Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления»





Скачать 68.82 Kb.
НазваниеУрок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Дата публикации08.10.2014
Размер68.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: информатика, комбинированный урок

Тема: «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

Продолжительность: 1 урок 45 мин.

Класс: 10

Технологии: использование презентации

Конспект урока

Эпиграф на слайде

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание в дело

Аристотель

(слайд1)

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания, вместе будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться не раз, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».

Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля Прочтите их, пожалуйста Читает один из учеников: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело». И мы попробуем доказать справедливость этих слов.

Повторение (разминка)

Работа в парах. Сейчас мы будем работать в парах У вас на столах лежат карточки двух видов (разного цвета). (приложение 1) Определите содержание этих карточек

Ответ: На одних помещены термины, на других определения.

Необходимо найти соответствие между терминами и определениями (следует указать пары соответствующих номеров из карточек) и записать ответы в тетрадях.

Ответы проверяются сначала с места, проговариваются полностью и показываются в презентации (слайд 2)

Отложили карточки в сторону и поработаем устно

Фронтальный опрос (слайд 3)

  1. Укажите, какие числа записаны с ошибками и аргументируйте ответ:
    1237, 30064, 12ААС0920, 134767

  2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 201, 1201

  3. Какой цифрой заканчивается четное двоичное число?
    Какой цифрой заканчивается нечетное двоичное число?

(ответы показывать после каждого вопроса)

Объяснение нового материала

Для того чтобы узнать тему сегодняшнего занятия вам будет необходимо расставить на карточках в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова, которые определяют тему урока. (Задания выдаются на карточках разного цвета индивидуально) (приложение 2)

Какое слово было на карточке красного цвета? ….

Какое слово было на карточке синего цвета?

Какое слово было на карточке зеленого цвета?

Какое слово было на карточке бежевого цвета?

Все слова на карточках обозначают арифметические действия. Вот мы и отгадали название новой темы Назовите ее (арифметические операции в позиционных системах счисления) (слайд 4) Тема записывается в тетрадь.

Правила выполнения основных арифметических операций в любой позиционной системе счисления подчиняются тем же законам, что и в десятичной системе.

Начнем с сложения в позиционных системах счисления. (слайд 5)

При сложении цифры суммируются по …… (разрядам отвечает ученик), и если при этом возникает переполнение разряда, то …….(производится перенос в старший разряд.) Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления.

Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 6 - 8)

При вычитании из меньшей цифры большей …….(в старшем разряде занимается единица) которая при переходе в младший разряд будет равна основанию системы счисления (слайд9)

Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 10 - 12)

При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, с учетом основания системы счисления. (слайд13)

Деление в любой позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе, то есть сводится к операциям умножения и вычитания. (слайд14)

Примеры выполняются в и проверяются на слайдах. (слайд 15)

Арифметические операции в перечисленных системах можно выполнять, используя программу Калькулятор (слайд16)

Самостоятельная работа

По карточкам (приложение 3)

.Данные задания относятся к задачам ЕГЭ (раздел А4)

Запишите домашнее задание

Домашнее задание: (слайд17) записать в дневники

Подведение итогов

Вот и подошел к завершению наш урок. Подведем его итоги. (слайд18) Прочтите начало фраз, выберите наиболее близкое вам высказывание и продолжите его (3-4человека)

  1. Сегодня на уроке самым познавательным для меня было …

  2. Меня удивило, что …

  3. Полученные сегодня на уроке знания я могу применить …

Вы хорошо поработали и подтвердили высказывание Аристотеля своим умением «прилагать знание в дело»

И завершить занятие я хочу следующими словами:

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда не отдаст человек

Своего превосходства

Даже самым умнейшим машинам.

Приложение 1.

Карточки первого вида

  1. Система счисления

  2. Системы счисления

  3. Позиционная система счислении

  4. Римская система счислении

  5. Десятичная система счисления

  6. Основание системы счисления

  7. Алфавит цифр и основание

Карточки второго вида

  1. является непозиционной

  2. является позиционной

  3. имеет каждая позиционная система

  4. в ней количественное значение цифры зависит от её позиции в числе

  5. делятся на две группы: позиционные и непозиционные

  6. знаки, используемые для записи чисел

  7. двоичная, десятичная, римская, вавилонская

  8. равно количеству цифр (знаков в её алфавите)

  9. наиболее распространена

  10. это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита.

Приложение 2.
Карточка красного цвета

Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.


  1. 11002 (С)

  2. F16 (О)

  3. 4510 (Е)

  4. 11012 (Л)

  5. 2510 (Е)

  6. 16 (Н)

  7. 218 (Ж)

  8. 348 (И)


Карточка синего цвета

Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.


  1. 16 (Е)

  2. 10101112 (И)

  3. 9310 (Е)

  4. 568 (Н)

  5. 1010102 (Е)

  6. E16 (Д)

  7. 468 (Л)


Карточка зеленого цвета

Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.


  1. 268 (Ч)

  2. 101012 (Ы)

  3. 5110 (Н)

  4. А516 (Е)

  5. 16 (Т)

  6. 11102 (В)

  7. 8910 (И)

  8. 458 (А)

  9. 110112 (И)


Карточка бежевого цвета

Расположить в порядке возрастания числа и соответствующие им буквы и получить ключевые слова.


  1. 16 (О)

  2. 10510 (И)

  3. 110102 (М)

  4. 548 (Ж)

  5. 1210 (У)

  6. 678 (Е)

  7. АВ16 (Е)

  8. 6310 (Н)

  9. 1000012 (Н)

Приложение 3

Выполните арифметические операции с помощью программы Калькулятор и запишите результат во всех системах счисления. Подумайте, как выполнить вычисления, если числа записаны в различных системах счисления

операция

двоичная

восьмеричная

десятичная

шестнадцатеричная

438+5616













1016+108×102













10116 - 110111













1000102 : 410













Дополнительное задание

  1. Расставьте вместо знака вопроса знаки арифметических операций так, чтобы было верно следующее равенство в двоичной системе: 1100 ? 11 ? 100

  2. Восстановите неизвестные цифры в примере на сложение в восьмеричной системе, которые обозначены знаком вопроса:
    3?42
    215?
    ?721

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать навыки и умения переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия в позиционных...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Почему люди считают в десятичной системе счисления, а компьютеры – в двоичной?», основные задачи: формировать умение отличать одну...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconУрок по дисциплине «Информатика и икт» по теме «Представление информации...
Открытый урок по дисциплине «Информатика и икт» по теме «Представление информации в различных системах счисления»
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconКонтрольная работа по курсу «Информатика» включает следующие блоки:...
Используя алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую, представить предложенные в вашем варианте числа в указанных системах...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconУрок №5 Тема урока: “ Перевод чисел из десятичной системы счисления...
Цель урока: познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот; научить переводить...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обзор учениками материала по теме «Системы счисления»: классификация, основные определения, представление чисел в различных системах...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconУрок информатики по теме "Позиционные системы счисления. Перевод...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconУрок. Системы счисления
Познакомить учащихся с различными системами счисления и алгоритмами перевода чисел из одной системы счисления в другую
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» правил перевода и выполнения арифметических...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: продолжить формирования навыков выполнения перевода чисел в системах счисления, выполнения арифметических операций в двоичной...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconКонспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио...
Урок 95. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconКонспект урока тема: «Двоичная система счисления. Арифметика в двоичной системе счисления»
Моу «сош №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Техника безопасности. Повторение темы: «Арифметические операции и стандартные функции языка Паскаль»
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconАрифметические основы ЭВМ. Системы счисления
Рассматривая археологические находки (камни, кости животных), можно заметить, что люди стремились группировать предметы (точки, полосы,...
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconТема урока «Системы счисления»
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Урок Тема : «Арифметические операции в позиционных системах счисления» iconМатематика
Натуральные числа. Признаки делимости. Нок и нод. Рациональные числа. Действительные числа. Арифметические операции с действительными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск