Конспект урока. Вступление учителя





Скачать 123.63 Kb.
НазваниеКонспект урока. Вступление учителя
Дата публикации05.10.2013
Размер123.63 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Внеклассное мероприятие по теме: « Вода – ты сама жизнь!»

Конспект урока.

Вступление учителя.

Здравствуйте, дети, учителя и уважаемые гости!

Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: « Вода – сама жизнь».

Целью нашего занятия будет доказать, что вода – самое распространенное вещество на Земле, требующая особой охраны.
Характеристика воды на планете.

Цели занятия:

  • Ознакомить со значением экологически чистой воды в жизни человека.

  • Рассмотреть причины загрязнения воды.

  • Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды.

  • Показать, что защита воды – это дело каждого!

  • Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта мира, проекты учащихся, подноси на нем: - штатив с фарфоровой чашкой, горелка, спички, пробирки, мерный стаканчик, чистый лист бумаги, кипячёная вода , цилиндр, воронка, фильтровальная бумага, образцы питьевой воды из сёл нашего поселения.

План урока.

1. Значение воды для жизнедеятельности живых существ.

2. Роль воды в жизни человека.

3. Пресная вода – дефицитный ресурс.

4. Возможны ли водные воины?

5. Практическая работа: Определение качества питьевой воды.
Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело – огромные просторы морей и океанов, водопады, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам бьющие из- за земли. От этих красот у любого захватит дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря или реки, дождь или снег, каковы свойства воды, предстающей в таком разнообразном виде. Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. Даже о капле воды написано множество страниц. А учёные по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?
Французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери ответил на этот вопрос так:
« Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете.»
Откуда взялась вода на нашей планете?

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда взялась вода. В зависимости от ответа на этот вопрос ученые разделились на два лагеря – сторонников метеоритного и сторонников « горячего» происхождения Земли. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – что расплавленным огненным шаром. Сторонники метеоритного происхождения говорят, что вода в виде льдистой или снегообразной массы входила в состав того самого метеорита, который стал прапрапрадедом Земли. Сторонники «горячего» происхождения утверждают, что вода выделялась как пот, из разогретого глубинного вещества (магмы) Земли в процессе его охлаждения и отвердения ( кристаллизации). Вода просочилась на поверхность и скапливалась в низинах – так постепенно образовывались моря и океаны. А потом, из –за того что Солнце неравномерно нагревало поверхность Земли, начался круговорот воды, появились реки и озера.
Посмотрите на модель нашей планеты – глобус. Чего на глобусе больше: суши или воды? ( Воды). Поэтому – то первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин назвал её голубой планетой, так как именно такой он увидел её из космоса.

Ребята, а где мы можем встретить воду в жизни?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде:

В лужи, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьётся.
Удивительно, не так ли?

В супе, чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И снежинке,

И в росинке.

Нам откликнется всегда

Океанская вода.
Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

А мы тоже знаем много интересного о воде.
- Тело новорожденного состоит из воды на 86%, старика – около 50%

- Человек может прожить без пищи 3-4 недели, а без воды лишь несколько дней.

- Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.

- Ежедневно человек выпивает 2,5 литров воды и 1,5 литра получает через кожу – душ, ванну.

- Основная часть мозга – вода. ( на самом деле – это солевой раствор).

- В клетках эмали зубов её 10 -15%.

- Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений, но её очень мало в клетках сухих семян или спорах растений и микроорганизмов, поэтому они могут храниться очень долго, пока опять не обводнятся в условиях, способствующих их прорастанию.
Ребята, а где человек использует воду? ( Заслушать ответы учащихся).

Все ваши ответы можно обобщить в виде схемы:




Мы видим, что в какую бы область деятельности человека мы бы не заглянули, везде ему необходима вода.

Возникает вопрос: человек знает, что он без воды не сможет прожить. А бережет ли он воду? А какую воду он использует больше: солёную или пресную? А знаете ли вы, что на пресную воду приходится 2,5% из общих запасов воды на Земле. Что же может быть источником пресной воды на Земле? ( Ледники, подземная вода, льды, вода болот, рек, озёр, атмосферная влага.)
Менее 1% мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число её потребителей постоянно растет. Последние исследования показали, что во всем мире цена на воду очень возросла. За последние 50 лет цены на нефть выросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд – в 100 раз, а на питьевую воду – в 1000раз.
Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды: ( г.Томск)
В быту:

* Чистка зубов под краном – 7л

* Слив воды в туалете – 20л

* Принятие душа в течение 6мин. – 100л

* Принятие ванны – 140л

* Мытье посуды под краном – 110л

* Стирка в стиральной машине – 230л

При выращивании 1 тонны с/х растений:

  • Пшеницы – 1,5 тыс.т

  • Риса – 7 тыс.т.

  • Хлопка – 10тыс.т.


При производстве 1 тонны промышленной продукции:


  • Угля – 2т

  • Нефти – 18т

  • Бумаги -200т

  • Никеля -800т

  • Вискозного шелка – 1500т


Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.

Было подсчитано, что к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих умеренную или серьезную нехватку воды.
А теперь давайте немного сузим рамки нашей сегодняшней беседы.

Какую воду пьют жители Кожевниковского района? Со слов начальника территориального отделения Роспотребнадзора по Шегарскому и Кожевниковскому районам А. М. Перетятько, качество питьевой воды в нашем районе оставляет желать лучшего. Каждую весну оно ухудшается. Обусловлено это тем, что в ряде случаев паводковые воды попадают в водосточные скважины. Зимой очистка и дезинфекция водобашен не проводится. Мы спросили, а что значит очистить и продезинфицировать башню?

Для этого необходимо открыть люк на башне, как минимум двум рабочим проникнуть внутрь, удалить со стенок и дна башни осадок, промыть внутреннюю поверхность и нанести на неё густой раствор хлорной извести. Водоохранная зона должна быть огорожена, благоустроена. Площадка скважины не должна пропускать талые воды, должен быть исключен свободный доступ к скважине.

Что касается качества воды, то анализы показывают превышение предельно допустимых концентраций по содержанию железа – в 10 -12 раз; по содержанию марганца – в 5 раз; а также идет превышение по содержанию солей аммония.

По органолептическим характеристикам ( запах, привкус, цветность, мутность) наша добытая вода соответствует нормативам. Но после прохождения по сети водоводов качество значительно снижается. Причина тому – изношенность сетей, им по 20 – 30 лет. О каком качестве воды может идти речь! Со слов А. М. Емельянова, главы Кожевниковского района, в районе вся относится к категории технической, питьевой воды нет. С другой стороны, в санитарных нормах и правилах записано, что к потребителям по сетям должна подаваться питьевая вода. Но как добиться, чтобы качество воды соответствовало требованиям? Многие наши жители мечтают о том, чтобы в их квартирах была бы хоть какая – то вода! Словом, проблема с качеством воды встает в полный рост.
А теперь давайте определим качество питьевой воды нашего Новопокровского поселения.

У вас на столе поднос и на нем:

- штатив с фарфоровой чашкой,

- горелка, спички, пробирка,

- мерный стаканчик, чистый лист бумаги,

- кипяченая вода, цилиндр, воронка,

- фильтровальная бумага,

-образцы питьевой воды из сел,

- дистиллированная вода.

Инструкция к работе.
Для оценки качества воды нам необходимо определить:

1. Цвет

2. Прозрачность и мутность

3. Запах

4. Количество растворенных примесей.

5. Вкус воды.
Инструктаж по ТБ - инструкция № 29,70.

1. Определение цветности воды.

Информация:

Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения – перегноя, который вымывается из почвы и придает окраску воде от желтой до коричневой. На цвет влияют соли железа. Зеленоватая окраска – из-за микроскопических водорослей, т.е. из-за перенасыщения водоема питательными веществами.
Задание.

Налить в пробирку исследуемую воду, посмотреть сбоку, сверху, определить в градусах цветность, сравнить с дистиллированной водой в другой пробирке, с данными в таблице.

Цвет питьевой воды не должен превышать 400 по данной шкале.

Сформулировать вывод.

Таблица №1. Определение цвета воды.

Цветность в 0

цвет сбоку

цвет сверху

0

не отмечен

не отмечен

20

не отмечен

очень слабый, желтоватый

40!!!

очень слабый, бледно –желтый

желтоватый

60

бледно –желтый

слабый, желтый

150

бледно –желтый

желтый

300

бледно -желтый

интенсивно -желтый


2. Определение прозрачности и мутности воды.

Информация.

Прозрачность и мутность воды определяется по её способности пропускать видимый свет. Степень прозрачности воды зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Вода с таким содержанием веществ, становится мутной.

Мутная вода плохо обеззараживается, в ней создаются благоприятные условия для сохранения и развития различных микроорганизмов. Взвешенные вещества уменьшают прозрачность воды, снижают интенсивность фотосинтеза. Разложение осевших частиц вызывает загрязнение.

Задание:

1) Налить в цилиндр с прозрачным дном исследуемой воды, сверху посмотреть через воду на чистый лист бумаги на расстоянии 4-5см.

Вода при этом может быть:

  • прозрачная

  • слегка замутненная

  • мутная

  • очень мутная

Сформулировать вывод.

2) Воду пропустить через бумажный фильтр, визуально оценить количество примесей, осевших на нём. Загрязненный фильтр высушить.

Сформулировать вывод.

3. Определение запаха.

Информация.

Любая вода имеет и запах. Он может быть различного характера и интенсивности:

  • болотный

  • землистый

  • рыбный

  • огуречный

  • аммиачный

Задание:

Налить исследуемую воду в пробирку, закрыть отверстие пальцем, взболтать, открыв, сразу понюхать.

По интенсивности запах может быть:

  • сильным

  • отчетливым

  • слабым

  • очень слабым

  • не ощущается совсем.

Сформулировать вывод.
4. Определение количества растворенных примесей воды.

Информация.

Жёсткость воды зависит от содержания таких веществ как кальция и магния. Если вода слишком жёсткая, при кипячении выпадает обильный осадок этих веществ. Жёсткость устраняется кипячением.

Цвет осадка может быть:

  • светло – серым

  • бурым

  • желтовато – бурым )железо, марганец)


Задание:

1. Взять 10мл исследуемой воды.

2. Налить в фарфоровую чашку, укрепленную на штативе, для выпаривания.

3. Зажечь сухое горючее.

4. Выпарить всю исследуемую воду.

5. Охладить несколько минут.

6. Оставшийся осадок после выпаривания рассмотреть.

Сформулировать вывод.
5. Определение вкуса воды.

Информация.

Вкус воды может быть различным и у каждого он свой. Вкус воды определяют при твердой уверенности в химической и бактериологической безопасности исследуемых проб.

Как в старые времена из лужицы напиться уже никто не рискнет. А мы исследуем питьевую воду из ваших домашних водопроводов.

Задание:

  • попробовать воду из школьного крана

  • попробовать воду из сел Аркадьево, Новопокровки, Сафроновки.

  • Сравнить вкус, на что он похож, что напоминает.

Сформулировать вывод.


Подведение итогов исследования:

Итак, ребята на практической части нашего занятия мы с вами узнали много нового.

В том числе и то, что вода – вещество очень загадочное.

В чём же загадочность её?

В том что вода имеет:

* цвет

* прозрачность и мутность

* запах

* растворенные примеси

* вкус
Вода – это жизнь. Когда – то давно в воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды не стало хватать. В это верится с трудом. Это на нашей – то планете? Почти чуть ли не каждую неделю бывают страшные наводнения, когда вдруг разливаются реки, когда с небес изливаются миллионы кубометров воды, когда в этой воде буквально захлёбываются люди! Всё это так. Но вся беда в том, что вода распространена на нашей планете неравномерно – где густо, а где пусто. Годами не выпадает ни капли осадков в пустынях Африки, Америки, Монголии. А вот мы привыкли, что, повернув кран, всегда можем получит любое количество холодной и горячей воды.

Но воды не хватает. Так в Германия покупает чистую воду в Швеции, а голландцы – в Норвегии. Эту воду разливают в бутылки и продают как питьевую воду населению – свою пить опасно!

Раньше казалось, что в огромном количестве воды Мирового океана все отходы хозяйственной деятельности человека должны легко раствориться. Однако это далеко не так. Происходит катастрофическое загрязнение воды!

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Давайте не будем сгущать краски, а подумаем, что мы можем сделать, чтобы не загрязнять воду: от загрязнения воды страдает всё живое, гибнет природа!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

В Томской области в настоящее время 28 водных памятников природы – достопримечательные водные объекты (реки, озёра, водопады, скважины минеральных вод, родники), ценные в научном, культурно –познавательном и оздоровительном отношениях. ( озеро Кирек, озеро Песчаное, Звёздный ключ).
Берегите воду!

1. Закрывайте водопроводные краны ( 500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной со спичку).

2. Своевременно ремонтируйте краны.

3. Не засоряйте водоёмы.

4. Не оставляйте мусор на берегу.

5. Не бросайте мусор в реки.

6. Строительство очистных сооружений.

7. Строительство и прокладывание новых водопроводных сетей.

8. Использовать новые технологии по очистке водозаборных башен.
А я хочу закончить наше занятие словами Сент – Экзюпери: « Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Домашнее задание.

Ребята, а то, что вода умеет хранить информацию о человеке; может лечить его, сохранять его молодость и долголетие и многое другое, это вы постарайтесь найти в дополнительной литературе ( энциклопедиях, справочниках, научной литературе). – это ваше домашнее задание - №1. Стихотворения собственного сочинения - № 2.
Всем спасибо за работу на уроке!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока в 10 классе
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект урока. Вступление учителя iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока по теме «Наркомания трагедия личности и угроза нации»
Присутствовали: учителя химии: Агеева И. А., Викулова Е. В., Денисова Т. А., Заседателева Н. Н., Надуева С. А., Оксюта Е. Н, Самсонова...
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока по теме «Дорожные знаки. Причины дтп.»
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы для учителя, информационно-компьютерная поддержка для...
Конспект урока. Вступление учителя iconУрок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение...
Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной...
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока химии 8 класс Тема урока «Соли и их классификация»
Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся»
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока по английскому языку учителя Дмитриевой Татьяны Геннадьевны...

Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока тема урока: Координатная плоскость
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока (Тема урока) фио (полностью) Тбоева Елена Ивановна
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока гимнастики для обучающихся 8 класса учителя физической...
Тема урока: Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока умножение дробей (Тема урока) фио (полностью) Любезнов Геннадий Александрович
Необходимое техническое оборудование: пк учителя, компьютеры для учащихся с установленным на них необходимым по
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока. Этапы урока и время их начала Речь и действия учителя...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной...
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока. Вступление учителя iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока по фгос второго поколения. Технология. ( из опыта...
России, организован и проведен региональный этап конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»
Конспект урока. Вступление учителя iconКонспект урока Ф. И. О. учителя: Иванова м н педагогический стаж:...
Цель урока: Повторить и закрепить знания о свойствах и строении углеводородов, навыков решения задач, выделять главное в изученном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск