УРОК 41.
Тема: Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
6/4ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
| I. Оргмомент.
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II. Тренировочный словарный диктант с элементами проверки домашнего задания.
| При помощи приставок и суффиксов: без(бес), раз(рас), ист, н образовать слова от данных, обозначить орфограммы.
Образец записи:
Баян – баянист, …
Слова для диктанта: баян, вкусный, гитара, пианино, считать, температура, здесь, рекорд.
– Какие способы словообразования вы использовали?
– Какие слова из домашней работы образованы суффиксальным способом?
– Какие части речи преобладают среди слов, образованных суффиксальным способом? (Прилагательные.)
– Каким способом образовано слово набережная? (Приставочносуффиксальным.) Докажите это.
|
Познавательные УУД
Анализировать, обобщать, делать выводы.
|
III. Формулирование темы и целей урока.
| В домашнем упражнении встретилось слово разноцветные.
– В чём его особенность? (Сложное слово.)
– Как вы думаете, каким способом оно образовано?
– Сформулируйте тему и цель урока. (Сложные слова. Как образуются сложные слова?)
| Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и цель урока.
|
IV. Актуализация и углубление изученного.
|
Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_rus_5kl_ur41).
1. Вопросы после рубрики «Вспоминаем то, что знаем», §20, которые помогут актуализировать знания по теме «Сложные слова».
2. Чтение текста в рамке о способах образования сложных слов.
Беседа, проверяющая понимание.
– Что нового вы узнали? (О двух способах образования сложных слов.)
– Чем отличаются эти способы образования? (В сложносуффиксальном соединяются два корня и добавляется суффикс.)
– Что общего в структуре слов, образованных сложением и сложносуффиксальным способом? (Есть два корня и буква соединительного гласного.)
– Изобразите в виде схем эти два способа словообразования.
|
Познавательные УУД
Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).
|
V. Развитие учебноязыковых умений.
| Упр. 195 – развивается умение образовывать сложные слова и правильно их писать, графически обозначать орфограммубукву соединительного гласного в сложных словах; различать способы словообразования сложных слов: сложение основ и сложносуффиксальный.
В процессе устного разбора выясняется лексическое значение слов в каждой группе, их смысловая общность. Затем слова записываются группами.
В 1й и 3й группах способ словообразования – сложение основ, во 2й и 4й – сложносуффиксальный, так как нет слов славослов, многослов, противоречь и т.п.
Словообразовательный разбор слова красноречие: от двух основ красная (красивая) и речь (с помощью буквы соединительного гласного о) и суффикса ий, способ – сложносуффиксальный (не сложение основ, так как не существует слова красноречь).
Морфемный: красн/о/реч/ий/э. Упр. 196 – развивается умение находить сложные слова в тексте, различать привычные (общеупотребительные) сложные слова (самолёт) и авторские образования (словоизобретения), образовывать сложные слова по заданным моделям.
Авторские новообразования – смехоград (по аналогии с Волгоград, Калининград и др.), смеходром (по аналогии с космодром, аэродром).
– Является ли сложным слово Хохотания? (Нет, образовано с помощью суффикса от слова хохотать.)
| Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
Личностные результаты
1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.
|
VI. Постановка проблемного вопроса урока и открытие новых знаний.
| 1. Наблюдение над двумя группами слов, отграничение известного и нового материала, формулирование вопросов на основе получения новой информации.
Работа в парах по вопросам учебника после рубрики «Определяем основной вопрос урока».
2. Упр. 197 – наблюдение над произношением, образованием и значением новой группы слов.
– Прочитайте ключевые слова урока, дайте название новой группе слов.
П. Учитель может ввести термин аббревиатура для сложносокращённых слов.
3. Чтение определения сложносокращённых слов в рамке.
4. Уточнение и углубление понимания материала с помощью вопросов после текста в рамке. Развитие умений читательской деятельности.
– Задайте вопросы к каждой части текста в рамке и составьте вопросный план.
1) Что такое сложносокращённые слова?
2) Как они образуются?
3) Как записываются?
4) Как определить род сложносокращённых слов?
– Представьте полученную информацию в виде схемы «Способы образования сложных слов» (для проверки можно использовать материал предметного диска – схема «Способы образования сложных слов» к §20).
|
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему).
|
VII. Первичное применение новых знаний, развитие учебноязыковых умений.
|
Упр. 198 – развивается умение образовывать и писать сложносокращённые слова, правильно их произносить.
Выполняется устно, затем письменно под руководством учителя.
Упр. 199 – развивается умение определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с формами глаголов в прошедшем времени.
Выполняется в парах с последующей коллективной проверкой.
| Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
VIII. Итог урока.
|
– В каких случаях в речи лучше употреблять сложносокращённые слова (аббревиатуры), а в каких – составные собственные наименования?
– Как пишутся сложносокращённые слова?
– Расшифруйте аббревиатуры:
РФ, СССР, МХАТ, ГИБДД. – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
|
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ
|
IX. Домашнее задание.
|
1. Определение в рамке (рассказ по плану).
2. Задание на выбор: упр. 200, жизненная задача.
Учителю необходимо проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять). Ученики разбиваются на группы, назначается руководитель проекта, который докладывает учителю о ходе работы. Результаты должны быть представлены в виде презентации словника словаря.
|
|
© ООО «Баласс», 2012 Страница
|