Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение





Скачать 161.68 Kb.
НазваниеБотвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение
Дата публикации02.10.2014
Размер161.68 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
Пояснительная записка ЧЕРЧЕНИЕ 9 класс

Настоящая программа по черчению создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.
Основные положения

  1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.

  3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.

  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.

  5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.

  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.

Цели и задачи курса

Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:


  • ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;

  • научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

  • научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

  • сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;

  • формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

  • развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.

  • научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.


Оценка знаний и умений учащихся по черчению.

Нормы оценок при устной проверке знаний и при выполнении графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами 300, 600, 900; 450, 450, 900.

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.

- Ластик

- Тетрадь в клетку.

- Формат А4.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;

  • простейшие геометрические построения;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о шрифте;

  • правила выполнения чертежей;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  • принципы построения наглядных изображений.



  • Учащиеся должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

  • анализировать графический состав изображений;

  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.


Обязательный минимум графических и практических работ в 9 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)

1.Линии чертежа.

2.Чертеж «плоской» детали.

3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).

4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).

5.Построение третьей проекции по двум данным.

6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).

7.Устное чтение чертежей.

8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).

9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.

10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).


Календарно-тематическое планирование

ЧЕРЧЕНИЕ 9 класс

Количество часов в неделю - 1

Количество фактических часов за год – 34



п/п


Тема урока

гр. работы

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Вводное занятие. Организация рабочего места.




1







2.

Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.




1







3.

Правила оформления чертежей.




1







4.

Линии чертежа.

№1

1







5.

Шрифты чертёжные прописных заглавных букв.

№2

1







6.

Шрифты чертёжные строчных букв и цифр.

№2

1







7.

Нанесение размеров на чертежах.

№3

1







8.

Нанесение размеров окружности, дуги, угла и квадрата

№3

1







9.

Масштаб на чертежах.

№4

1







10.

Общие сведения о проецировании.




1







11.

Проецирование на несколько плоскостей проекций.




1







12.

Расположение видов на чертеже.

№5

1







13.

Местные виды.

№6

1







14.

Моделирование по чертежу.




1







15.

Получение аксонометрических проекций.




1







16.

Построение аксонометрических проекций плоских фигур.

№7

1







17.

Аксонометрическая проекция плоскогранных предметов.

№8

1







18.

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

№8

1







19.

Технический рисунок.




1







20.

Анализ геометрической формы предмета.




1







21.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда.

№9

1







22.

Проецирование правильной треугольной и шестигранной призмы.

№10

1







23.

Проецирование правильной четырёхугольной пирамиды.

№10

1







24.

Проецирование цилиндра и конуса.

№10

1







25.

Проекции шара. Проекции группы геометрических тел.




1







26.

Проекции вершин, рёбер и граней предмета.




1







27.

Построение проекций точек на поверхности предмета.

№11

1







28.

Порядок построения изображений на чертежах.




1







29.

Последовательность построения видов. Построение вырезов.

№12

1







30.

Нанесение размеров с учётом формы предмета.




1







31.

Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей. Деление окружности на равные части.




1







32.

Сопряжения. Способы построения сопряжений.




1







33.

Построение чертежа развёрток поверхностей призмы, цилиндра, конуса и пирамиды.




1







34.

Порядок чтения чертежей.




1












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconБотвинников А. Д. Черчение: / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский
Программы общеобразовательных учреждений 7-11 классы. М. Просвещение. 2010 г. Программа расчитана на 36 часов (1 час в неделю). Рабочая...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconБотвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №849
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconБотвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение: Учебник для 7-8 кл
Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconБотвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение: Учебник для 7-8 кл
Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в адресованном...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconРабочая программа по черчению Ступень обучения (класс)
...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconРабочая программа по черчению 7-8 классы
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и федеральной программы...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая программа по черчению создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconБотвинников А. Д. и др. Черчение: учебник для общеобразовательных...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconРабочая учебная программа по черчению составлена на 34 часа, 1 учебный...
Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С, Гервер В. А., Селиверстов М. М. Издательство Просвещение. М. 2006г
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconЭкзаменационные билеты по черчению включают в себя 12 билетов, в...
В них вошли вопросы содержания, освещаемые в школьных учебниках, которыми мы пользуемся: Ботвинников А. Д. «Черчение» 8-9класс
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconРабочая программа учебного предмета «Черчение»
Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconПрограмма «Графика и черчение» 7-9 классы Пояснительная записка
Общеобразовательный предмет «Черчение» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными процессами, происходящими...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconРабочая программа учебного курса «Черчение»
Составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по программе...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Изобразительное искусство и черчение всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации,...
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение iconЮ. М. Виноградов филологи =сл=л=х\сен кандидач\, Ч=ваш Республикин в\ренъ институч\н доценч\



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск