Информационные системы и технологии





Скачать 179.39 Kb.
НазваниеИнформационные системы и технологии
Дата публикации25.10.2014
Размер179.39 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Информационные системы и технологии

По направлению подготовки 230700 Прикладная информатика

Курс: 2 курс (семестр 4), 3 курс (семестр 5)

Вид промежуточной аттестации: 2 курс-зачёт, 3 курс-экзамен

Кафедра Информационного обеспечения экономической деятельности

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Информационные системы и технологии» является обучение студентов современным информационным технологиям и автоматизированным информационным системам, реализую-щим технологию сбора, хранения и обработки больших объемов данных, формирование навыков использования информационных систем различных классов, выработка умений применения информационных технологий и автоматизированных информационных систем в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика.

Дисциплина «Информационные системы и технологии» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.1).

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания и умения, сформированные в ходе изучения дисциплин математического и естественно-научного цикла: «Информатика и программирование», «Теория систем и системный анализ», а также профессионального цикла: «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации».

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла: «Интеллектуальные информационные системы», дисциплин профессиональ-ного цикла: «Проектирование информационных систем», «Проектный практикум», «Информационная безопасность», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Корпоративные информационные системы», «Проектирование информационно – аналитических систем и систем поддержки принятия решений», а также для последующего прохождения производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества

ОК-5

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию

ОК-8

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-13

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-3

способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра

ПК-4

способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

ПК-5

способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем

ПК-6

способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла

ПК-11

способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла

ПК-12

способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы

ПК-13

способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС

ПК-14

способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС

ПК-16

способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС

ПК-19

способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем

ПК-20

способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- основные виды информационных технологий и систем, функции и структуру информационных систем;

- тенденции развития информационных технологий и систем;

- методы обеспечения информационной безопасности.
Уметь:

- определять основные направления политики организации в управлении информационными системами и информационными ресурсами;

- распознавать различные виды информационных систем и технологий;

- оценивать эффективность различных вариантов построения информационных систем и информационного обеспечения управления.
Владеть:

- навыками решения типовых задач выбора и применения информационных технологий и систем;

- навыками работы в рамках отдельных информационных технологий.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

76




В том числе:







Лекции (Л)

22

4

Практические занятия (ПЗ)

54

4

Самостоятельная работа (всего)

176




Экзамен

36




Общая трудоемкость (час.)


288





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Информация. Основные процессы преобразования информации. Сети информационного обмена.

Информация и данные. Этапы развития информационных систем. Процессы в информационной системе. Основные функции информационной системы.

2

Структура информационной системы и ее основные функции. Классификация информационных систем.

Структура информационной системы. Классификация информационных систем. Виды информационных систем.

3

Документальные информационно-поисковые системы. Пертинентность и релевантность. Функциональная структура ДИПС. Информационно-поисковые языки. Оценка качества ДИПС.

Автоматизированные информационные системы. Документальные и фактографи-ческие информационные системы. Доку-ментальные информационные системы. Пертинентность и релевантность.

Общая структура ДИПС. Информационно-поисковые языки. Оценка качества ДИПС

1

2

3

4

Фактографические информационные системы. СУБД

Фактографические информационные системы. СУБД. Типы данных.

5

Модели данных. Средства ускорения доступа к данным

Методы доступа к данным. Модели данных.

6

Программные средства реализации информационных систем. Основные информационные системы на российском рынке

Программные средства реализации инфор-мационных систем.

Основные информационные системы на российском рынке.

7

Понятие информационных технологий

Эволюция ИТ, стадии и этапы их развития. Роль ИТ в развитии экономики и общества.

Классификация экономических объектов, организация ИТ на различных предприятиях и в организациях различных экономических сфер деятельности. Понятие технологической платформы. Виды технологических платформ, их привязка к различным экономическим объектам.

8

Классификация ИТ

Классификация ИТ. Предметная техноло-гия ИТ. Организация обеспечивающих и функциональных ИТ.

Понятие распределенной функциональной ИТ. Принципы ее построения. Объектно- ориентированные ИТ. Принципы их построения. Технологии открытых систем.

9

Теоретические основы построения ИТ

Технология обработки данных и ее виды. Понятие технологического процесса обработки информации. Классификация технологических процессов. Основные этапы и операции технологических процессов.

Особенности построения различных типов технологических процессов на различных экономических объектах. Методы и средства защиты ИТ. Пользовательский интерфейс ИТ. Стандарты и принципы построения пользовательского интерфейса ИТ.

10

Организация функционирования ИТ

Понятие информационной технологии конечного пользователя. Пользователь-ский интерфейс и его виды.

Графическое изображение технологичес-кого процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя.

11

Организационные формы ИТ

Понятие организационных форм ИТ. Их использование на различных экономичес-ких объектах. Понятие АРМ. Его программная и аппаратная поддержка.

1

2

3







ЛВС, как основа ИТ на экономическом объекте.

Понятие КВС, как организационная форма использования ИТ на предприятиях и в организациях. Электронный офис. Понятие, использование в управленческой и экономической деятельности.

12

Реализация сетевых ИТ на экономическом объекте

Использование инструментальных средств сетевых ИТ в экономической и управленческой деятельности. Использова-ние электронной почты на экономическом объекте в ЛВС. Понятие телеконференции, доски объявлений, авторских ИТ, видеоконференции и системы групповой работы. Принципы их построения, использование в экономической работе.

13

Интегрированные ИТ

Понятие интеграции ИТ. Распределенные системы обработки данных. Программная поддержка использования различных режимов работы пользователя в ИТ.

ИТ «файл-сервер», ее особенности и программная поддержка. ИТ «клиент-сервер», ее особенности и программная поддержка.

14

Глобальные ИТ

Общее понятие глобальных компьютерных сетей. История их возникновения. Основ-ные услуги глобальных ИТ. Организация электронной почты и работы в глобальных информационных сетях.

Геоинформационные системы, мировые информационные ресурсы. Организация информационных хранилищ.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1

Информация. Основные процессы преобразования информации. Сети информационного обмена.

1

4

14

19

2

Структура информационной системы и ее основные функции. Классификация информационных систем.

1

4




5

3

Документальные информационно-поисковые системы. Пертинентность и релевантность. Функциональная структура ДИПС. Информационно-поисковые языки. Оценка качества ДИПС.

2

4

14

20

4

Фактографические информационные системы. СУБД.

2

4

14

20

5

Модели данных. Средства ускорения доступа к данным.

2

4




6

6

Программные средства реализации информационных систем. Основные информационные системы на российском рынке.

2

4

14

20

1

2

3

4

5

6

7

Понятие информационных технологий

1

4

14

19

8

Классификация ИТ

1

4

14

19

9

Теоретические основы построения ИТ

2

4

14

20

10

Организация функционирования ИТ

2

4

14

20

11

Организационные формы ИТ

1

4

14

19

12

Реализация сетевых ИТ на экономическом объекте

2

4

22

28

13

Интегрированные ИТ

2

4

16

22

14

Глобальные ИТ

1

2

16

19



6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Информация. Основные процессы преобразования информации. Сети инфор-мационного обмена.

компьютерная симуляция

4

2

Документальные инфор-мационно-поисковые системы. Пертинентность и релевантность. Функ-циональная структура ДИПС. Информационно-поисковые языки. Оценка качества ДИПС.

компьютерная симуляция

6

3

Глобальные ИТ

разбор конкретных ситуаций

6

Итого (час.)

16

Итого (% от аудиторных занятий)

17,28


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Информация. Основные процессы преобразования информации. Сети информационного обмена.

изучение процессов преобразования информации

собеседование

2

Документальные информационно-поисковые системы. Пертинентность и релевантность. Функциональная структура ДИПС. Информационно-поисковые языки. Оценка качества ДИПС.

контрольная работа

защита

3

Фактографические информационные системы. СУБД.

реферат

доклад

4

Программные средства реализации информационных систем. Основные информационные системы на российском рынке.

контрольная работа

защита

5

Понятие информационных технологий

изучение

собеседование

6

Классификация ИТ

изучение

собеседование

7

Теоретические основы построения ИТ

изучение

собеседование

8

Организация функционирования ИТ

изучение

собеседование

9

Организационные формы ИТ

изучение

собеседование

10

Реализация сетевых ИТ на экономическом объекте

курсовая работа

защита

11

Интегрированные ИТ

реферат

доклад

12

Глобальные ИТ

реферат

доклад


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование);

- письменные (выполнение контрольных работ, курсовой работы, рефератов).

Перечень тем рефератов, контрольных и курсовых работ, приводятся в разделе 2 Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Этапы проведения экзамена (зачета)
1. Этап – Защита контрольных работ

(название этапа)

2. Этап - Зачёт

(название этапа)

3. Этап- Защита курсовой работы

(название этапа)

4. Этап- Экзамен

(название этапа)

Вопросы к зачету и экзамену приводятся в разделе 2 Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник. Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2002.

  2. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов / В.Л. Бройдо – СПб.: Питер, 2003.

  3. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс. Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002 (УМО).

  4. Информатика: Базовый курс / С.В.Симонович и др. – СПб.: Питер, 2001.

  5. Информационные технологии: учеб. пособие / под ред. И.А. Коноплевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


9.2. Дополнительная литература

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Семенов М.И. и др. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  2. Галкин В.А., Григорьев Ю.А. Телекоммуникации и сети: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2003.

  3. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник / Барановская Т.П., Лойко В.И. и др. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  4. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Симонова.– Рн/Д.: Феникс, 2002.

  5. Б. Карпов. Microsoft Access 2000: справочник. – СПб.: Питер, 2001.

  6. В.В. Корнеев, А.Ф. Гареев, С.В. Васютин, В.В. Райх. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. – М.: «Нолидж», 2000.

  7. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. СПб, 2001.

  8. Попов В.М. Глобальный бизнес и информационные технологии. – М.: ФиС, 2001.

  9. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  10. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. – М.: Бином, 2003.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Стандартное программное обеспечение для работы с текстовыми, табличными, графическими и видео-документами, файловой системой, интернетом, базами данных и презентациями.

1. www.ixbt.com

2. www.google.ru

3. www.rambler.ru

4. www.yandex.ru

5. www.yahoo.com
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Приводится перечень:

- компьютерные и аудиторные классы факультета менеджмента;

- проектор, ноутбук, слайды, персональные компьютеры;

- сетевое проводное и беспроводное оборудование.

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «Информационные системы и технологии» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Информационные системы и технологии». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационные системы и технологии iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...
Информационные системы и технологии iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62...
Информационные системы и технологии iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Информационные системы и технологии iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
Информационные системы и технологии iconПрограмма по дисциплине «Распределенные информационные системы»
Учебная программа по дисциплине «Распределенные информационные системы» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена...
Информационные системы и технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные...
Информационные системы и технологии iconМинистерство образования и науки государственное образовательное учреждение
Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению...
Информационные системы и технологии iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются
Информационные системы и технологии iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины. Дисциплина «Языки программирования»
Ступников А. А. Языки программирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления...
Информационные системы и технологии iconРабочая программа составлена на основании требований: Федерального...
Плана учебного процесса бгту им. В. Г. Шухова по направлению подготовки 230201 «Информационные системы и технологии», введенного...
Информационные системы и технологии icon1. Информационные системы и технологии
Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие/Под ред проф. Б. Е. Одинцова, и проф. А. Н. Романова. М.: Вузовский...
Информационные системы и технологии icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 3 курса, института спорта и физического воспитания,...
Информационные системы и технологии icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 4 курса института спорта и физического воспитания,...
Информационные системы и технологии iconМетодические указания для студентов-магистрантов дневной формы обучения...
Методическая разработка предназначена для студентов- магистрантов направлений 230400. 68 «Информационные системы и технологии» и230100....
Информационные системы и технологии iconРабочая программа по направлению 230400 «Информационные системы и технологии»
Рабочая программа составлена доцентом А. В. Жаровым на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Информационные системы и технологии iconРабочая программа по дисциплине «Архитектура ЭВМ и систем» для специальности...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 230201 – «Информационные системы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск