORM-совместимую СУУП информации о результатах работы учащихся, в учебно-методических ИОМ осуществляется формирование результирующих данных – набора параметров модели SCORM RTE [1], отражающих результаты работы пользователя с ИОМ. Формирование таких данных необходимо в ИОМ всех типов. Для ИОМ социокультурного характера формирование результирующих данных и поддержка интерфейса с СУУП не требуется.
Сценарий (сценарный план) ИОМ – содержательная и технологическая схема, по которой создаётся ИОМ.
ИОМ выполняются в клиентской вычислительной системе с помощью стандартного web-браузера с установленными программами его расширения. Запуск и управление работой ИОМ осуществляет SCORM-совместимая СУУП [1]. Также предусматривается возможность запуска ИОМ иными программными средствами (например, программой-органайзером учебного процесса) или вручную путем загрузки в web-браузер физического ресурса, служащего точкой входа в ИОМ. Архитектура ЭОР
Количество ИОМ, которые требуется разработать, задаются в тексте государственного заказа. Также в тексте государственного заказа могут быть уточнены распределение ИОМ по типам, необходимость и количество вариативов, а также требования к соответствию ИОМ тематическим элементам.
Типология ИОМ Основные элементы ИОМ информационного типа – текстовая информация, изображения, аудио- и видеоматериалы, трехмерные объекты, представленные способом, обеспечивающим наилучшее восприятие и усвоение информации у целевой аудитории ИОМ.
ИОМ практического типа служат средствами формирования и закрепления умений и навыков на основе моделирования изучаемой предметной области или среды.
ИОМ контрольного типа реализуют разнообразные формы для контроля знаний, умений, навыков и других компетенций в виде тестов, полей ввода, установки соответствия и других средств, соответствующих задаче оценки.
Концепция ЭОР Концепция отражает следующие характеристики разрабатываемого ЭОР:
определение, обоснование выбора и описание сегмента тематической области;
полный тематический (предметный) классификатор;
количество ИОМ каждого типа и их распределение по тематическому классификатору;
определение, обоснование выбора и описание методов представления информации, изучаемых объектов и процессов, отвечающих целям и задачам данного ЭОР;
определение, обоснование выбора и описание использования результирующих данных работы с ИОМ;
обоснование подходов и выбор решений для удовлетворения специальных требований к ЭОР (если таковые определены техническим заданием).
Определение, обоснование выбора и описание сегмента тематической области Общие информационные направления, требующие покрытия с помощью ЭОР, указаны в государственном заказе, в данном разделе концепции требуется конкретизировать границы предметной области, в которой будет разрабатываться ЭОР. Понятно, что ни один ресурс не может охватить предметную область целиком, поэтому четкое определение границ имеет большое значение для позиционирования текущей и будущих разработок. Для учебных ЭОР следует воспользоваться существующими в рассматриваемой области государственными образовательными стандартами, либо профессиональными учебными стандартами/планами, принятыми в отрасли.
Для социокультурных ЭОР следует сформировать список основополагающих тематических изданий и на основе изучения данных материалов определить содержательные рамки ЭОР.
Тематический (предметный) классификатор Второй задачей разработки концепции ЭОР является структуризация образовательного контента путем разработки тематического классификатора. За основу принимается иерархическая пятиуровневая схема, в которой формальными именами уровней являются: раздел / подраздел / тематический блок / тема / тематический элемент. На каждом уровне вложенности – от первого (раздел) до пятого (тематический элемент) – количество классов (рубрик) не ограничивается. В обоснованных случаях, на отдельных графах, допускается изменение глубины вложенности классификатора.
Последнему уровню тематического классификатора присваивается формальное имя «тематический элемент», когда все содержание соответствующего класса может быть полноценно представлено в одном информационном модуле. ИОМ могут быть привязаны не только к тематическому элементу, но и к теме или целому разделу тематического классификатора, в случае если создание модулей таких типов по одному тематическому элементу не является целесообразным.
При разработке тематического классификатора для учебных ЭОР следует опираться на государственные образовательные стандарты, либо профессиональные учебные стандарты/планы, принятые в отрасли, если последние существуют в рамках рассматриваемой темы.
С учетом изложенных требований в концепции ЭОР приводится разработанный тематический классификатор с обоснованием выбора уровней для тематических элементов. Обоснование проводится на примерах трёх тематических элементов из разных разделов (подразделов) классификатора. В каждом приведённом примере, исходя из формулировки тематического элемента, должны быть предложены сценарные планы ИОМ И-, П- и К-типов.
Разработчик должен представить тематический классификатор ЭОР в электронном виде в формате RTF и в XML-формате IMS VDEX (Vocabulary Definition Exchange). Все ИОМ, входящие в ЭОР, должны быть классифицированы по данному тематическому классификатору. Определение, обоснование выбора и описание методологии предоставления информации и перечня технологических приёмов, которые будут использованы для их реализации
В данном разделе концепции требуется на основании анализа возможных методов представления информации и образовательных задач, поставленных перед разработкой ЭОР, выбрать и аргументировать наиболее подходящие. Анализ должен производиться квалифицированными специалистами - педагогами, методистами, представителями образовательных учреждений. Определение, обоснование выбора и описание использования результирующих данных работы с ИОМ
По каждому учебно-методическому ИОМ требуется формирование результирующих данных модели SCORM RTE для передачи в SCORM-совместимую СУУП.
Для определения перечня необходимых параметров, которые будут использоваться в процессе последующей разработки ИОМ, требуется провести анализ существующих элементов модели данных SCORM RTE, подходящих для использования в рамках разрабатываемого ЭОР.
Отобранные и рассчитанные параметры должны предоставлять в SCORM-совместимую СУУП информацию о степени освоения учебного материала для ИОМ И-типа, о результатах прохождения испытаний для контрольных и практических модулей.
Обоснование подходов и выбор решений для удовлетворения специальных требований к ЭОР (если таковые определены техническим заданием)
Как правило, Заданием на выполнение работ (Техническим заданием) и/или отдельным приложением к контракту определяется специфика применения данного ресурса и указывается ряд соответствующих требований. Например, ЭОР может предназначаться для учащихся с определенными ограничениями (по слуху/зрению), для инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, и других специальных категорий учащихся. Проект может быть посвящен созданию вариативов или направлен на расширение охвата предметной области, тогда специальные требования состоят в привязке к имеющимся ресурсам.
Сценарный план ИОМ
Создание ИОМ предваряет разработка его сценарного плана. По существу это единственный сопроводительный документ ИОМ, предназначенный для использования как разработчиком, так и заказчиком.
Сценарий включает в себя следующие данные по каждому ИОМ:
имя файла, название модуля;
расположение ИОМ в тематическом классификаторе ЭОР;
тип ИОМ;
количество сцен (страниц);
краткое описание содержания модуля;
определение образовательных целей и задач;
описание и обоснование содержательности;
описание и обоснование методологических приёмов подачи и контроля информации, используемых в ИОМ в целом;
перечень форматов файлов, используемых в модуле;
описание, интерпретацию и обоснование параметров модели SCORM RTE, отображающих результаты работы с модулем;
значения уровней интерактивности и мультимедийности,
описание контента, форм представления информации и приведение графических схем используемых интерфейсов,
описание методов взаимодействия пользователя с контентом,
описание алгоритма верного прохождения тестовых заданий для модулей, имеющих такие задания,
указание необходимого для воспроизведения программного окружения (плагинов к браузеру).
Форма сценарного плана является приложением к спецификации.
Технологические требования к функционированию ИОМ
Минимальная аппаратная комплектация компьютера Фактические требования к аппаратной комплектации для успешного и комфортного воспроизведения ИОМ зависят от установленной операционной системы, используемого браузера и технологической сложности компонентов ИОМ.
Содержимое ИОМ должно воспроизводится в клиентской вычислительной среде, основанной на следующей минимальный аппаратной конфигурации компьютера:
производительность процессора – не ниже AMD Athlon XP 1800+ или Intel Pentium IV 1.7 ГГц;
объем оперативной памяти – не менее 512 Мбайт;
объем памяти видеокарты – не менее 64 Мбайт (может быть частью оперативной памяти);
разрешение монитора – не ниже 1024 х 768, глубина цвета – не ниже 24 бита;
наличие звуковой подсистемы в стандарте AC’97.
Поддерживаемые операционные системы Содержимое ИОМ должно воспроизводиться в клиентской вычислительной среде в web-браузере под управлением следующих 32-разрядных операционных систем (ОС):
MS Windows XP SP3 (далее – XP);
MS Windows Vista SP2 (далее – Vista);
MS Windows 7;
Apple MacOS X 10.6.2 (далее – MacOS);
Ubuntu 10.04 (далее – Ubuntu) ;
Альт Линукс 5.0.1 Школьный Юниор (далее – AltLinux).
Далее под термином «операционная система» понимается любая ОС из этого списка.
Поддерживаемые браузеры и плагины1 Содержимое ИОМ должно воспроизводиться следующими web-браузерами:
- MS Internet Explorer 8 и выше (далее – IE);
- Mozilla Firefox 3.5 и выше (далее – Firefox).
Далее в документе под термином «браузер» понимается любой из названных браузеров.
Содержимое ИОМ должен отображаться единообразно2 при использовании различных сочетаний браузеров и операционных систем.
Для каждого из браузеров определены допустимые плагины, поддерживающие воспроизведение интерактивных и мультимедийных компонентов различных типов. Установленные ниже конфигурации используются при тестировании и приёмке ИОМ.
Знак «+» в таблице означает наличие встроенной в браузер поддержки формата, «-» – отсутствие поддержи как встроенными средствами, так и средствами плагинов.
|