Скачать 79.74 Kb.
|
МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2» Комарова Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Первая квалификационная категория УРОК-ИГРА ТЕМА: СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ. (VI КЛАСС) «Как договорились между собой гласные о и е в сложных словах». Цели и задачи урока:
Ход урока:
пар, возить→паровоз, пять, угол→пятиугольник.
школа, интернат→школа-интернат Бел, город→Белгород.
Запишите названные слова и выделите корни.
- Угадали? Все? Тогда отмечайте: «плюс» за сообразительность. А вот один мальчик написал отгадку так (показываем на доске): «пылисос», «вадапровод». Вы наверняка знаете этого «грамотея». Он, конечно, просил его не выдавать. А я и не собираюсь называть его имя. Вы его узнаете по приметам. Он «носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком». Да, это Незнайка — герой Н. Носова, вы узнали его по описанию одежды («плюс» или «минус» в графу «наблюдательность»). Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает Незнайка? Исправьте слова и назовите орфограммы
Фирма «Грамматикус» предлагает лучшее средство от орфографических ошибок — учебник русского языка! Изучайте правила, и ошибок в ваших работах станет в 10 раз меньше! Орфограмма под № 30 избавит вас от неприятностей в школе и дома! Изучайте орфограмму «Соединительные о и е в сложных словах»!!!
(Записи «по ходу чтения» делаются на черновике.) Было это давным-давно, В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Возле Грамматической речки Жили-поживали слова и словечки. Вместе ели, пили, веселились, Никогда ничем не гордились, Не ссорились, не зазнавались: Простыми слова назывались. Но однажды у Грамматической речки Появились странные человечки: Буквы О да Е — сбежали из алфавита, Стали словам нашептывать сердито: «Эх вы, простаки и простушки, Раскройте глазки, прочистите ушки! Скажем вам не в обиду, Уж очень вы простые с виду! Репутация у вас простофилей. Это теперь немодно, Неприлично, неблагородно! И у Грамматической речки Взбунтовались простые словечки. Говорят: «Не хотим быть простыми словами, Пусть все шапку снимают пред нами Нас приветствуют издалека Все поклонники русского языка! Хотим быть словами сложными! Такое превращение не возможно ли?» Только одного желания мало! Как это сделать? Буква О подсказала: «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам. Времени не тратьте даром». (Одновременно показываем рисунки.) Птица полетела к слову ловить, Луна покатилась к слову ходить, Вода потекла к слову падать. Но их ведь чем-то соединять надо! Распадаются две половинки Без скрепляющей золотой серединки. Возмутители спокойствия О да Е Решили словам помочь в беде: «Будем мы между согласными Соединительными гласными!» Правда, О немного ленивой была, Не много дела себе взяла: После твердых согласных становиться решила. А буква Е, подругу свою любя, Согласилась остальное взять на себя. (Вывод на таблице.) После мягких согласных, шипящих и ц В сложных словах пусть всегда будет Е! А после твердых пусть будет О - Не перепутает их никто! - Итак, проверим задание: сложные слова (открыть контрольную запись): луноход, водопад, птицелов; отмечайте: «плюс» или «минус» за сообразительность и память; фразеологизмы — за наблюдательность; незнакомое слово репутация (прочитать статью в толковом словаре). - А у вас какая репутация? Очень хочется, чтобы общественное мнение о вас, ребята, было хорошим, чтобы о вас говорили: «У них отличная репутация!» - Еще раз посмотрим на рисунки: почему из-за забора выглядывают с рогатками Я и А? Какая репутация у тех, кто имеет рогатки? Правильно, это забияки, задиры, драчуны (слова-синонимы). V. Игра «Верни слово» - Устали? Давайте играть. Мяча у нас нет, но нам часто его заменяют слова. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова — это проверка памяти: Лес, рубить→ лесоруб. Каша, варить →кашевар. Общий, жить →общежитие. Атом, ходить→ атомоход. Буря, ломать→ бурелом. Запишем в тетради полученные слова. Оцените свою память (открываем контрольную запись на доске). VI. Путешествие - А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на поезде. Вот ваши билеты (карточки со словами, в которых пропущены соединительные гласные). Выполните задание в билетике («вставьте правильно пропущенную букву») и постарайтесь на нужной станции заменить билет на красный квадрат. Тогда можно будет ставить плюс в графу «внимание». - Итак, осторожно, двери закрываются, следующая станция Аппетитная (ведь нам надо подкрепиться перед дорогой). 1. Станция Аппетитная Ученики сдают карточки со словами: пищеварение, картофелечистка, электромясорубка, кофемолка, соковыжималка, скороварка, овощерезка, хлеборезка. 2. Станция Природоведческая - Следующая станция Природоведческая. (Солнцепек, листопад, снегопад, ледоход, землетрясение.) 3. Станция Географическая - Следующая станция Географическая. (Мореплавание, путешествие, кораблекрушение.) 4. Станция Историческая - Осторожно, двери закрываются, следующая станция Историческая. Здесь нас ждет замечательная встреча: Петр Первый. Как много сделал он для Отечества: строил корабли, города, одолел шведов на суше и на море. (Слова кораблестроитель и полководец). - На станции Историческая находим машину времени, переводим стрелки назад, в каменный век... Чем это занимаются первобытные люди?(земледелие, скотоводство.) 5. Станция Литературная - Возвращаемся через станцию Литературную. О, сколько здесь народу! Монах Нестор, автор первой русской летописи, герой «Повести временных лет»; герой сказки «По щучьему велению»; дедушка Крылов... (Летописец, Кожемяка, лежебока, баснописец). Поставьте «плюс» в графе «внимание». VII. «Добро и зло» - Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше — добра или зла? Придумайте сложные слова с корнями добр(о) изл(о). Выполнить задание по вариантам: 1вар – добро, 2 вар – зло. Ставим «плюс» в графу «память», если вспомнили такие слова. Добро победило зло! VIII. Последнее испытание: повтори правила (пометка в графе «память»). IX. Выводы: Итак, мы сегодня выучили орфограмму № 30, проверили свои способности, узнали, над чем надо еще работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию! X. Подведение итогов игры. |
Урок русского языка. 3 класс Тема: Соединительные гласные в сложных словах. Цели урока Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось новое сложное слово? | Урок русского языка в 6 классе. Соединительные гласныеоиев сложных... Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | ||
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для... | Тема: Сложные слова Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;... | ||
Урок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1) | Урок по русскому языку 5 класс тема: «Сложные предложения» ... | ||
Тема урока: «Сложные слова» Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных... | Урок 2(80). Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова» Цели: повторить изученное о словах; провести наблюдение за словами и на его основе ввести термин однокоренные слова, показать их... | ||
Урок Дата Тема (подтема) Чтение буквосочетания «ng» в словах. Активизация лексико- грамматического материала в речи | Конспект урока физической культуры моу школа №80 Класс 11 учитель... Совершенствование изученных элементов техники в учебной игре. Двухсторонняя игра с добавлением второго мяча | ||
Тема урока: Соединительные и краевые швы Ознакомить учащихся с понятием, видами назначением соединительных и краевых швов | Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Цель урока: закрепить и обобщить знания по теме: «Каким бывает музыкальное содержание» | ||
Урок русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» Развивать умения распознавания частей речи в тексте; умения видеть орфограммы в словах и уметь доказывать правильность их написания... | Урок-игра по типу телевикторины «Своя игра» Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка | ||
Урок – обобщение «виды соединения проводников» 8 класс Оборудование: источник тока, реостат, лампочка на подставке, сопротивление, соединительные провода, амк, тестовые задания | Урок русского языка во 2 в классе кро. Тема: Буквосочетания ча-ща,чу-щу (обобщение) Планируемые результаты (предметные): находить в словах буквосочетания ча-ща,чу-щу, применять правило при написании слов |