Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание





Скачать 73.21 Kb.
НазваниеУрок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание
Дата публикации02.09.2014
Размер73.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок


УРОК 41.

Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

6/4ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.





II. Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания.



При помощи приставок и суффиксов: без­(бес­), раз­(рас­), ­ист, ­н­ образовать слова от данных, обозначить орфограммы.

Образец записи:

Баян – баянист, …

Слова для диктанта: баян, вкусный, гитара, пианино, считать, температура, здесь, рекорд.

– Какие способы словообразования вы использовали?

– Какие слова из домашней работы образованы суффиксальным способом?

– Какие части речи преобладают среди слов, образованных суффиксальным способом? (Прилагательные.)

– Каким способом образовано слово набережная? (Приставочно­суффиксальным.) Докажите это.



Познавательные УУД

Анализировать, обобщать, делать выводы.



III. Формулирование темы и целей урока.


В домашнем упражнении встретилось слово разноцветные.

– В чём его особенность? (Сложное слово.)

– Как вы думаете, каким способом оно образовано?

– Сформулируйте тему и цель урока. (Сложные слова. Как образуются сложные слова?)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.



IV. Актуализация и углубление изученного.



Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_rus_5kl_ur41).

1. Вопросы после рубрики «Вспоминаем то, что знаем», §20, которые помогут актуализировать знания по теме «Сложные слова».

2. Чтение текста в рамке о способах образования сложных слов.

Беседа, проверяющая понимание.

– Что нового вы узнали? (О двух способах образования сложных слов.)

– Чем отличаются эти способы образования? (В сложно­суффиксальном соединяются два корня и добавляется суффикс.)

– Что общего в структуре слов, образованных сложением и сложно­суффиксальным способом? (Есть два корня и буква соединительного гласного.)

– Изобразите в виде схем эти два способа словообразования.



Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).




V. Развитие учебно­языковых умений.



Упр. 195 – развивается умение образовывать сложные слова и правильно их писать, графически обозначать орфограмму­букву соединительного гласного в сложных словах; различать способы словообразования сложных слов: сложение основ и сложно­суффиксальный.

В процессе устного разбора выясняется лексическое значение слов в каждой группе, их смысловая общность. Затем слова записываются группами.

В 1­й и 3­й группах способ словообразования – сложение основ, во 2­й и 4­й – сложно­суффиксальный, так как нет слов славослов, многослов, противоречь и т.п.

Словообразовательный разбор слова красноречие: от двух основ красная (красивая) и речь (с помощью буквы соединительного гласного о) и суффикса ­ий, способ – сложно­суффиксальный (не сложение основ, так как не существует слова красноречь).

Морфемный: красн/о/реч/ий/э.
Упр. 196 – развивается умение находить сложные слова в тексте, различать привычные (общеупотребительные) сложные слова (самолёт) и авторские образования (словоизобретения), образовывать сложные слова по заданным моделям.

Авторские новообразования – смехоград (по аналогии с Волгоград, Калининград и др.), смеходром (по аналогии с космодром, аэродром).

– Является ли сложным слово Хохотания? (Нет, образовано с помощью суффикса от слова хохотать.)

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.



VI. Постановка проблемного вопроса урока и открытие новых знаний.


1. Наблюдение над двумя группами слов, отграничение известного и нового материала, формулирование вопросов на основе получения новой информации.

Работа в парах по вопросам учебника после рубрики «Определяем основной вопрос урока».

2. Упр. 197 – наблюдение над произношением, образованием и значением новой группы слов.

– Прочитайте ключевые слова урока, дайте название новой группе слов.

П. Учитель может ввести термин аббревиатура для сложносокращённых слов.

3. Чтение определения сложносокращённых слов в рамке.

4. Уточнение и углубление понимания материала с помощью вопросов после текста в рамке. Развитие умений читательской деятельности.

– Задайте вопросы к каждой части текста в рамке и составьте вопросный план.

1) Что такое сложносокращённые слова?

2) Как они образуются?

3) Как записываются?

4) Как определить род сложносокращённых слов?

– Представьте полученную информацию в виде схемы «Способы образования сложных слов» (для проверки можно использовать материал предметного диска – схема «Способы образования сложных слов» к §20).


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему).




VII. Первичное применение новых знаний, развитие учебно­языковых умений.



Упр. 198 – развивается умение образовывать и писать сложносокращённые слова, правильно их произносить.

Выполняется устно, затем письменно под руководством учителя.

Упр. 199 – развивается умение определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с формами глаголов в прошедшем времени.

Выполняется в парах с последующей коллективной проверкой.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



VIII. Итог урока.



– В каких случаях в речи лучше употреблять сложносокращённые слова (аббревиатуры), а в каких – составные собственные наименования?

– Как пишутся сложносокращённые слова?

– Расшифруйте аббревиатуры:

РФ, СССР, МХАТ, ГИБДД.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ


IX. Домашнее задание.



1. Определение в рамке (рассказ по плану).

2. Задание на выбор: упр. 200, жизненная задача.

Учителю необходимо проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять). Ученики разбиваются на группы, назначается руководитель проекта, который докладывает учителю о ходе работы. Результаты должны быть представлены в виде презентации словника словаря.







© ООО «Баласс», 2012 Страница


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconТема: Сложные слова
...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок русского языка в 3-м классе на тему: "Сложные слова"
Обучающие: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconТема урока: «Сложные слова»
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconТема урока: Сложные слова( 3 класс по системе Л. В. Занкова) Цели
...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми...
Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconЗадачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова»,...
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУчитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 9 Тема урок
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconКонспект открытого урока по русскому языку во 2»В» классе по теме...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок по русскому языку Тема: «Сложные слова»
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая...
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу»
Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с сочетаниями чу/ щу
Урок 41. Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание iconУрок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание...
Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск