СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО Зам.директора по УВР Директор ГБОУ СОШ 2003
_________цикла ИСКУССТВО _________Нарышкина Л.Ю. ___________Доманевская О.В.
«____»____________2013г. «____» ____________2013г. « ____»__________2013г.
Рабочая программа ЧЕРЧЕНИЕ
____10 класс____на 2013/2014 учебный год
Учитель: Соловьёва Марина Валентиновна
Элективный курс:
Кол-во учебных недель: 1
Кол-во учебных часов: 34
Программа. Настоящая программа по черчению создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение» для 8-9 классов, авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2011.
Учебный комплект для учащихся:
Рабочая тетрадь А4
Рабочая тетрадь для графических работ « Черчение» Н. Преображенская
Учебник « Черчение и графика»8-9кл. А.А. Павлова, Е.И. Корзинова Москва 2012г.
Методическое обеспечение:
Учебник « Черчение и графика»8-9кл. А.А. Павлова, Е.И. Корзинова Москва 2012г.
«Методика обучения черчению и графике» А.А.Павлова, С.В.Жуков М 2004г.
Тематические слайды и презентации.
Пояснительная записка. Настоящая программа по черчению создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение» для 8-9 классов, авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Настоящая Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в 10- 11 классах, в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №2003 на 2013 – 2014 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. Срок реализации 2 года. Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие методы:
Лекции, объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи.
-развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой. Программой определены основные темы для изучения для учащихся 10 класса (I года обучения).
Основные правила оформления чертежей
Предмет черчения и его роль в обществе. Чертежные инструменты, материалы принадлежности. Анализ формы деталей. Основные правила оформления чертежей.
Линии чертежа. Шрифт чертежный. Масштабы. Плоские детали и их особенности. ПЗ Построение чертежа "плоской" детали.
Геометрические построения и проекции
Деление отрезка прямой, угла и окружности на равные части. ПЗ. Построение объемной звезды. Метод проекции. Выбор главного вида. Прямоугольное проецирование. Проецирование на три проекции. ПЗ. Профильная проекция. Чтение чертежей. Построение на чертеже недостающего вида. Эскиз и последовательность его выполнения.
Аксонометрические проекции
Фронтальная косоугольная проекция. Аксонометрические проекции.
Технический рисунок и последовательность его выполнения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса (I года обучения).
Учащиеся должны знать:
— основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображении;
— изученные правила выполнения чертежей . Учащиеся должны уметь:
— рационально использовать чертежные инструменты;
— анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
— анализировать графический состав изображении;
— читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
— выбирать необходимое количество видов на чертежах;
— осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей. Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.
Тетрадь в клетку формата 48 листов;
Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;
Миллиметровая бумага;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка деревянная 30 см;
Чертежные угольники с углами:
90, 45, 45 - градусов;
90, 30, 60 - градусов.
Рейсшина;
Транспортир;
Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик для карандаша (мягкий);
Инструмент для заточки карандаша.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету: ЧЕРЧЕНИЕ на 2013-2014 уч.год. 10 класс (первый год обучения)
№
| Тема:
| часы
| 1
| Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
| 8
| 2
| Чертежи в системе прямоугольных проекции.
| 8
| 3
| Аксонометрические проекции и технический рисунок.
| 8
| 4
| Чтение и выполнение чертежей.
| 6
| 5
| Эскизы.
| 4
|
| итого
| 34
|
Календарно-тематическое планирование по черчению в 10 классе
| № урока
| Раздел
| Тема урока
| Форма проведения
| Методы, используемые на уроке
| Кол-во часов
|
| Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
|
|
|
| 8
| 1
|
| Введение. Общие сведения. Из истории развития чертежа.
| Урок - усвоения новых знаний.
| Дидактические методы: приобретение знаний;
Методы учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный;
| 1
| 2
|
| Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ
Методы учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный;
| 1
| 3
|
| Линии чертежа. Государственные стандарты ЕСКД.
| Графическая работа №1 «Линии чертежа»
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ.
Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный;
| 1
| 4
|
| Шрифты чертежные.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ.
Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный;
| 1
| 5
|
| Нанесение размеров на чертежах.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ.
Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный;
| 1
| 6
|
| Масштабы.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ.
Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный;
| 1
| 7
|
| Алгоритм построения чертежа "плоской" детали
| Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали».
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ.
Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 8
|
| Анализ геометрической формы объектов.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ.
Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
|
| Чертежи в системе прямоугольных проекции.
|
|
|
| 8
| 9
|
| Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 10
|
| Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну плоскость. Выбор главного вида.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 11-12
|
| Проецирование на две плоскости.
| Графическая работа № 3 Проецирование на две плоскости. Урок обобщения и систематизации знаний.
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 2
| 13
|
| Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 14-16
|
| Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Творческая работа.
| Графическая работа № 4
Проецирование на три плоскости.Урок обобщения и систематизации знаний.
| Дидактические методы: применение знаний; творческая деятельность; выполнение графических работ.
| 3
|
| Аксонометрические проекции и технический рисунок.
|
|
|
| 8
| 17
|
| Получение аксонометрических проекций.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 18
|
| Построение аксонометрических проекций.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 19-20
|
| Изометрические проекции. Диметрические проекции.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 2
| 21-22
|
| Построение изометрической проекции по чертежу.
| Графическая работа № 5
Построение изометрической проекции по чертежу. Урок обобщения и систематизации знаний.
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 2
| 23-24
|
| Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 2
|
| Чтение и выполнение чертежей.
|
|
|
| 6
| 25-26
|
| Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 2
| 27-28
|
| Аксонометрических проекции предметов имеющих круглые поверхности.
| Графическая работа № 6 Аксонометрических проекции предметов имеющих круглые поверхности.
Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 2
| 29-30
|
| Нанесение размеров с учетом формы предмета.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 2
|
| Эскизы и технический рисунок.
|
|
|
| 4
| 31
|
| Выполнение эскизов деталей.
| Графическая работа № 7 Выполнение эскизов деталей.
Комбинированный урок
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 32
|
| Порядок выполнения эскизов.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Дидактические методы: приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 33
|
| Эскиз и технический рисунок детали.
| Комбинированный урок
| Дидактические методы:
приобретение знаний; применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; исследовательский.
| 1
| 34
|
| Эскиз и технический рисунок детали.
Обобщение знаний- повторение пройденного.
| Урок повторение пройденного.
| Дидактические методы: применение знаний; выполнение графических работ. Методы учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный;
| 1
|
|
|
|
| ИТОГО
| 34
|
|