Скачать 0.64 Mb.
|
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТАЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ № 1. Как нужно запоминать определения терминов и закономерностей. 1. Запишите определения термина в тетрадь. 2. Прочтите записанное. 3. Изобразите определение в виде рисунка, схемы, слов и сравните с записью. 4. Прочтите изображение. 5. Повторите два-три раза весь цикл. № 2. Как составить план текста. 1. Прочтите предложенный текст и запишите его название. 2. Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст. 3. Запишите названия для каждого из разделов текста в тетрадь – это и есть план текста. № 3. Как составить конспект. 1. Запишите в тетради тему конспекта, то есть название параграфа учебника. 2. Прочтите внимательно материал параграфа и подчеркните во время чтения карандашом основные идеи, которые составляют тему конспекта. 3. Запишите в тетради или изобразите с помощью схем основные идеи темы. 4. Прочтите еще раз параграф и проверьте полноту выписанных идей. № 4. Как составить схему. 1. Прочтите предложенный текст и запишите его название 2. Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия. 3. Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста. 4. Дополните схему примерами. № 5. Как заполнить таблицу. 1. Прочтите названия оглавлений таблицы. 2. Прочтите текст учебника и с помощью карандаша, укажите в нем материалы к каждой графе. 3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде. № 6. Как составить аннотацию. 1. Прочтите предложенный текст и запишите его название. 2. Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст. 3. Запишите в тетради аннотацию текста по схеме “В тексте рассказывается о…”, затем включите названия разделов текста. № 7. Как составить реферат. 1. Запишите название реферируемой статьи. 2. Запишите проблемы-затруднения, о которых идет речь в статье. 3. Запишите решения проблем, которые предложены автором статьи. 4. Проведите системный анализ этих проблем и запишите ваши решения. 5. Запишите Ф. И. О. автора, название статьи, название журнала, год, номер страницы. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ Задания для формирования в развития учебных умений – это задания, с помощью которых учащиеся учатся воспринимать и преобразовывать научную информацию. К этой группе относятся задания следующих видов: 1. Задания для формирования и развития навыков беглого чтения, письма, устного счета, поиска необходимой информации в литературе. 2. Задания для развития памяти учащихся. 3. Задания по составлению схем, таблиц. 4. Задания во составлению аннотаций. 5. Задания во составлению планов текстов. 6. Задания по изменению, дополнению и составлению конспектов. 7. Задания по составлению рефератов. 8. Комплексные задания (составление схеме и заполнение таблицы, плана текста, аннотаций и др.). Учебные задания для формирования и развития учебных умений являются основой для обеспечения эффективной учебной деятельности учащихся. Работа учителя в первую очередь должна быть направлена на формирование учебных умений у детей, в противном случае нарушается полноценное восприятие учебной информации. Плохо воспринимаемая учебная информация не может быть использована в репродуктивной и, тем более, в творческой деятельности. Поэтому нарушается процесс формирования знаний и убеждений. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ 1. Обеспечение учащихся комплектами алгоритмов выполнения заданий для формирования в развития учебных умений. 2. Выполнение заданий должно осуществляться по следующей методике: 1) чтение задания и фиксация понимания его учащимися; 2) выбор алгоритма выполнения задания; 3) выполнение задания; 4) контроль правильности выполнения задания. Если учащиеся выполняют задание впервые, то учитель должен контролировать выполнение каждой операции. 3. Приоритетное формирование навыков беглого чтения, осмысленного письма, поиска необходимой информации в литературе и запоминания определений, терминов и закономерностей. Одной из причин резкого снижения успеваемости учащихся при переходе из начальной в основную школу является отсутствие входного контроля уровня развития учебных умений у детей. Учителя предлагают учащимся различные виды заданий для развития учебных умений, но при этом забывают проверить уровень умений детей бегло читать, осмысленно писать, находить в учебнике необходимую информацию и запоминать определения терминов и закономерностей. Эти умения являются основными для успешной учебы и в большинстве случаев слабо развиты у детей к пятому классу. Возникает проблема повышения уровня учебных умений при отсутсвии времени для изучения основного материала по предмету. Во-первых, необходимо провести входной контроль и определить количество детей, у которых эти умения слабо развиты. Во-вторых, необходимо всем учителям, работающим в пятых классах договориться о том, кто и какие приоритетные учебные умения будет развивать у учащихся на своих уроках, потому что одному учителю это сделать очень сложно. В-третьих, понятие, что без дополнительных занятий с этими детьми не обойтись. Важно, чтобы на дополнительных занятиях главное внимание уделялось бы развитию этих учебных умений, а не только выполнению домашних заданий. Учитель должен научить ребенка учиться, помогать ему в процессе учебы, но учиться ребенок должен сам, 4. Поэтапное обучение учащихся структурированию текстов: составление планов текстов > составление схем текстов > изменение конспекта > дополнение конспекта > самостоятельное составление конспекта. Изучение науки осуществляется через ознакомление учеников с научной информацией в учебных пособиях. При этом учитель не ставит задачу запомнить весь материал параграфа, а только главное из него. Структурирование научных текстов – это формирование умения увидеть главное в этих текстах. 5. Поэтапное обучение учащихся преобразованию текстов: составление таблиц > составление аннотаций > доставление рефератов. Преобразование текста – это умение кратко изложить большой по объему материал текста. 6. Комбинирование заданий – это объединение заданий для структурирования в преобразование нужных текстов. Например, составление схемы текста и аннотации, составление плана текста и заполнение таблицы. Комбинирование заданий осуществляется после того, как сформированы отдельные учебные умения. РЕПРОДУКИВНЫЕ ЗАДАНИЯ Репродуктивные задания – это учебные задания, которые выполняются с помощью изученных закономерностей (правил, орфограмм). В учебных предметах разработано огромное количество репродуктивных заданий на каждое изучаемое правило. Однако, при работе с репродуктивными заданиями во многих случаях учителя допускают ошибки, снижающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо придерживаться следующих простых правил. 1. Репродуктивные задания выполняются до формирования умения применять изученное правило у большинства учащихся в классе. Первая крайность. После ознакомления учащихся с новым правилом, учитель предлагает учащимся выполнить несколько задания с помощью этого правила и не убедившись, сформировано ли у учащихся умение применять это правило или нет, начинает знакомить их со следующим правилом. Вторая крайность. После ознакомления учащихся с новым правилом, учитель предлагает им выполнять только репродуктивные задания на это правило до конца изучения темы. Через два-три урока у большинства учащихся уже сформировано умение применять это правило, но учитель этого не видит и продолжает предлагать репродуктивные задания. О развитии творческих умений и убеждений учащихся в этом случае говорить не приходится, на это просто не хватает времени. Итак, первое правило говорит, что после ознакомления с новой закономерностью учащиеся выполняют репродуктивные задания до того момента, пока у большинства не будет сформировано умение его применять для выполнения этих заданий. Как это проверить? Очень просто: “Поднимите руки те, кто умеет применять это правило для решения задач”. То есть, необходимо включать обратную связь. Что дальше? Те ученики, у которых уже сформировано репродуктивное умение, приступают к выполнений творческих заданий, а те, у которых это умение еще не сформировано, продолжают выполнять репродуктивные задания. По сути дела, это элементарная дифференциация учебных заданий в зависимости от уровня развития умений у учащихся. При этом выбор заданий предоставляется ученикам. 2. Объединение изученных закономерностей в алгоритмическую систему. По каждому предмету в течение учебного года ученики изучают большое количество правил. И даже если учитель регулярно проводит уроки, обобщая и систематизируя ранее изученный материал, к концу учебного года учащиеся помнят далеко не все изученные правила, не говоря уже о правилах, которые изучали в предыдущие года;. Как же обеспечить хорошие знания у учащихся изученных правил? Для этого необходимо составлять и регулярно дополнять алгоритмические системы репродуктивных правил. Алгоритмические системы правил – это комплекты изученных правил, систематизированные от наиболее общих до более узких. Алгоритмические системы правил могут быть записаны в виде схемы в рабочей тетради или в отдельной тетради, но они должны быть постоянно перед учениками и соответственно регулярно дополняться правилами. Многократное применение систем правил в течение учебного года для выполнения различных репродуктивных заданий, обеспечивает их непроизвольное запоминание и, что более важно, постоянное повторение. 3. Параллельное выполнение учащимися репродуктивных и творческих заданий. Первая крайность. В начале изучения темы, учащиеся знакомятся с основными теоретическими положениями, затем несколько уроков подряд выполняют репродуктивные задания и после этого переходят к выполнению творческих. Вторая крайность. Начиная с первого урока по теме, учитель предлагает учащимся наряду с репродуктивными и творческие задания, при этом не обеспечивая детей алгоритмами их выполнения. Параллельное выполнение репродуктивных и творческих заданий необходимо для систематического развития репродуктивных и творческих умений у детей. В этих процессах не может быть разрывов. Однако выполнение творческих заданий на первом уроке по теме должно быть обеспечено алгоритмами, которые учащиеся ухе умеют применять. Таким образом, процесс формирования и развития знаний и убеждений осуществляется на протяжении всего времени изучения темы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Практические задания – это задания, с помощью которых у учащихся формируются и развиваются правильные практические действия. Виды практических заданий 1. Наблюдение. 2. Измерение. 3. Опыт. 4. Моделирование (текстовое, графическое, техническое). 5. Конструирование. 6. Проектирование. 7. Исследование. Особенности технологии применения практических заданий в учебно-воспитательном процессе 1. Приоритетное обучение учащихся наблюдениям, измерениям, проведению опытов, моделированию. 2. Практические задания применяются параллельно с репродуктивными и творческими (а основном моделирование). 3. Постепенное увеличение уроков, направленных на обучение учащихся конструированию, проектированию и исследованию (учебному и научному). 4. Изучение отдельных тем в старших классах по технологиям проектирования, конструирования, исследования. АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ № 1. Как провести наблюдение. 1. Выберите систему (тело, вещество, процесс, явление) для наблюдений. 2. Определите признаки системы, которые вы будете измерять (размеры, форму, цвет, изменения процессов и явлений, агрегатное состояние и др.) и периодичность наблюдений (через сколько часов, дней). 3. Составьте таблицу для записи результатов наблюдений и измерений. 4. Проведите наблюдения, результаты запишите в таблицу и сделайте выводы. № 2. Правила измерений. 1. Проведите последовательное измерение изменений у системы. 2. Сравните измеряемую систему с эталоном, размеры которого известны. 3. Проведите измерения по копии системы или ее фотоснимку. 4. Измените измеряемую систему так, чтобы отпала необходимость в ее измерении. № 3. Как провести опыт. 1. Выберите систему для опыта. 2. Определите признаки системы, которые вы будете измерять (размеры, форму, цвет, изменения процессов и явлений, агрегатное состояние и др.). 3. Подготовьте контроль: поместите один экземпляр системы в обычное для него условия. 4. Подготовьте опыт: поместите другой экземпляр системы в измененные (по вашему желанию) условия. Возможно изменение физических, химических, биологических и социальных условий. 5. Определите периодичность наблюдений и измерений. 6. Составьте таблицу для записи результатов опыта. 7. Проведите опыт, результаты занесите в таблицу и сделайте выводы. Моделирование – это построение копий систем. Различают текстовое, графическое и техническое моделирование. Текстовое – это построение текстовых моделей систем (схемы, таблица, конспекты, сочинения, рефераты). Графическое – это построение графиков, диаграмм, уравнений, рисунков и др. Техническое – это построение моделей из бумаги, картона, пластилина, древесины, пластмасс, металла, камня, компьютерные модели. № 4. Как построить график. 1. Строим оси координат и указываем на них обозначения параметров. 2. Рисуем график-линию в соответствии с параметрами задания. Для каждого вида технического моделирования необходимо создавать специальные алгоритмы. Конструирование – это построение субъективно или объективно новых систем. № 5. Алгоритм конструирования. 1. Выберите систему для конструирования. 2. Составьте схему будущей конструкции (в нескольких вариантах). 3. Изучите материалы учебной и научно-популярной литературы по теме конструирования и внесите изменения в схему. 4. Определите и решите проблемы, которые возникнут в процессе конструирования. 5. Сконструируйте систему и проведите ее практическую проверку. 6. Внесите изменения в конструкцию на основе практической проверки. Проектирование – это преобразование естественной или искусственной среды. № 6. Алгоритм проектирования. 1. Выберите участок естественной или искусственной среды и сформулируйте проблему проекта. Проблема проекта – это затруднение в жизнедеятельности естественной среды или недостаточность условий в искусственной среде, которое необходимо преодолеть или изменить в результате преобразования. В дальнейшем проектирование осуществляется аналогично конструированию, при этом на пятом шаге строится модель проекта (или несколько), которая детально анализируется всеми учениками. Исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез. № 7. Как провести исследование. 1. Запишите проблему исследования: что необходимо установить или доказать в процессе исследования. 2. Проведите изучение учебной и научно-популярной литературы по проблеме исследования и составьте конспект основных идей, которые можно использовать для решения проблемы. 3. Проведите анализ проблемы и предложите несколько гипотез для ее решения. 4. Проведите практическую проверку гипотез и сделайте вывода. 5. Составьте реферат по выполненному исследованию. |
Педагогическая технология Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической... | Правила составления тестовых заданий Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической... | ||
В 7 «б» классе 19 человека среди них 11 мальчиков и 8 девочек. В... Есть учащиеся, которые требуют к себе особое внимание, слабо учатся, невнимательны на уроках, часто не готовят домашние задания:... | Методическая разработка урока русского языка в 5 классе М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, алгоритм), «развёртывать» информацию из ключевых... | ||
Тестовая система нечеткого оценивания знаний по информатике Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М/п: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему, преобразовывать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М/п: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему, преобразовывать... | Блок «Химический элемент» В этом блоке представлены задания с выбором одного правильного ответа. Это задания А1 и А2 | ||
Урок алгебры в 10 классе. Учитель математики: Симонян С. М ... | 5а класс Домашние задания на период с 31января по 4 февраля. Уважаемые... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | ||
11 класс Задания для выбора ответа («да» — если высказывание верно,... «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроке ученики, работая на компьютере, проводят эксперимент, выполняют тестовые задания. Некоторые задания при объяснении и закреплении... | ||
Клиническая фармакология Тестовые задания В пособии разработаны пять занятий по данной дисциплины, в которых указаны основные лекарственные препараты, их свойства, рецептурная... | Тема самообразования Разные формы работы с книгой, работа с дополнительной литературой, тестовые и разноуровневые самостоятельные работы, творческие задания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А- на слух воспринимать информацию, передаваемую с помощью несложного текста, и выражать свое понимание в требуемой форме | Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать,... |