Скачать 1.36 Mb.
|
Содержание I. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках РК ………3 II. Библиотечные программы и проекты, направленные на молодёжную аудиторию ……….7 III. Молодой читатель в библиотечных исследованиях ……………………………………….11 IV. Информационная поддержка образования молодёжи …………………………………….15 V. Формирование информационной культуры молодых пользователей …………………….17 VI. Содействие гражданско-патриотическому развитию юношества и молодёжи в библиотеках …………………………………………………………………………………….20 VII. Развитие правовой культуры молодых пользователей …………………………………..29 VIII. Работа библиотек в помощь профориентации молодёжи ………………………………34 IX. Формирование здорового образа жизни молодёжи ……………………………………….38 X. Экологическое просвещение молодых пользователей …………………………………….43 XI. Поддержка и развитие чтения юношества и молодёжи …………………………………..45 Неделя молодёжной книги - республиканская библиотечная акция по продвижению чтения в молодёжную среду ………………………………………………..50 XII. Содействие формированию нравственных и эстетических основ молодой личности …57 XIII. Методическое обеспечение деятельности библиотек …………………………………...60 Заключение ………………………………………………………………………………………61 Приложение. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках Республики Коми в 2010 году I. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках РК В целом по всем публичным библиотекам РК в 2010 г. наблюдался продолжающийся читательский спад (читательская убыль в сравнении с 2009 г. составляет почти 11 тысяч человек). Половина из выбывших читателей – молодые люди (5,11 тыс.чел.). Доля молодых читателей снизилась с 22,9% в 2009 г. до 22,3% в 2010 г. По республиканским библиотекам в сравнении с 2009 г. продолжается динамика снижения количества читателей, особенно молодых (в целом на 1,5 тыс.чел., по молодым пользователям на 4,62 тыс.чел). Соответственно, падает доля молодёжи в общей читательской массе республиканских библиотек, т.е. средний читатель «стареет» (в 2009 г. в республиканских библиотеках читало 47,1% молодых людей, в 2010 г. – уже 40,9%). Снизилось количество молодых читателей НБ РК, упала и их репрезентативность (с 52,1% в 2009 г. до 46,7% в 2010 г.). Аналогичная ситуация в КРЮБ (снижение доли молодых читателей с 76,4% в 2009 г. до 61,9% в 2010 г.). В то же время произошёл рост количества пользователей, в т.ч. молодых в НДБ им. Маршака и КРСБС им. Брайля, возросла и доля молодых посетителей этих библиотек. Наиболее остро социально-экономические проблемы, существующие в РК, высвечиваются в муниципальных библиотеках районов республики (снижение количества читателей по сравнению с прошлым годом на 9,4 тыс.чел.). Эта цифра практически полностью покрывает общее снижение читателей по публичным библиотекам РК (движение читательских масс в 2010 г. - -10,9 тыс.чел., в т.ч. по муниципальным библиотекам - -9,4 тыс.чел., т.е. более 80% читательского спада приходится на муниципальные библиотеки). В целом по муниципальным библиотекам количество молодых читателей снизилось, но не так ощутимо (на 490 чел.). Рассмотрим статистическую картину более предметно. Если говорить о динамике численности молодых пользователей в муниципальных библиотеках, то рост количества читающей молодёжи наблюдался в 2010 г. в 6 ЦБС. При этом в четырёх из них (Воркутинская, Вуктыльская, Прилузская, Сыктывдинская) данный рост наблюдается наряду с общим падением количества читателей. Соответственно, процентный состав молодёжи в числе читателей резко возрос. Показательны в этом плане Воркутинская (15,6% в 2009 г. – 25,1% в 2010 г.) и Вуктыльская ЦБС (20,4% в 2009 г. – 31% в 2010 г.). Согласно статистической характеристике 2009 г., в данных ЦБС наблюдалось тотальное уменьшение как общего читательского числа, так и молодых пользователей. В 2010 г. библиотеки переломили отрицательную динамику в отношении сохранения и привлечения молодых читателей. В то же время в сельских филиалах Вуктыльской ЦБС картина обратная – снижение общего количества читателей, в т.ч. молодёжи (с 9,3% в 2009 г. до 8,1% в 2010 г.), при этом значителен разрыв в молодёжной читательской составляющей по городским и сельским библиотекам ЦБС (по городским библиотекам – 31%, по сельским библиотекам – 8,1%). В Усинской ЦБС наряду с сохранением количества читателей значителен приток новых молодых пользователей (с 24,6% в 2009 г. до 32,3% в 2010 г.), как по городским, так по сельским библиотекам. Процентный состав молодёжи в сельских филиалах ЦБС выше среднестатистического показателя по республике – 19,7%. Довольно стабильна ситуация в Сысольской ЦБС, где сохранилась положительная читательская динамика. В остальных ЦБС (71,4%) произошёл отток читающей молодёжи, в восьми из них (Интинской, Корткеросской, Печорской, Сосногорской, Сыктывкарской, Эжвинской, Усть-Вымской, Усть-Куломской ЦБС) на фоне общего падения количества читателей. Если по Интинской, Корткеросской, Печорской, Сосногорской, Эжвинской, Усть-Вымской ЦБС это ситуация, сохраняющаяся с прошлого года, то для Усть-Куломской и Сыктывкарской ЦБС, показавших положительные результаты по росту молодых пользователей в 2009 г., статистическая динамика 2010 г. неблагоприятна. Ижемская и Ухтинская ЦБС в 2010 г. сохранили общее число своих читателей, однако молодёжи в этих ЦБС стало меньше (в Ижемской ЦБС - 13,2% в 2009 г., 12% в 2010 г., в Ухтинской ЦБС - 25,9% в 2009 г., 23,7% в 2010 г.). Эта динамика и прошлого года. В ряде ЦБС (Койгородская, Княжпогостская, Троицко-Печорская, Усть-Цилемская, Удорская) упало количество молодых читателей, несмотря на общий читательский рост (в Койгородской и Удорской ЦБС самый низкий процент включённости молодежи в читательские ряды – 10%). Численность читателей 15 – 24 лет в публичных библиотеках Республики Коми Процентное отношение числа молодых пользователей к общему количеству читателей (в %%) Движение читателей в муниципальных библиотеках РК Основные причины отрицательной динамики молодых читателей в библиотеках следующие:
За последние годы увеличилось количество библиотек, внедривших специализированные структурные подразделения по обслуживанию молодёжи, работающие в режиме наибольшего благоприятствования. В РК функционирует следующие модели библиотечного обслуживания молодёжи:
Библиотечное обслуживание молодёжи в публичных библиотеках РК является одним из актуальных приоритетов деятельности. Почти половина читателей республиканских библиотек - молодые люди, в муниципальных библиотеках каждый четвёртый читатель – до 25 лет. Функции библиотеки для молодёжи заключаются в следующем:
II. Библиотечные программы и проекты, направленные на молодёжную аудиторию Воркутинская ЦБС В течение 2010 г. в ЦБС проводилась работа по программе «Во славу Отечества», способствующей героико-патриотическому воспитанию юношества и молодёжи. Княжпогостская ЦБС Работа по программе «Книга и молодёжь», реализуемой ЦБС, проводится по основным направлениям: - гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, в рамках работы социально-правового центра «Служу Отечеству», информационно-маркетингового центра предпринимательства, Центра общественного доступа; - духовно-нравственное и интеллектуально-творческое развитие молодёжи в рамках работы социально-информационного центра «Семья. Книга», информационно-образовательного центра Трактовской модельной библиотеки; - формирование здорового образа жизни и профилактика негативных явлений среди молодёжи в рамках реализации под программы «Здоровый образ жизни – это стильно». С 2004 г. Центральная библиотека работает по проекту «Служу Отечеству», направленному на повышение престижа армии и военной службы у молодёжи призывного возраста, а также дающему установку на успешную адаптацию к армейской жизни. Ещё одна программа Княжпогостской ЦБ - «Библиотека. Информация. Читатель» (реализуется с 2006 г.). Корткеросская ЦБС В целях активизации чтения в молодежной среде при ЦБ им.М.Н.Лебедева разработана программа «Молодежь читающая» (2009-2010 гг.), ставшая логическим продолжением программы, реализованной в предыдущий двухлетний период. Цель программы – продвижение чтения и формирование литературной культуры среди молодежи и юношества. Задачи программы: возрождение интереса молодежной аудитории к чтению художественной литературы; формирование ценностных установок молодежи в мире книжной культуры; поднятие статуса чтения как творческого процесса, как основы развития личности. Поэтому совсем не случайно девизом программы стали слова выдающегося русского книговеда Николая Александровича Рубакина: «Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель!». Продолжалось пополнение «книжного ядра», предназначенного для молодежного чтения. При этом активно использовался фонд КРЮБ. Продолжался выпуск информационно-библиографических материалов малых форм, знакомящих, как с новинками, так и с известными уже изданиями: книжные закладки «Твои непрочитанные книги», книжные листовки «Ну…очень интересно!» (вести с библиотусовки), рекомендательные закладки «Чудесных строк полет», анонс-листовки «По страницам молодежных журналов», рекомендательные листовки «Книга от…». С успехом прошел ряд интересных мероприятий по популяризации книги и чтения, среди которых: брейн-ринг «Книга или компьютер?», беседа-диалог «В переводе с молодежного», литературный час «Внимание. Интересная книга!», урок книжной культуры «Книга и чтение в современном мире», DVD-беседа «Вспоминая Высоцкого», слайд-презентация «Ни единым словом не лгу» (В.Высоцкий), час памяти «Моя книга о войне», районная интеллектуальная игра «Эрудит-2010» («Путешествие к Чехову»). В рамках Программы продолжение традиционной Недели молодежной книги стало более наполненным и литературно ориентированным. 2009 г. – «Читай, пока молодой!», 2010 г. – «Я помню! Я горжусь» (тема Великой Отечественной войны в литературе). В 2009 году были подведены итоги конкурса на самый активно читающий класс среди 10-11-х классов МОУ СОШ с.Корткерос «Мы - библиоманы!». Класс-победитель был отмечен поездкой в г. Сыктывкар с посещением Коми Республиканской юношеской библиотеки. Конкурс продолжен в 2010 году, участие в нем стимулирует ребят на более активное чтение и посещение библиотеки. Самым действенным и значительным успехом в реализации Программы можно считать творческий проект «Театр + Книга», созданный совместно с Центральным Домом культуры с.Корткерос, а точнее с народным молодежным театром. Второй год предыдущего этапа Программы ознаменовался подготовкой литературного вечера-спектакля «Обыкновенная, необыкновенная классика», который вызвал значительный интерес в молодежных кругах. Поэтому следующие работы были приняты с воодушевлением и неподдельной заинтересованностью. 2009 г. – «Чему смеетесь господа?» спектакль по мотивам произведений Н.В.Гоголя, посвященный 200-летнему юбилею писателя. 2010 г. – «Парк Чеховского периода» к 150-летию А.П.Чехова. Спектакли прошли при переполненных залах, с ними смогли познакомиться не только зрители райцентра, но и многих населенных пунктов нашего района. Состав молодежного театра – 15 старшеклассников 9-11-х классов, которые за время работы над спектаклями с увлечением и интересом окунулись в неповторимый мир русской литературы, заговорили на прекрасном литературном языке воплощаемых ими героев. Впереди – продолжение проекта, совместное плодотворное сотрудничество и продолжение Программы, новая линия которой будет посвящена работе лучшими образцами мировой литературы, входящими в круг чтения молодежи. «Молодежь читает классику» программа с таким названием будет реализовываться Центральной библиотекой им. М.Н.Лебедева в 2011-2012 году. Таким образом, итогом работы двухгодичной программы стали: рост количества читателей юношеского возраста; увеличение объёма информационно-библиографических изданий для молодёжи; реализация проекта «Книга + Театр». Прилузская ЦБС Центральная межпоселенческая библиотека им. В.В.Юхнина реализовывала ряд библиотечных проектов, направленных на молодёжную аудиторию. Так, библиотека приняла участие в республиканском конкурсе «Этноинициатива», представив проект «Районный фестиваль молодёжного литературного творчества «Устами молодых говорит Родина». ЦМБ завершила реализацию проекта «Время книг и чтения» (2009- 2010 гг.), цель которого - поддержка чтения юношества, их читательской культуры и статуса книги. Реализация проекта дала возможность познакомить читателей юношеского возраста с лучшими произведениями книжной культуры, содействовала формированию читательского вкуса, привлекла к чтению новых читателей. Был проведён анализ читательских формуляров группы «старшеклассники», подведены итоги анкетного опроса «Чтение и книга в моей жизни», целью которого было создание портрета читателя юношеского возраста, выявление мотивов посещения библиотеки, своевременность и полнота получаемой информации. В рамках проекта оформлялись литературные книжные выставки, проводились мероприятия, посвящённые творчеству писателей и поэтов. Продвижению здорового образа жизни среди юношества способствовала реализованная ЦМБ двухгодичная программа «Культура здоровья». Итогом работы по программе стало расширение состава книжного фонда литературой по ЗОЖ, проведение профилактической работы о вреде курения, употребления наркотических средств, алкогольных напитков. В рамках программы был проведён анкетный опрос для молодёжи «Есть проблема: наркотики». Была реализована программа «Землю ладонью прикрой» по повышению экологической культуры молодёжи. Результатом работы по программе стало укрепление связей с организациями и учреждениями, занимающимися экологическими вопросами, проведение мероприятий экологической тематики. Сосногорская ЦБС С 2006 г. Сосногорская ЦРБ им. Я. Рочева работает по программе для юношества «Служим Отечеству». Сыктывдинская ЦБС Удачной находкой ЦБ и ЦДБ стал молодёжный проект, осуществляемый с 2009 г., «КВЭСТ по-сыктывдински». КВЭСТ по-сыктывдински - молодёжная районная спортивно-развлекательная игра, организуемая совместно с молодёжной организацией «Зарни Зэр». Сыктывкарская ЦБС В Центральной городской библиотеке с целью продвижения чтения и формирования литературной культуры среди молодежи и юношества г. Сыктывкара в 2010 году подготовлен проект «КЛИЧ!» («К лучшему интересному чтению!») под общим названием «Чтение высшей пробы». Сходную цель преследовал и другой проект ЦГБ - библиопробег «Знатоки идут по следу». Сысольская ЦБС Программа по работе с молодежью «Библиотека - территория молодежи» направлена на развитие молодёжных клубов при библиотеках. Так, при ЦБ функционируют клубы «Что? Где? Когда?» и «От А до Я». Наиболее популярными мероприятиями клуба «Что? Где? Когда?» стали «Брейн-ринг» и «Своя игра» по различным темам («Выборы», «Конституция. Право», «Перепись - 2010», «1941-й», «Космонавтика» и т.д.). Игры проводятся как среди «юниорских» команд - учащихся Визингской средней школы и учащихся КРАПТ (филиал сельхозтехникума), так и среди «рабочей» молодежи. В этом году игра вышла на районный уровень. В играх принимали участие команды п.Заозерье, с.Межадор, с.Горьковское, п.Визиндор. Появились новые команды: сборная учителей школы, сборная администрации сельского поселения «Визинга», команда районного отдела образования. Всего игр было проведено: Клуб для старшеклассников «От А до Я» собирает любознательных, дружных с книгой. Формы мероприятий: литературно-поэтические вечера, встречи со специалистами и известными людьми района, конкурсные мероприятия. В 2010 году прошли: - патриотический час «Я забыть никогда не смогу»; -литературно-поэтический вечер «Я вам завещаю жить» (к 100-летию А.Твардовского);
Клуб для подростков «РОСТ» (ЦДБ) проводил развлекательные игры, встречи с интересными людьми. Удорская ЦБС Целью реализуемого Глотовской библиотекой-филиалом проекта «Сохранение библиотекой историко-краеведческого наследия села» является создание на базе библиотеки информационно-краеведческого центра по сбору, сохранению и продвижению исторических документов и материалов села, района. Основной задачей стало привлечение старшеклассников, членов кружка «Юный краевед» для поисково- исследовательской работы и выполнения запланированных мероприятий. В библиотеке оформлен стенд «Уголок старины», сформированы папки, содержащие коми легенды и предания, а также литературное наследие Удоры. Начата поисковая работа по сбору материалов для «Летописи с. Глотово». Усинская ЦБС Библиотека-филиал № 14 работает по проекту «Библиотека – творческая площадка молодых». Проект направлен на одарённую молодёжь, в частности, на организацию и проведение художественно – графических выставок начинающих художников г. Усинска в читальном зале библиотеки В вопросе поиска молодых дарований и отбора работ библиотека сотрудничает со школой искусств города. Преподаватели школы предоставляют работы лучших учащихся и выпускников. В 2010 г. с успехом прошли выставки «Творческая мастерская», «Я посвящаю маме», «Цветистая палитра», «Имя беды – наркотики» и др. На данный момент в стадии разработки находится проект библиотеки-филиала №14 «Читай, пока молодой». Цель проекта - развивающее молодёжное чтение. Проектную и программную деятельность реализует и библиотека – филиал № 15. Прежде всего, это проект «Библиотека – территория толерантности» (2008-2010 гг.). Задачами проекта стало:
Целевая группа: школьники, студенты, педагоги, родители. Партнеры: Центр «Гармония», школы города, детский дом, ГУРК ЦМСРИ «Берегиня», ЦППРиК». Библиотекари имеют возможность вести толерантный и уважительный рассказ о культурах и традициях, взглядах других людей на примерах мировой и художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающих их доступными. В мае 2010 г. библиотека – филиал № 15 была награждена дипломом и премией Главы МО городского округа «Усинск» «УСПЕХ-2010» в области молодежной политики и общественной жизни в номинации: «Лучший социальный проект». Основываясь на проект, библиотека разработала творческую программу «Искусство жить вместе», направленную на развитие толерантных установок в молодёжной среде. В ходе осуществления программы проводились интерактивные мероприятия, затрагивающие темы сущности толерантной/ интолерантной личности; терроризма; многообразием культур и традиций народов, живущих в г. Усинске. Ухтинская ЦБС XVI городской конкурс чтецов «Горжусь учителем своим» был организован библиотекой-филиалом № 14 совместно с Центром развития творчества детей и юношества им. Г. Карчевского и МУ «Управление образования» и посвящался Году учителя. В конкурсе принимали участие учащиеся 26 учебных заведений города и читатели библиотек. Центральная библиотека выступила в роли организатора городского конкурса «Даешь молодежь без наркотиков!». Эжвинская ЦБС Молодёжный проект «КВЭСТ-ориентирование» реализуется библиотекой с 2009 г. и завоевал заслуженную популярность молодых эжвинцев. Ещё один проект, реализуемый Центральной библиотекой «Светоч» совместно с Советом молодежи Эжвы и специалистами районного ЗАГСа, - проект «Книжный формуляр с пелёнок». Цель проекта - возрождение традиций семейного чтения через пропаганду лучшей литературы для молодых родителей и их детей. Сотрудники библиотеки рассказывали молодым родителям о значении чтения с рождения, детских стишках и сказках, вручали именные формуляры, буклеты «Пальчиковые игры» о чтении и развитии детей, детские книжки-малышки и подарки, объявили конкурс среди семей (та семья, которая прочитает больше литературы о воспитании и здоровье детей, а также возьмет больше детских книг до конца 2010 года, будет награждена призом от районной администрации в конце декабря на празднике, посвященном Новому году). Молодые семьи могут ходить в любые библиотеки Эжвинской ЦБС, в те, которые находятся ближе к дому. Кроме того, сотрудники библиотек ежемесячно информируют родителей о поступлении новых книг для детей и новой литературы для родителей. III. Молодой читатель в библиотечных исследованиях Ижемская ЦБС Сегодня молодым книги во многом заменяет Интернет и все же без книг не обойтись. Это подтвердил молодёжный опрос «Чтение для меня – это…», проведенный Центральной библиотекой. Так, при ответах на вопрос «Какое значение вы придаете чтению?» выяснилась первостепенность информационной функции чтения, вдвое меньше молодых людей рассматривают чтение как времяпровождение. Подобный опрос состоялся и в Щельяюрской библиотеке. Койгородская ЦБС В рамках Недели молодёжной книги МЦБ был проведен блиц-опрос в виде интервью среди старшеклассников Койгородской школы и работающей молодежи села Койгородок «Книга – это маленькая жизнь…» о пользе чтения. Среди старшеклассников опрос провалился. Никто из опрошенных не смог сказать, зачем он читает и как чтение ему помогает в жизни. Представители работающей молодежи охотно давали интервью. Из ответов выяснилось, что: - «книги помогают отвлечься от повседневной суеты, расслабиться, отдохнуть, при том отдых с интересной книгой в руках очень успокаивает», - «из любой книги можно что-то извлечь для себя и сделать определенный вывод», - «книги помогали в учебе, помогают в работе», - «книги помогают воспитывать и ухаживать за ребенком», - и даже «благодаря книгам я научился писать стихи». Читают периодические издания: «Охота», «Рыболов», «Рыбачьте с нами», «Республику», «Новую жизнь», «женские журналы». Современную литературу: Л. Улицкую, Д.Рубину, не забывая при этом классику: Ф.Достоевского, А.Пушкина, М.Лермонтова, С.Есенина, И.Бунина. И, конечно, любовные романы, детективы. Можно сказать, что «повзрослевшая» молодежь может определить для себя приоритеты в чтении, несмотря на занятость (работа, учеба, семья) они находят время читать и не считают это время проведенным зря. Корткеросская ЦБС В Подъельском, Большелугском и Небдинском филиалах проведено анкетирование среди учащихся школ «Великая Отечественная война глазами читателей». Цель анкетирования: выявить уровень знаний о Великой Отечественной войне, что читают и знают об этом историческом событии. Один из вопросов анкеты был посвящен книгам военной тематики. Ребята называли книги, которые входят в список по школьной программе. Это А.Кондратьев «Сашка», Б.Васильев «А зори здесь тихие», Е.Ильина «Четвертая высота», А.Твардовский «Василий Теркин», В.Катаев «Сын полка». Анкетирование показало, что сегодняшнее поколение мало знает о Великой Отечественной войне. Многие не знают, воевал ли кто-нибудь из их родственников, не смогли назвать ни одного героя Великой Отечественной войны из Республики Коми, путают Великую Отечественную войну с Афганской и Чеченской войной. Все выявленные «пробелы» учитывались при проведении мероприятий в течение года. В частности при проведении книжной акции «Войны священные страницы». Печорская ЦБС Интересен опыт работы юношеского абонемента Центральной библиотеки, который провел анкетирование «Что думает и что читает молодежь о войне?». В опросе приняло участие 413 человек. Опрашивались старшеклассники 14-19 лет из школ города № 1, 3, 9, п. Каджером, п. Сыня, п. Кожва, п.Чикшино, п. Набережный, Печорского речного училища (ПРУ), Печорского промышленно-экономического техникума. Прилузская ЦБС В рамках реализации проекта «Время книг и чтения» (ЦМБ) в библиотеке прошёл анкетный опрос «Чтение и книга в моей жизни», целью которого было создание портрета читателя юношеского возраста, выявление цели и мотивов посещения библиотеки. Опрос показал, что чтение остается одним из значимых занятий в жизни юношества, но преобладают деловое чтение и в чтение в помощь школьной программе. В досуговом чтении в основном преобладают детективы, фэнтези, любовные романы. Молодые люди мало читают с целью самообразования. По итогам анализа читательских формуляров и анкетного опроса библиотека внесла необходимые коррективы в работе: - активизировала индивидуальную работу с юношеством по рекомендации лучших образцов литературы и развитию читательского вкуса; - увеличила количество книжных выставок, способных привлечь внимание к книге, чтению; - запланировала дальнейшее проведение исследований по изучению чтения, читательских предпочтений; - активизировала использование новых технологий в продвижении книги, чтения Сыктывдинская ЦБС Лэзымская библиотека организовала анкетирование для подростков «Читатель 21 века», направленное на выяснение отношение ребят к чтению. Анализ показал, что в свободное время 60% респондентов предпочитают смотреть телепередачи, заниматься спортом, «общаться» с компьютером, 40% отдают предпочтение чтению (70% из них выбирают литературу по школьной программе, 30% читают книги по своему выбору). Подростки оценивают библиотеку на четвёрку, основная причина неудовлетворённости – нехватка литературы по интересующим подростков темам. Анкетирование «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне» прошло для старшеклассников в Зеленецкой библиотеке. На фоне общих познаний по теме ребята показали недостаточные знания более углублённого характера (30% респондентов не назвали видных военноначальников войны, 70% слабо представляют события войны в Японии, 80% не знают событий войны с финнами). Сыктывкарская ЦБС |
1. Статистические показатели по работе с юношеством в публичных библиотеках рк Краеведческая работа библиотек – молодежи | Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках... Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции... | ||
Справка о работе с юношеством в публичных библиотеках Самарской области в 2013 г Современный, изменившийся мир, в котором существуют библиотеки, заставляет как практиков, так и ведущих специалистов в области библиотечного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью» Цель курса формирование у студентов педагогических знаний о работе с молодежью | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | ||
Отчет о работе муниципального бюджетного учреждения культуры Контрольные показатели, относительные показатели библиотечного обслуживания. Их динамика | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с... | ||
Пояснительная записка: «Этика и социальная политика» специальный... Иванов Г. А., к ф н., председатель Совета молодых ученых Мурманского государственного технического университета | Конкурс проводится в муниципальных образовательных организациях,... Областной конкурс «Лидер чтения – 2014 года» (далее Конкурс) проводится в рамках областного межведомственного культурного проекта... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | ||
Развитии физической культуры и спорта в городе Югорске Федерации, Управление по физической культуре, спорту, работе с детьми и молодёжью обеспечивает условия для развития на территории... | В библиотеках округа Выпуск 28 Библиотеки Югры – молодежи: практика работы, проекты, информация / Гос б-ка Югры, Науч метод отд.; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск... | ||
Вопросы оптимизации в мультисерверных средах с общей очередью В этой работе мы используем статистические методы обеспечения Качества обслуживания | Рабочая программа по дисциплине в статистика в фармации Задачи дисциплины: научить разрабатывать, собирать, систематизировать, использовать статистические методы в научных исследованиях... |