Скачать 1.71 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………... 3 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………...5 1.1 Система управления Университетом …………………………………………… 6 1.1.1.Соответствие организации управления Университетом уставным требованиям…………………………………………………………………………….. 6 1.1.2. Соответствие нормативной и организационно- распорядительной документации действующему законодательству и уставу…………………………...7 1.2 Программа развития национального исследовательского университета…..…9 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………………12 2.1 Структуры подготовки специалистов…………………………………………...12 2.2 Содержание подготовки специалистов………………………………………. ...17 2.2.1.Соответствие подготовки специалистов образовательным стандартам ..17 2.2.2. Совершенствование образовательного процесса и повышение его эффективности…………………………………………………………………......20 2.3 Достаточность и современность источников учебной информации…………22 2.3.1 Обеспеченность основной учебно-методической литературой…………...22 2.3.2. Информационное обеспечение образовательного процесса……………...25 2.4 Оценка содержания подготовки через организацию учебного процесса……28 2.5 Качество подготовки специалистов…………………………………………….30 2.5.1 Уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов………………30 2.5.2 Подготовленность выпускников к выполнению требований государственных образовательных стандартов……………………………………...33 2.5.3 Востребованность выпускников и их профессиональное продвижение….37 2.5.4 Условия, определяющие качество подготовки специалистов(потенциал)38 3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………… 38 3.1 Научно-исследовательская деятельность……………………………………...38 3.2 Использование результатов научных исследований в образовательной деятельности СГАУ…………………………………………………………………….64 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………………..69 5. ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА……………………………………………………………71 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………….81 6.1 Состояние материально-технической базы …………………………………...81 6.2 Социально-бытовые условия ………………………………………………..…82 6.3 Финансовое обеспечение ……………………………………………………....84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………86 ПРИЛОЖЕНИЕ: Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию ……………………………………………………...87 Форма №1-Мониторинг ВВЕДЕНИЕ Отчёт подготовлен на основании самообследования деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университета имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)» (СГАУ) (далее – Университет), проведённого в соответствии с приказом ректора СГАУ № 105-о от 02.04.2014 г. Самообследование проведено с учётом критериев и нормативов, утверждённых Президентом и Правительством РФ, Министерством образования и науки (Минобрнауки) РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:
Для проведения самообследования всех видов деятельности Университета приказом ректора СГАУ № 105-о от 02.04.2014 г. утверждена комиссия в составе: Матвеев В.Н. – проректор по учебной работе - председатель; Богатырёв В.Д. – проректор по образовательной и международной деятельности -заместитель председателя; Прокофьев А.Б. – проректор по науке и инновациям - заместитель председателя; Пашков Д.Е. – проректор по информатизации; Ковалёв М.А. – проректор по общим вопросам; Лукачёв С.В. – проректор по формированию контингента и дополнительному образованию - заместитель председателя; Устинов Д.С.- проректор по административно-хозяйственной работе; Гадалина Т.С. – директор научно-технической библиотеки; Долгих Г.В. – главный бухгалтер; Жуковская Л.Г. – начальник отдела кадров; Матвеев С.Г. – начальник планово-финансового управления; Дорошин А.В. – начальник управления образовательных программ; Самсонов В.Н. – начальник управления мониторинга научной и образовательной деятельности университета; Кучеров А.С. – начальник учебного отдела; Изжеуров Е.А. – декан факультета базовой подготовки и фундаментальных наук; Кирпичёв В.А. – декан факультета летательных аппаратов; Ермаков А.И. – декан факультета двигателей летательных аппаратов; Тихонов А.Н. – декан факультета инженеров воздушного транспорта; Хардин М.В. – декан инженерно-технологического факультета; Кудрявцев И.А. – декан радиотехнического факультета; Коломиец Э.И. – декан факультета информатики; Павлов О.В. – декан факультета экономики и управления; Еленев В.Д. – декан заочного факультета; Нечитайло А.А. – директор института печати; Тиц С.Н. – начальник международного отдела; Ишков С.А. – директор института дополнительного профессионального образования. Результаты самообследования деятельности Университета приведены в данном отчёте. Отчёт состоит из текстовой (аналитической) части и таблиц показателей. Текстовая часть включает разделы, содержащие информацию о деятельности СГАУ и анализ показателей самообследования. В приложении представлены показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию, и данные по мониторингу по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2013 г. по форме №1-Мониторинг.
Наименование образовательной организации: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королёва (национальный исследовательский университет)» (СГАУ). Адрес образовательной организации: 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34. Номер телефона (факса) образовательной организации: (846) 335-18-26, факс: (846) 335-18-36. Адрес электронной почты образовательной организации: ssau@ssau.ru. Адрес веб-сайта: www.ssau.ru. Статус Университета: федеральное государственное бюджетного образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королёва (национальный исследовательский университет)»– ведущий вуз федерального значения, центр компетенции в области аэрокосмических и информационных технологий, интегрированный в рамках законодательства с государственными и негосударственными образовательными, исследовательскими, инновационными и технико-внедренческими структурами. СГАУ осуществляет развитие интеллектуального потенциала России путем многоуровневой подготовки высокообразованных, профессионально мобильных специалистов, адаптированных к инновационной экономике, и является признанным равноправным участником международного академического сообщества. СГАУ осуществляет свою деятельность за счет консолидации средств федерального бюджета, целевых программ, средств бюджета Самарской области, аэрокосмической и других отраслей экономики и частных инвесторов. В Самарской области СГАУ – интеллектуальный центр аэрокосмического кластера, вуз, формирующий единую инфокоммуникационную среду образования, науки и инноваций, занимающий лидирующую позицию в развитии экономики, основанной на знаниях. Миссия СГАУ: Самарский государственный аэрокосмический университет – один из ведущих центров образования, науки и культуры, осуществляющий на уровне высших современных достижений образовательную, научную и социально-культурную деятельность в целях развития и реализации кадрового, культурного, научного, производственного потенциала аэрокосмической и других высокотехнологичных отраслей промышленности в Поволжском регионе и стране, удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, обеспечения интенсивного устойчивого развития общества с рыночной экономикой, основанной на знаниях.
1.1.1 Соответствие организации управления Университетом уставным требованиям Управление Университетом и его деятельность регламентируются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативными актами Минобрнауки России, уставом Университета. Управление Университетом осуществляется в соответствии с его уставом и действующими нормативными актами на основе принципа сочетания единоначалия и коллегиальности. Общее руководство Университетом осуществляет представительный коллегиальный орган – ученый совет, являющийся высшим органом управления Университетом. Ученый совет действует на основании устава Университета и положения об ученом совете. В состав ученого совета Университета входят по должности ректор, являющийся председателем ученого совета, проректоры, а также по решению ученого совета – деканы факультетов. Остальные члены ученого совета избираются на конференции научно – педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся тайным голосованием. Состав действующего учёного совета Университета включает 77 человек, в том числе 73 человека (94,8%) с учёными степенями и учёными званиями. Возглавляет учёный совет ректор Университета, профессор Шахматов Евгений Владимирович. Ученый совет рассматривает основные вопросы жизнедеятельности Университета и определяет стратегическую линию его развития. Анализ планов работы и протоколов заседаний ученого совета за последние пять лет показывает, что перечень рассматриваемых вопросов охватывает все сферы деятельности Университета. Непосредственное управление деятельностью Университета осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием на конференции научно – педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся сроком на пять лет. Ежегодно ректор информирует общее собрание профессорско-преподавательского состава, работников других категорий, аспирантов и студентов Университета об итогах его деятельности. Часть полномочий ректора делегирована семи проректорам: проректору по учебной работе, проректору по образовательной и международной деятельности, проректору по науке и инновациям, проректору по формированию контингента и дополнительному образованию, проректору по общим вопросам, проректору по информатизации, проректору по административно – хозяйственной работе. Для выработки решений по текущим вопросам и действий по их осуществлению ректор формирует ректорат как совещательно – консультативный орган. Непосредственное управление факультетами и учебными институтами осуществляют деканы факультетов и директора институтов, избираемые из числа наиболее квалифицированных и авторитетных преподавателей в порядке, установленном уставом Университета. На факультетах Университета созданы ученые советы, которые осуществляют общее руководство подразделениями. Руководство деятельностью кафедры осуществляет её заведующий, прошедший конкурсный отбор на ученом совете Университета с последующим заключением контракта, как правило, на пять лет. Начальник военной кафедры назначается. Руководители остальных структурных подразделений Университета назначаются ректором, их права и обязанности определяются Положениями о соответствующих подразделениях. Для рассмотрения отдельных вопросов по соответствующим направлениям деятельности в Университете создан научно – технический совет (председатель – проректор по науке и инновациям). 1.1.2. Соответствие нормативной и организационно–распорядительной документации действующему законодательству и уставу Существующая в Университете локальная нормативная и организационно – распорядительная документации разрабатывается в соответствии с действующими законами Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России, уставом Университета. Проекты наиболее важных документов (устав Университета, Правила внутреннего распорядка, коллективный договор и т.п.) предварительно обсуждаются в подразделениях Университета с целью получения замечаний и предложений. Нормативная и организационно – распорядительная документации проходит юридическую экспертизу в юридическом отделе Университета. Документация утверждается ректором, в необходимых случаях она принимается на заседаниях ученого совета Университета. Образовательная деятельность в Университете осуществляется на основании лицензии серия ААА №001860 на право ведения образовательной деятельности, регистрационный № 1781 от 29 августа 2011 г., свидетельства о государственной аккредитации серия 90А01 №0000637, регистрационный №0633 от 31 мая 2013 г. Ученые советы и структурные подразделения работают по ежегодно утверждаемым планам. Организация взаимодействия структурных подразделений строится в соответствии с уставом Университета и положениями о структурных подразделениях, утверждаемых ректором. Распорядительные документы (приказы, указания, решения) своевременно доводятся до всех подразделений, разработаны и введены в действие должностные инструкции для работников всех категорий. В Университете разработана и поэтапно вводится в действие интегрированная автоматизированная информационная система (ИАИС) управления, включающая в себя 75 клиентских рабочих мест в административных и учебных подразделениях университета. Её основное назначение – автоматизация системы управления вузом и создание единой интегрированной базы данных. В промышленную эксплуатацию запущены модули «Кадры и штатное расписание», «Расчет заработной платы», «Бухгалтерия», «Контингент студентов», «Учет поступления и расходования средств по платным образовательным услугам», «Отдел аспирантуры и докторантуры». Осуществляется внедрение модулей «Расчет стипендии», «Исполнение государственных контрактов и договоров», «Исполнение плана ФХД». В целях повышения эффективности системы менеджмента и качества работы подразделений университета в Университете создана и развивается информационно-аналитическая система мониторинга деятельности подразделений и количественной оценки качества результатов работы университета. Разработаны и внедрены автоматизированные рабочие места «Дирекция Программы развития НИУ», «Кафедра», «Деканат», «Центр управления качеством», «Научно-исследовательская работа студентов», «Информационное обеспечение», «Библиотека», «Управление образовательных программ», «Управление внеучебной работы», «Управление имущественных отношений». К системе мониторинга подключено более 90 пользователей. В Университете внедрена системы электронного документооборота (СЭД) на базе программного продукта «1С:Документооборот 8». К настоящему времени к СЭД подключены все структурные подразделения университета (около 200 пользователей). С 1 сентября 2012 года для ряда видов документов осуществлён переход к использованию исключительно электронного документооборота. Также в Университете начато внедрение информационной системы управления учебным процессом на базе программного продукта «ИМЦ-1С: Управление вузом 8». Система основана на программных решениях фирмы 1С, бесшовно интегрирована с программным продуктом «1С:Документооборот 8» и использует уже созданную инфраструктуру системы электронного документооборота. Внедрение информационных систем управления Университетом позволило существенно улучшить управленческий учет, ввести практически все бизнес-процессы в правовое поле, упорядочить внутреннюю структуру и минимизировать количество выходных документов, существенно сократить сроки по структурному анализу показателей деятельности вуза и работе с внешними организациями. В целом система управления Университетом соответствует требованиям к образовательным учреждениям высшего профессионального образования и требованиям устава Университета и обеспечивает основные направления его деятельности: подготовка специалистов, совершенствование научно – исследовательской и методической работы, укрепление кадрового потенциала, поддержание на должном уровне материальной базы и финансового обеспечения. В то же время система управления требует дальнейшего совершенствования, в том числе путем дальнейшего расширения сферы использования информационных технологий в управлении с целью обеспечения большей оперативности и согласованности взаимодействия всех подразделений Университета между собой, а так же с внешними партнёрами. Развитие информационных систем управления Университета включено в программу стратегического развития Университета на период до 2018 года. 1.2 Программа развития национального исследовательского университета Опыт проектирования и реализации образовательных программ, проведения научных исследований, дополняется инновационными научно-методическими разработками (образовательными технологиями и инновационными образовательными контентами), которые выполняются в Университете в рамках «Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева" (НИАУ "СГАУ") на 2009-2018 годы» в связи с установленной Университету категории «национальный исследовательский университет» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009г. № 1613-р). Программы развития Национального исследовательского университета направлена на решение важнейших задач, стоящих перед Университетом в направлении совершенствования научной и образовательной деятельности в соответствии со следующей сформулированной в Программе миссией: - обеспечение мирового уровня подготовки кадров, обладающих междисциплинарными ключевыми компетенциями, для авиационной, ракетно-космической, геоинформационной, оборонной и других отраслей новой экономики, укрепления национальной безопасности страны; - творческое развитие и приумножение лучших традиций российской инженерно-конструкторской авиационно-космической школы на основе достижений фундаментальной науки, прорывных технологий и компьютеризации образования; - генерация знаний и создание опережающих технологий на базе фундаментальных и прикладных исследований; - коммерциализация знаний, трансфер технологий и решение на этой основе задач модернизации и технологического развития экономики и укрепления национальной безопасности страны. В рамках Программы реализуется следующее приоритетное направление развития университета: Авиационно-космическая наука, технологии и техника: компьютерное моделирование и информационная поддержка изделий («виртуальный летательный аппарат» и «виртуальный двигатель»); разработка опережающих производственных и космических геоинформационных технологий; проведение научных исследований и подготовка кадров мирового уровня с использованием научно-образовательных суперкомпьютерных и грид-систем. Основной целью Программы является формирование современного исследовательского университета, осуществляющего многоуровневую подготовку кадров, обладающих междисциплинарными ключевыми компетенциями, для авиационно-космической, геоинформационной и других высокотехнологичных отраслей экономики, выполняющего научные исследования и разработки мирового уровня, создающего прорывные опережающие технологии и реализующего эффективные формы интеграции науки, образования и бизнеса. В рамках достижения поставленной цели Университет решает следующие Программные задачи. 1. Совершенствование образовательной деятельности, направленное на кадровое обеспечение авиационно-космической, геоинформационной и других высокотехнологичных отраслей экономики. Укрепление лидирующих позиций университета. В том числе: - совершенствование инфраструктуры образовательного процесса, направленное на разработку многоуровневых модульных программ непрерывной подготовки специалистов среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на основе сквозного использования информационных технологий; - совершенствование методов и содержания образования путем внедрения проблемных, электронных и сетевых форм обучения, включая дистанционные лабораторные и вычислительные грид-практикумы, подкрепленных инновационными образовательными контентами, комплексом авторских программ, инновационных модулей, учебно-методических материалов и их электронное мультимедиа-сопровождение; - развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для авиационно-космической, геоинформационной и других высокотехнологичных отраслей экономики; - подготовка магистров по всем приоритетным направлениям развития университета на основе многоинтерфейсных программ подготовки, интегрирующих в себе результаты исследований ведущих научных школ университета; - укрепление позиций университета на национальном и международном рынке образовательных услуг и повышение академической мобильности студентов и научно-педагогических работников. 2. Развитие и повышение эффективности научно-инновационной деятельности университета, которое осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, критическим технологиям Российской Федерации и в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года, в том числе: - проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетному направлению развития университета и разработка на их основе новых производственных и информационных технологий, создание компьютерных моделей изделий авиационно-космической техники ("виртуальный летательный аппарат", "виртуальный двигатель"), разработка информационных технологий для геоинформационных систем, создание геоинформационных баз данных, оптоинформационных технологий; - доведение прикладных научных исследований до опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и создание на их основе наукоемкой товарной продукции; - формирование инновационного пояса, включающего, в том числе, хозяйственные общества, на базе которых осуществляется внедрение и коммерциализация научно-технических разработок; - повышение публикационной активности научно-педагогических работников СГАУ, в первую очередь в высокоцитируемой периодике; - совершенствование действующей системы защиты и использования интеллектуальной собственности, созданной сотрудниками университета; - расширение международного научного сотрудничества. 3. Развитие информационной научно-образовательной среды и инфраструктуры, направленное на создание условий для проведения полномасштабных научных исследований и переподготовки специалистов в интересах развития экономики и повышения конкурентоспособности России в таких областях, как авиация, космонавтика, космическая геоинформатика, для создания виртуальных моделей газотурбинных и ракетных двигателей, летательных аппаратов и других наукоемких образцов техники на основе математического моделирования, применения суперкомпьютерных и грид-технологий и передовых информационных CAE/CAD/CAM/PLM – технологий. В том числе: - развитие центра генерации знаний с высокопроизводительным суперкомпьютером для решения задач авиационно-космической науки, технологий и техники, включение его в соответствующую общероссийскую грид-сеть высокопроизводительных вычислений; - развитие корпоративной телекоммуникационной сети университета для поддержки научно-образовательной и инновационной деятельности; - наращивание электронного научно-образовательного контента путем обеспечения доступа к российским и мировым информационным ресурсам. 4. Развитие кадрового потенциала, в том числе: - осуществление эффективных мер по стимулированию молодых ученых, преподавателей и специалистов Университета; - обеспечение преемственности поколений в науке и образовании; - повышение квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических и управленческих работников университета; - повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры; - привлечение кадров из сферы науки и реального бизнеса; - освоение передового международного опыта, приглашение ученых с мировым именем, в том числе бывших соотечественников. 5. Совершенствование управления Университетом, включая: - структурные преобразования; - привлечение к управлению стратегических партнёров; - развитие нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей деятельность университета; - формирование корпоративной культуры; - внедрение информационно-коммуникационных технологий и системы управления качеством во все уровни управления университетом.
В университете ведётся постоянная работа по расширению и уточнению спектра реализуемых профессиональных образовательных программ на основе учёта потребителей региона в специалистах. В настоящее время в университете осуществляется подготовка по 30 направлениям бакалавриата, 15 направлениям магистратуры и 6 специальностям ФГОС, по 7 направлениям бакалавритата, 35 специальностям по ГОС-2, также по 7 специальностям среднего профессионального образования. Структура подготовки специалистов указана в таблице 1 и таблице 2. Таблица 1 Реализуемые основные образовательные программы ВПО
|
Конкурс международных инициативных научно-исследовательских проектов... Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... | Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий... Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Национального исследовательского технологического университета... | ||
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 году | Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2011 году | ||
1. Пояснительная записка Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... | Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2013 году | ||
Николай Левашов Россия в кривых зеркалах Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... | Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом... Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета... | ||
Правила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского... | ||
Программа инновационного развития национального исследовательского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом... Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета... | ||
Конкурс инициативных научных проектов, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант) Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... | Факультет биологии и биотехнологии кафедра биотехнологии Научно исследовательского института проблем биологии и биотехнологии Казахского национального университета им аль-Фараби. Конференция... | ||
Утверждены Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2011 году | Конкурс на лучший инновационный проект бизнес-инкубатора тгу название... Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... |