План урока Вступление





Скачать 81.29 Kb.
НазваниеПлан урока Вступление
Дата публикации18.09.2014
Размер81.29 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Информатика > План урока
План урока

Вступление
Мы представляемся. Первым выходит Илья и начинает урок. Он говорит на фоне первого слайда презентации.

Илья: «Ребята, сегодня мы проведем урок естествознания, который мы целиком и полностью посвятим звуку. Во время нашего урока вы узнаете что такое звук и увидите многочисленные опыты. Благодаря звуку мы получаем 9% от всей иформации – кажется мало, но попробуйте представить мир без звука, сразу же станет намного тяжелее общаться, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры станет намного меньше интересно, чем со звуком.»

Основная часть

Выходит Даша. Она объясняет по презентации, что такое звук. Ученики записывают определения звука.

Даша: «Звук – это колебания или вибрации. Изучение звука – это отдел физики. Раньше его изучала философия, важнейшая из наук. Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах. Причиной звука являются вибрации (колебания) тел, который чаще всего не заметны для нас.

Источниками звука являются физические тела, которые колеблются (дрожат или вибрируют) с частотой 16-20000 раз в секунду. Звук распространяется во всех упругих телах, но не может распространяться в безвоздушном пространстве.

Скорость звука в различных средах неодинакова.

По презентации мы читаем про характеристики звука. Шестиклассники записывают.

Звуковые волны — это упругие продольные волны, которые, воздействуя на слуховой аппарат человека, вызывают определенные (слуховые) ощущения.

Частота звука – количество колебаний воздуха  за одну секунду. Частоту измеряют в герцах (Гц).

Амплитуда звуковой волны – половина разницы между самым высоким и самым низким значением плотности.

После этого Егор по презентации рассказывает про инфразвук и ультразвук.

Егор: « Всякое звучащее тело колеблется, но не всякое колеблющееся тело звучит. Человек слышит звуки от 20 до 20000 Гц. Звуки, ниже 20 Гц - это инфразвук.

Низкие звуки портят настроение и психику. Инструменты, издающие низкие звуки использовали военные для доведения врагов до самоубийства. Природные источники: шторм, землетрясение.

На заметку: Низкий звук слышат животные. Особенно медузы.

Ультразвук – это звук выше 20000 Гц. Ультразвук проходит через больные ткани и тем самым прогревает. Их используют врачи для излечения больных людей. Некоторые люди могут слышать высокие звуки, близкие к ультразвуку, а некоторые нет.

Затем Лёша выходит с маятником Ньютона. На фоне презентации он объясняет детям про необходимость среды для передачи звука и показывает это на маятнике. Дети подходят и смотрят.

Лёша: «Для передачи звука нужен источник, упругая среда и приемник. Как же распространяется звук с помощью среды? Представьте автобус в час пик – если вы толкнете 1 человека он толкнет 2их, те 2 других 4х и т.д. Маятник Ньютона отображает это. Если запустить один шарик, шарик с другой стороны полетит вверх, потому что те шарики между ними передали ему энергию. Также распространяется и звук в упругой среде. 1 молекула толкнет несколько других, они еще несколько других и т.д. Поэтому без среды передача звука невозможна.»

Потом Петя говорит про источники звука. Он показывает опыт с камертоном и бусиной и объясняет это. По презентации он говорит про резонатор камертона. Он бьет по камертону и дает детям подставить руку к резонатору, чтобы немного почувствовать вибрации.

Петя: «Источники звука – это колеблющиеся с определённой частотой тела. Их колебания передаются по среде к приемнику и их можно не только услышать, но и почувствовать. Давайте проведем опыт. Возьмем камертон, и подвесим рядом бусину. Теперь если ударить по нему, бусина будет отскакивать от звучащего камертона. Для усиления звука у камертона есть резонатор, благодаря нему мы можем почувствовать звуковые колебания. Теперь я сильно стукну по камертону, а вы сразу подставляйте руки к резонатору . Ну как, чувствуете? ()»

Затем Лёша с выходит самодельным телефоном и с Гошей демонстрируют его, читая по презентации, желающие подходят и пробуют сами.

Лёша: «я думаю, вы уже поняли, что для передачи звука нужены источник, среда и приёмник. Я хочу вам продемонстрировать ещё одну звуковую систему. Вы часто дома пользуетесь телефоном? А когда-нибудь пробовали сделать его сами? А мы сделали. Это наш самодельный телефон. Чтобы его сделать, вам надо взять два картонных стаканчика, проткнуть их донышки в центре, продеть сквозь них тонкий шнур. Чтобы было хорошо слышно, шнур должен быть натянут. Теперь один говорит в стакан, а другой приставит стаканчик к уху. Теперь попробуйте сами»

Даша Р. рассказывает про строение уха и указкой показывает на схеме. Потом другая Даша берет лист, вызывает кого-нибудь из класса, и проводит с ним опыт, одновременно рассказывая на фоне презентации.

Даша: «Источники и среды могут быть разными. Но приёмник у нас один – это наши уши. Давайте рассмотрим как устроен наш слуховой аппарат. Итак, ухо делится на 3 части. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Звуковые волны через ушную раковину по слуховому каналу наружного уха попадают на барабанную перепонку и приводят ее в колебательное движение. Эти колебания с помощью трех косточек – молоточка, наковальни стремечка, находящихся в среднем ухе, передаются во внутреннее ухо. Внутреннее ухо, самая существенная часть органа слуха, воспринимает колебания, которые посылает барабанная перепонка. Оно состоит из трех полукружных каналов (вестибулярный аппарат) и улитки. В улитке находится перепонка – основная мембрана. На ней расположены разветвления слухового нерва – 23 500 мельчайших волокон, которые проводят слуховое раздражени к коре головного мозга. Вот так мы слышим.

Даша: «Да, но от очень громкого звука может порваться барабанная перепонка. Например при взрыве. От ударной звуковой волны можно получить контузию. Чтобы этого не произошло надо всего – лишь открыть рот. В этом случае барабанная перепонка не лопнет, потому что звук будет давить на барабаннкую перепонку с обеих сторон. Ведь часть звуков к нам поступает через рот . Сейчас мы попробуем инсценировать эту ситуацию. Желающие принять участие? () Этот лист – барабанная перепонка. Я его держу, а ты бей по нему. () Бедная барабанная перепонка . Ничего, сейчас возьмем другую, только теперь попробуй ударить двумя руками с разных сторон. Ну вот, барабанная перепонка осталась цела. Кстати еще это можно использовать на уроке. Если сильный поток информации, просто открой рот.»

Снова выходит Петя, на этот раз с фонографом. Он рассказывает про него по презентации и демонстрирует публике, как с его помощью записывать звук.

Петя: «С древних времен люди пытались записывать звуки. Это сейчас у нас можно слушать музыку в хорошем качестве на телефоне. А раньше изобретали много думали над этой проблемой. Леон Эскотт был один из них. Он хотел записать звук, для этого он закоптил бумагу и иглой записал звуковые колебания. Потом вместо бумаги начали использовать воск, а потом появился фонограф. Люди говорили в рупор, валек вращался игла врезалась в воск и оставляла дорожки, таким образом записывая звук. Затем придумали пластинки. А чтобы воспроизводить звук, изобрели граммофон, такой же конструкции, но действующий в обратном направлении. Мы же практически воспроизвели древний фонограф. Правда вместо рупора, у нас будет камертон. Сейчас мы его и запишем.»

Потом Гоша запускает свою программу и рассказывает про неё, затем вызывает любого желающего из класса и записывает одну и ту же фразу, сказанную разными голосами и объясняет про идентификацию голоса.

«Раньше люди умели только записывать и воспроизводить звуки. Наверняка кто-нибудь из вас задумывался: а как еще можно использовать звук? Некоторые структуры (полиция, разные компании и т.д.) используют звук для идентификации голоса людей, которых подозревают в нанесении вреда. Фишка идентификации заключается в том, что теоретически как бы человек свой голос не менял, амплитуда колебания волны на диаграмме (если по-простому, то самые верхний и нижний показатели частоты звука) меняться не будет. Но, чтобы увидеть звук, его надо записать, а для этого нужна специальная программа. К счастью, у нас есть одна из них. Она называется wavosaur. Итак сейчас мы наглядно продемонстрируем, идентификацию звука. () Это показывает, что как бы человек не изменял свой голос его все равно можно по нему вычислить, так вычисляют, к примеру, телефонных хулиганов, поэтому, дети, не звоните в аэропорт со словами «у вас бомба!». Вообще, с этой программой можно устроить много интересного: вырезать из песни понравившийся кусочек и поставить его на рингтон, увеличить громкость какого-то фрагмента либо всей песни. Кроме того можно добавить различные звуковые эффекты, сделав тем самым прослушивание музыки более динамичным. Я вам всё это показывать не буду, потому что это долго и муторно. Вообще у звука множество использований, но, ни одного такого, же интересного как идентификация я не нашёл. А сейчас мы проведём викторину «Угадай кто?»»

Егор по презентации читает про трубку Кундта, показывает фотографии и объясняет принцип действия.

Егор: «А сейчас у нас рубрика «Видимый звук» Мы все ежедневно слышим звук, но никто его не видел. Мы расскажем вам про трубку Кундта. Но что же это такое? Трубка Кундта является простым приспособлением для демонстрации стоячих звуковых волн. Стоячие волны – это волны, образующиеся при столкновении первоначальной волны и волны, отраженной от преграды. Трубка Кундта представляет собой длинную стеклянную трубку, в которой насыпано немного легкого порошка. Один конец трубки запаян, в другом с помощью пробки укреплен свисток. Если свистнуть, то пыль расположится аккуратными кучками вдоль трубки. Такое распределение обусловлено стоячими звуковыми волнами. В трубе движется воздух, и при достаточно быстром его движении образуются парные вихревые потоки, то есть стоячие волны, которые заставляют частицы подниматься. На фотографиях видна тонкая структура распределения частиц.»

Илья приносит свои опыты, начинает их показывать и объяснять.

Илья: «Продолжаем рубрику «видимый звук». Как же еще мы можем увидеть звук? Для этой цели есть даже специальная наука по визуализации звука – киматика. Что бы вы увидели звук мы проведем 2 опыта. В моих опытах вы увидите, как звук воздействует на разные вещества. Для первого опыта возьмем крахмал, воду, подготовленный динамик, усилитель и генератор, емкость для смешивания, ложка. Выливаем на динамик смесь крахмала и воды и вставляем 27Гц. А сейчас будет самое интересное! () В первом опыте мы наблюдали, как низкие звуки воздействуют на смесь крахмала и воды. Для второго опыта нам понадобится металлическая пластина, манка, подготовленный динамик, усилитель, генератор. Мы установили пластину над динамиком, насыпали манку и выставляем 867Гц. Теперь смотрим, как отреагирует манка. ()»

Завершение урока

После этого мы раздаем листы с викторинами.* Собираем их после звонка.

Викторина:

1 вопрос - когда пилот сидит в кабине сверхзвукового самолёта, слышит ли он шум двигателя? Ответ - Да, он слышит его благодаря металлической среде.

2 вопрос - Герой одного из рассказов О.Генри ударил поросенка с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был бы лететь поросёнок, чтобы описанный случай произошёл в действительности?

Ответ – со скоростью 330 м/c

3 вопрос - Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия? Ответ - Они способны проводить ультразвуковую эхолокацию.

4 вопрос - Если в стеклянный колокол поместить будильник и выкачать оттуда воздух, то звук становится слабее и слабее, и наконец прекращается. Почему?

Ответ - Для того чтобы распространялся звук, необходимо, чтобы существовала упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.

5 вопрос - Кто в полете чаще машет крыльями: шмель или комар?

Ответ - Комар. Его «голос» более высокий, а значит частота взмахов крыльями больше.

6 вопрос – Какой звук громче: частотой 40 Гц или 400 Гц?

Ответ - Громкость звука зависит от амплитуды колебаний, а не от частоты.

7 вопрос - Игрушечный телефон состоит из двух коробок, соединенных натянутой нитью. Такое устройство позволяет переговариваться на расстоянии десятков метров. Объясните явление.

Ответ - Звуковые волны являются продольными и распространяются во всех средах. Колебания воздуха в коробочке передаются частичкам нити и звуковая волна распространяется.

8 вопрос (дополнительный) - Если провести влажным пальцем по краю бокала, получается звук. Почему?

Ответ - При движении пальца по бокалу, кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности, и бокал начинает вибрировать. Эти вибрации передаются воздуху, находящемуся внутри, что воспринимается ухом как звук.

*Результаты викторины 6а класса вы можете посмотреть в нашем списке продуктов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока Вступление iconУрок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение...
Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной...
План урока Вступление iconКонспект урока. Вступление учителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
План урока Вступление iconПлан 1-2 Вступление. 2-5 Запасы нефти в мире. 5-10 Добыча и потребление нефти
Нефтяная промышленность сегодня это крупный хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям
План урока Вступление iconПлан: стр. Вступление 3 Начало царствования Николая II 4 «Бессмысленные мечтания» либералов 4
Человечество всегда будет мучить вопрос: Что же произошло в России в семнадцатом? Является ли Николай II виновником или жертвой?
План урока Вступление iconПлан. Вступление. Основная часть. Биография Пифагора. Учение о числах...
«Среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью…»
План урока Вступление iconПлан вступление. Свадебный обычай в истории. Домашние обряды русского народа
Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически,...
План урока Вступление iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План урока Вступление iconУрока Вступление
Сегодня на уроке, используя ранее изученный материал по изопроцессам, нам предстоит познакомиться с ещё одним процессом изменения...
План урока Вступление iconПлан работы школьного музея. I. Вступление
Вся деятельность школьного музея направлена на обогащение воспитанников эмоциональным и нравственным опытом. Прежде всего дать детям...
План урока Вступление iconПлан вступление (понятие возраст). Возрастные кризисы. 1 Кризис одного года. 2 Кризис трёх лет
Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно...
План урока Вступление iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План урока Вступление iconПлан урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм...
План урока Вступление iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План урока Вступление iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План урока Вступление iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План урока Вступление iconПлан: Вступление. Основная часть. Определение лидерства. Отличие...
Кажется, это утверждение верно и по отношению к делу Божьему. Если это действительно так, то мы нуждаемся в осмыслении причин, которые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск