Спецификация интерактивных образовательных модулей





НазваниеСпецификация интерактивных образовательных модулей
страница1/6
Дата публикации12.09.2014
Размер0.73 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Приложение А

Спецификация

интерактивных образовательных модулей
Содержание



Введение и основные определения

Интерактивный образовательный модуль (ИОМ) – это электронный информационный ресурс, имеющий предметное содержимое, обладающий развитой интерактивностью и реализованный на основе модульной архитектуры образовательных объектов. Под электронным образовательным ресурсом (ЭОР) в дальнейшем понимается совокупность ИОМ, частично или полностью покрывающих предметную область (учебный предмет, курс, дисциплину).

В рамках настоящей Спецификации, по целевому назначению ЭОР подразделяются на :

ЭОР учебно-методического назначения (характера) – образовательный ресурс, предметной областью которого является предмет, курс или дисциплина общего или профессионального образования;

ЭОР социокультурного назначения (характера) – образовательный ресурс, предметной областью которого является тематика междисциплинарного характера, решающая культурно-познавательные, духовно-просветительские или воспитательные задачи.

ИОМ учебно-методического назначения ориентированы на использование в Интернет-технологиях электронного обучения в сопряжении с системой управления учебным процессом (СУУП).

Данная спецификация определяет требования к разрабатываемым ИОМ, их типологию и взаимосвязь с элементами информационно-образовательной среды. ИОМ призваны дополнить традиционные материалы учебно-методического и социокультурного характера для работы в аудитории и дома, обеспечив более глубокое погружение в образовательный процесс благодаря современным интерактивным и мультимедийным технологиям.

В информационно-образовательных средах ИОМ распространяются в виде стандартных дистрибутивных пакетов – ZIP-архивов, имеющих определенную структуру и формат, рассмотренные ниже.

ИОМ подразделяются на 3 типа:

  • информационный (И) тип соответствует задаче передачи информации, является аналогом лекторского материала с иллюстрациями;

  • практический (П) тип соответствует задаче закрепления знаний, выработки умений и навыков, является аналогом лабораторных и практических работ;

  • контрольный (К) тип соответствует задаче контроля приобретённых знаний, умений и навыков, является аналогом контрольной работы или аттестационного задания.

Тематический (предметный) классификатор ЭОР — построенный на иерархическом методе классификации, систематизированный перечень изучаемых сегментов предметной области.

С точки зрения содержательного охвата, каждый ИОМ соответствует определенному тематическому элементу. Одному тематическому элементу в ЭОР учебно-методического характера соответствуют ИОМ трех типов - И, П и К. В социокультурных ЭОР могут отсутствовать модули контрольного типа, в таких случаях охват тематического элемента обеспечивают ИОМ двух типов – И и П. В случае методической обоснованности, допускается разработка ИОМ П и К типа для более высоких уровней иерархии предметного классификатора.

Вариативами называются ИОМ одного типа, имеющие значительные отличия контента и посвящённые одному и тому же тематическому элементу. Необходимость создания вариативов определяется заданием на выполнение работ по государственному контракту.

Каждый ИОМ технически автономен: он может использоваться самостоятельно, независимо от других ИОМ. Технологически ИОМ представляет собой набор файлов, воспроизводимых в web-браузере как единый, логически связанный ресурс.

К числу основных показателей качества ИОМ относятся: содержательные характеристики ИОМ, интерактивность, мультимедийность и модифицируемость:

  • Содержательные характеристики – свойства, определяющие качество, достаточность и методическую проработанность представленного учебного материала.

  • Интерактивность – свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами ИОМ.

  • Мультимедийность – свойство, определяющее количество и качество форм представления информации, используемых в ИОМ.

  • Модифицируемость – свойство, определяющее возможность и сложность внесения изменений в содержание и реализацию ИОМ.

Для реализации обратной связи, обеспечивающей представление в SCORM-совместимую СУУП информации о результатах работы учащихся, в учебно-методических ИОМ осуществляется формирование результирующих данных – набора параметров модели SCORM RTE [1], отражающих результаты работы пользователя с ИОМ. Формирование таких данных необходимо в ИОМ всех типов. Для ИОМ социокультурного характера формирование результирующих данных и поддержка интерфейса с СУУП не требуется.

Сценарий (сценарный план) ИОМ – содержательная и технологическая схема, по которой создаётся ИОМ.

ИОМ выполняются в клиентской вычислительной системе с помощью стандартного web-браузера с установленными программами его расширения. Запуск и управление работой ИОМ осуществляет SCORM-совместимая СУУП [1]. Также предусматривается возможность запуска ИОМ иными программными средствами (например, программой-органайзером учебного процесса) или вручную путем загрузки в web-браузер физического ресурса, служащего точкой входа в ИОМ.
Архитектура ЭОР

Количество ИОМ, которые требуется разработать, задаются в тексте государственного заказа. Также в тексте государственного заказа могут быть уточнены распределение ИОМ по типам, необходимость и количество вариативов, а также требования к соответствию ИОМ тематическим элементам.

Типология ИОМ
Основные элементы ИОМ информационного типа – текстовая информация, изображения, аудио- и видеоматериалы, трехмерные объекты, представленные способом, обеспечивающим наилучшее восприятие и усвоение информации у целевой аудитории ИОМ.

ИОМ практического типа служат средствами формирования и закрепления умений и навыков на основе моделирования изучаемой предметной области или среды.

ИОМ контрольного типа реализуют разнообразные формы для контроля знаний, умений, навыков и других компетенций в виде тестов, полей ввода, установки соответствия и других средств, соответствующих задаче оценки.

Концепция ЭОР
Концепция отражает следующие характеристики разрабатываемого ЭОР:

  • определение, обоснование выбора и описание сегмента тематической области;

  • полный тематический (предметный) классификатор;

  • количество ИОМ каждого типа и их распределение по тематическому классификатору;

  • определение, обоснование выбора и описание методов представления информации, изучаемых объектов и процессов, отвечающих целям и задачам данного ЭОР;

  • определение, обоснование выбора и описание использования результирующих данных работы с ИОМ;

  • обоснование подходов и выбор решений для удовлетворения специальных требований к ЭОР (если таковые определены техническим заданием).

Определение, обоснование выбора и описание сегмента тематической области
Общие информационные направления, требующие покрытия с помощью ЭОР, указаны в государственном заказе, в данном разделе концепции требуется конкретизировать границы предметной области, в которой будет разрабатываться ЭОР. Понятно, что ни один ресурс не может охватить предметную область целиком, поэтому четкое определение границ имеет большое значение для позиционирования текущей и будущих разработок. Для учебных ЭОР следует воспользоваться существующими в рассматриваемой области государственными образовательными стандартами, либо профессиональными учебными стандартами/планами, принятыми в отрасли.

Для социокультурных ЭОР следует сформировать список основополагающих тематических изданий и на основе изучения данных материалов определить содержательные рамки ЭОР.

Тематический (предметный) классификатор
Второй задачей разработки концепции ЭОР является структуризация образовательного контента путем разработки тематического классификатора. За основу принимается иерархическая пятиуровневая схема, в которой формальными именами уровней являются: раздел / подраздел / тематический блок / тема / тематический элемент. На каждом уровне вложенности – от первого (раздел) до пятого (тематический элемент) – количество классов (рубрик) не ограничивается. В обоснованных случаях, на отдельных графах, допускается изменение глубины вложенности классификатора.

Последнему уровню тематического классификатора присваивается формальное имя «тематический элемент», когда все содержание соответствующего класса может быть полноценно представлено в одном информационном модуле. ИОМ могут быть привязаны не только к тематическому элементу, но и к теме или целому разделу тематического классификатора, в случае если создание модулей таких типов по одному тематическому элементу не является целесообразным.

При разработке тематического классификатора для учебных ЭОР следует опираться на государственные образовательные стандарты, либо профессиональные учебные стандарты/планы, принятые в отрасли, если последние существуют в рамках рассматриваемой темы.

С учетом изложенных требований в концепции ЭОР приводится разработанный тематический классификатор с обоснованием выбора уровней для тематических элементов. Обоснование проводится на примерах трёх тематических элементов из разных разделов (подразделов) классификатора. В каждом приведённом примере, исходя из формулировки тематического элемента, должны быть предложены сценарные планы ИОМ И-, П- и К-типов.

Разработчик должен представить тематический классификатор ЭОР в электронном виде в формате RTF и в XML-формате IMS VDEX (Vocabulary Definition Exchange). Все ИОМ, входящие в ЭОР, должны быть классифицированы по данному тематическому классификатору.
Определение, обоснование выбора и описание методологии предоставления информации и перечня технологических приёмов, которые будут использованы для их реализации



В данном разделе концепции требуется на основании анализа возможных методов представления информации и образовательных задач, поставленных перед разработкой ЭОР, выбрать и аргументировать наиболее подходящие. Анализ должен производиться квалифицированными специалистами - педагогами, методистами, представителями образовательных учреждений.
Определение, обоснование выбора и описание использования результирующих данных работы с ИОМ

По каждому учебно-методическому ИОМ требуется формирование результирующих данных модели SCORM RTE для передачи в SCORM-совместимую СУУП.

Для определения перечня необходимых параметров, которые будут использоваться в процессе последующей разработки ИОМ, требуется провести анализ существующих элементов модели данных SCORM RTE, подходящих для использования в рамках разрабатываемого ЭОР.

Отобранные и рассчитанные параметры должны предоставлять в SCORM-совместимую СУУП информацию о степени освоения учебного материала для ИОМ И-типа, о результатах прохождения испытаний для контрольных и практических модулей.

Обоснование подходов и выбор решений для удовлетворения специальных требований к ЭОР (если таковые определены техническим заданием)

Как правило, Заданием на выполнение работ (Техническим заданием) и/или отдельным приложением к контракту определяется специфика применения данного ресурса и указывается ряд соответствующих требований. Например, ЭОР может предназначаться для учащихся с определенными ограничениями (по слуху/зрению), для инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, и других специальных категорий учащихся. Проект может быть посвящен созданию вариативов или направлен на расширение охвата предметной области, тогда специальные требования состоят в привязке к имеющимся ресурсам.

Сценарный план ИОМ

Создание ИОМ предваряет разработка его сценарного плана. По существу это единственный сопроводительный документ ИОМ, предназначенный для использования как разработчиком, так и заказчиком.

Сценарий включает в себя следующие данные по каждому ИОМ:

  • имя файла, название модуля;

  • расположение ИОМ в тематическом классификаторе ЭОР;

  • тип ИОМ;

  • количество сцен (страниц);

  • краткое описание содержания модуля;

  • определение образовательных целей и задач;

  • описание и обоснование содержательности;

  • описание и обоснование методологических приёмов подачи и контроля информации, используемых в ИОМ в целом;

  • перечень форматов файлов, используемых в модуле;

  • описание, интерпретацию и обоснование параметров модели SCORM RTE, отображающих результаты работы с модулем;

  • значения уровней интерактивности и мультимедийности,

  • описание контента, форм представления информации и приведение графических схем используемых интерфейсов,

  • описание методов взаимодействия пользователя с контентом,

  • описание алгоритма верного прохождения тестовых заданий для модулей, имеющих такие задания,

  • указание необходимого для воспроизведения программного окружения (плагинов к браузеру).


Форма сценарного плана является приложением к спецификации.

Технологические требования к функционированию ИОМ

Минимальная аппаратная комплектация компьютера
Фактические требования к аппаратной комплектации для успешного и комфортного воспроизведения ИОМ зависят от установленной операционной системы, используемого браузера и технологической сложности компонентов ИОМ.

Содержимое ИОМ должно воспроизводится в клиентской вычислительной среде, основанной на следующей минимальный аппаратной конфигурации компьютера:

  1. производительность процессора – не ниже AMD Athlon XP 1800+ или Intel Pentium IV 1.7 ГГц;

  2. объем оперативной памяти – не менее 512 Мбайт;

  3. объем памяти видеокарты – не менее 64 Мбайт (может быть частью оперативной памяти);

  4. разрешение монитора – не ниже 1024 х 768, глубина цвета – не ниже 24 бита;

  5. наличие звуковой подсистемы в стандарте AC’97.

Поддерживаемые операционные системы
Содержимое ИОМ должно воспроизводиться в клиентской вычислительной среде в web-браузере под управлением следующих 32-разрядных операционных систем (ОС):

  • MS Windows XP SP3 (далее XP);

  • MS Windows Vista SP2 (далее Vista);

  • MS Windows 7;

  • Apple MacOS X 10.6.2 (далее MacOS);

  • Ubuntu 10.04 (далее – Ubuntu) ;

  • Альт Линукс 5.0.1 Школьный Юниор (далее – AltLinux).

Далее под термином «операционная система» понимается любая ОС из этого списка.

Поддерживаемые браузеры и плагины1
Содержимое ИОМ должно воспроизводиться следующими web-браузерами:

- MS Internet Explorer 8 и выше (далее IE);

- Mozilla Firefox 3.5 и выше (далее Firefox).

Далее в документе под термином «браузер» понимается любой из названных браузеров.

Содержимое ИОМ должен отображаться единообразно2 при использовании различных сочетаний браузеров и операционных систем.

Для каждого из браузеров определены допустимые плагины, поддерживающие воспроизведение интерактивных и мультимедийных компонентов различных типов. Установленные ниже конфигурации используются при тестировании и приёмке ИОМ.

Знак «+» в таблице означает наличие встроенной в браузер поддержки формата, «-» – отсутствие поддержи как встроенными средствами, так и средствами плагинов.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спецификация интерактивных образовательных модулей iconАнализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год
Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Спб, 2010г стр. 67-72....
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconМетодическое объединение иностранных языков Электив дисциплины Английский язык “
В интегрированных дидактических целях по каждому модулю даны профессиональные компетенции. Структура программы имеет модульное построение....
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconМетодическое объединение иностранных языков Электив дисциплины Английский язык “
В интегрированных дидактических целях по каждому модулю даны профессиональные компетенции. Структура программы имеет модульное построение....
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconБриф на btl-обслуживание: разработка стратегии и реализация программы...
Обслуживание – полный спектр услуг по разработке и реализации проектов в области интерактивных коммуникаций
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconИнтерактивных форм
Фгос впо) одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование в учебном процессе активных и...
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconРуководство пользователя сервиса предоставления информации об образовательных...
Сервис предоставления информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин...
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconФоо согласовано
Предложения по разработке дополнительных образовательных модулей в основные профессиональные образовательные программы спо
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconПреимущества интерактивных досок smart
В ряде стран они включены в государственные программы оснащения общеобразовательных школ (Англия, Мексика, Украина, др.). Доля интерактивных...
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconРазработка унифицированных функциональных модулей и исследование
...
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconИнструкция по настройке и публикации интерактивных аналитических отчетов
Настоящий документ содержит пошаговую инструкцию по настройке и публикации интерактивных аналитических отчетов для Автоматизированной...
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с понятием интерактивных форм на Web- страницах; Развивать умение использовать язык разметки текста, создавать Web- страницу,...
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Спецификация интерактивных образовательных модулей iconСпецификация

Спецификация интерактивных образовательных модулей iconРазработка унифицированных функциональных модулей и исследование
Этап 3 Описание и исследование классов модулей системы "ШкРоб-1" в рамках разработанной структурно-интерфейсной модели. Нахождение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск