Правительство Российской Федерации Cанкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дизайн эмпирического исследования Empirical Research Design Язык обучения - русский Трудоемкость учебной дисциплины 2 зачетные единицы Регистрационный номер рабочей программы: -
Санкт-Петербург 2013
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины: развитие навыков самостоятельной творческой профессиональной деятельности в сфере эмпирических социологических исследований – формирование системы установок, убеждений и компетенций, необходимых лидеру исследовательского проекта.
Задачи курса:
(1) провести ревизию накопленных знаний и навыков в области современных технологий социологического исследования, по возможности сформировать целостную картину методических возможностей отрасли и практической применимости известных исследовательских методик;
(2) научить поэтапно принимать ключевые решения в области стратегии и тактики эмпирического исследования;
(3) продемонстрировать приёмы менеджмента исследовательского процесса, включая организацию работы группы исследователей;
(4) объяснить корректные алгоритмы работы с первичными материалами, данными и результатами исследования, включая задачи контроля качества и презентации результатов;
(5) осуществить методическую поддержку магистерских диссертаций слушателей в части выполнения эмпирического исследовательского проекта. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Для успешного освоения дисциплины «Социологический практикум» студентам необходимо:
Освоить базовую методическую дисциплину в области эмпирической социологии на уровне подготовки бакалавров – курс «Методика и техника социологического исследования», или курс «Прикладная социология», или аналогичный по содержанию курс(ы).
Освоить смежные с базовой методической дисциплиной в области эмпирической социологии дисциплины, такие как «Статистика» (в части математических методов анализа количественных данных и расчета выборки), «Информатика» (в части освоения по крайней мере одного прикладного пакета для обработки данных) и т.п.
Освоить базовую дисциплину по теоретической социологии с целью формирования представлений о методологических возможностях отрасли.
Получить в рамках производственной практики или собственной трудовой/общественной деятельности опыт работы в коллективе и представления о функциях руководителя рабочего коллектива.
Сформировать у себя ориентацию на профессиональную деятельность в области эмпирических социологических исследований.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) 1.3.1.Общекультурные компетенции (ОКМ): ОКМ-3 - способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности
ОКМ-4 - готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях 1.3.2 Профессиональные компетенции (ПК): ПК-2 - Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
ПК-3 - Способен осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования
ПК-4 - Готов профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
ПК-6 - Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп
ПК-9 - Способен обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций
ПК-11 - Готов использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры)
ПК-15 - Готов разрабатывать программу социологического исследования, ее календарный план, методики и техники реализации, рассчитывать необходимые человеческие и материальные ресурсы для осуществления научного проекта.
ПК-16 - Способен обрабатывать социологические данные с использованием современных информационных технологий, специализированного программного обеспечения.
ПК-17 - Способен анализировать данные социологических исследований, другую социально релевантную социальную информацию на основе гносеологических и объяснительных возможностей социологической методологии и теории.
ПК05.08 - Готов реализовывать количественную или качественную стратегию исследования, в зависимости от специфики проблемной ситуации, способен применять количественные и качественные методы анализа информации
ПК05.10 - Готов к применению новейших социологических методик для обеспечения реализации задач социального реформирования и решения социальных проблем на современном уровне 1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися. В результате освоения курса слушатель должен получить комплекс профессиональных навыков, необходимых и достаточных для самостоятельного функционирования в качестве организатора и руководителя исследовательского проекта. Требование профессионализма означает способность к реализации поставленной исследователю задачи, независимо от собственных научных, методических и пр. предпочтений. Требование самостоятельности означает способность принимать на себя профессиональную ответственность в качестве первого руководителя исследовательского проекта. Требование лидерства означает также способность проводить исследования, условием выполнения которых является коллективная работа. 1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий.
1.5.1. Методический тренинг – проводится в рамках выбранных студентами потока методических модулей с целью интенсивного обучения основам применения методик и техник сбора первичных социологических данных, предусмотренных программой учебного исследования. Объем методического тренинга 2-4 академических часа ( может изменяться в зависимости от сложности методики и потребности аудитории). Рекомендованные особенности тренинга – парное преподавание, работа с группой не более 15 человек, использование в качестве учебных материалов рабочих документов выполненных исследовательских проектов, поручение студентам реальных технологических заданий.
1.5.2. Полевой семинар – проводится для текущего и итогового обсуждения полевых заданий, которые выполняют студенты. Объем полевого семинара 4-8 академических часов (в зависимости от объема и фактической продолжительности выполнения полевого задания). Рекомендованные особенности – проведение группового обсуждения после начала активной полевой работы для выявления проблем, с которыми сталкиваются студенты и выработки мероприятий по их преодолению, а также оптимизации методики. В ходе семинара в качестве основных используются материалы, собранные студентами в поле.
1.5.3. Аналитический семинар – проводится для текущего и итогового обсуждения аналитических заданий (обработка материалов, подготовка отчетов, записок, публикаций), которые выполняют студенты. Объем аналитического семинара 6-12 академических часов (в зависимости от объема и разнообразия аналитических заданий). Рекомендованные особенности – провдение обсуждений в режиме сопровождения выполнения задания, в т.ч. отдельное обсуждение выбора темы, плана, тезисной версии аналитической работы.
1.5.4. Работа в малой группе – применяется на этапе проектирования учебного исследования (анализ проблемы, постановка задачи,разработка программы и инструментария, пилотаж) с целью выработки навыков коллективной работы. Объем работы преподавателей/консультантов с малыми группами 8-16 академических часов (в зависимости от фактической продолжительности этапа и результативности работы групп). Объем фактической самостоятельной работы студентов в группах – не менее 50% объема самостоятельной работы. Рекомендованные особенности – публичные презентации результатов групповой работы и их обсуждение с участниками других групп.
1.5.5. Консалтинговая поддержка индивидуальной/групповой работы, в т.ч. в режиме он-лайн – применятся с целью оперативного наблюдения и управления технологическими процессами исследования. Объем консалтинговой поддержки – в зависимости от реальной потребности студентов, участвующих в учебном исследовании. Рекомендованные особенности – использование младшего исследовательского персонала (тьюторов), ответственного за отдельные технологические компоненты и/или сопровождение отдельных категорий/групп студентов.
1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля в составе дисцип-лины,
практики и т.п
| Аудиторная учебная работа обучающихся
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| в т.ч. с использованием методических материалов
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| по формам обучения
| М 05.16
Очная
| 34
| 10
| 1
|
|
| 0,25
|
| 2
| 2
|
|
| 52
| 2
| 2
| 24
| 2
|
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Промежуточная аттестация
| Текущий контроль
| Виды
| Сроки
| Формы
| Сроки
| очная форма обучения
| М 05.16
Очная
| Зачет
| 17 неделя
| Контрольная работа (тест), домашнее задание (проект исследования), полевое задание (материалы опроса, интервью, наблюдения или др.)
| 9 неделя
|
|