Скачать 0.69 Mb.
|
Урок 1. Вспомним и узнаем новое Цели: повторить изученное о словах; провести наблюдение за словами и на его основе ввести термин однокоренные слова, показать их отличие от изменений одного и того же слова; познакомить с фактом возможности в словах окончаний-«невидимок» и термином буква беглого гласного звука. Оборудование: фотографии, рисунки детей. Ход урока 1. Организационный момент. II. Работа по теме урока. 1.Сообщение темы урока. - Как прошли ваши каникулы? Что интересного с вами произошло? Какими впечатлениями вы хотите поделиться со всеми? (Послушать несколько человек.) - На уроке сложно выслушать вас всех. Как сделать, чтобы я могла узнать о всех ваших приключениях на каникулах? (Написать рассказы.) - Сегодня на уроке мы создадим сборник ваших воспоминаний о зимних каникулах, которые может прочитать любой человек. Что поможет вам в работе? 2. Задание 309. Составление словесной зарисовки. (С опорой на памятки «Текст» и «Редактор».) - Обратите внимание, о чем вам предлагается рассказать. (Один случай, а не о всех каникулах.) - Определите основную мысль вашего рассказа, выразите ее предложением. (Помогут слова в задании.) (Как было интересно! Как было весело! Всем было страшно. И т. п.) - Где в тексте будет место этому предложению? (В начале или в конце.) - Прочитайте слова-подсказки в рамке (первая строчка), которые вам предлагают авторы учебника, и найдите точный заголовок вашему рассказу. - Прочитайте остальные слова в рамке. Как вы думаете, для чего они вам пригодятся? - Представьте себе картину, которую хотите нарисовать, как бы вернитесь в тот момент, который рисуете, и пишите. Не забудьте, что писать с ошибками стыдно. Орфографическая помощь ученикам состоит в «закрытии» у них «окошек». «Закрываются окошки» ручкой другого цвета. Самопроверка. III. Итог урока. Задание на дом: задания 310, 311. Урок 2(80). ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СЛОВАХ, ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА» («Вспомним и узнаем новое») Цели: повторить изученное о словах; провести наблюдение за словами и на его основе ввести термин однокоренные слова, показать их отличие от изменений одного и того же слова; познакомить с фактом возможности в словах окончаний-«невидимок» и термином буква беглого гласного звука. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Задание 310. (Конкурс-соревнование между рядами.) Задание 311. Обсудить заголовок. (Возможные заголовки: Вот так рыболов! Горе-рыболов.) II. Работа по теме урока. 1.Наблюдение за изменениями слов. Задание 312. 2. Введение термина однокоренные слова. Орфографическая работа. Задание 313. 3. Задание 314. - Слово «огонек» написано два раза. Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему? - Может, это изменение одного слова? Докажите. III. Итог урока. - Какое новое научное слово вы узнали? - Как вы раньше называли однокоренные слова? Можно ли однокоренные слова называть родственными? Почему? - Антон назвал слова книга и книги однокоренными. Прав ли он? Задание на дом: задание 316. Урок 3(81). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, ВЫДЕЛЯТЬ В НИХ КОРЕНЬ. ЗНАКОМСТВО С СИНОНИМАМИ Цели: закрепить признаки однокоренных слов на фоне их сопоставления со словами с омонимичными корнями, с синонимами, с созвучными словами; учить детей осознанному подходу к анализу слов; развивать речь учащихся. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Задание 316. - Прочитайте текст после улучшения. Почему вы сделали такой выбор? И. Работа по теме урока. 1.Сообщение темы урока. 2. Наблюдение над словами, имеющими корни с одинаковым звуко-буквенным составом. Задание 317. - Найдёте лишние слова? 3.Знакомство с синонимами. Задание 318. Задание 319. Физминутка. Задание 320. 4. Закрепление понятия синонимов. Задание 321. III. Итог урока. - Какое новое научное слово вы узнали? - Чем синонимы похожи на однокоренные слова? - Какого важного признака однокоренных слов нет у синонимов? Задание на дом: задание 322. Урок 4(82). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, ВЫДЕЛЯТЬ В НИХ КОРЕНЬ Цели: обобщить полученные знания об однокоренных словах; провести речевую работу. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. - Составьте предложение со словами машина и автомобиль. (Слова машина, автомобиль - это синонимы.) - Назовите синоним к слову вылез. (Вышел.) II. Работа по теме урока. 1.Сообщение темы урока. 2. Повторение признаков однокоренных слов. 1) Сколько семей слов здесь записано? Докажите. Каша, кашлять, кашель, кашка, покашляй. (Корни в этих группах разные не только по значению, но и по звучанию: -каш- и кашель (-кашл-) - они созвучные.) 2) Работа на слух. - Запишите только однокоренные слова: чайник, нечаянно, чай, чайка, чайная. - Выделите корень и подчеркните то слово, которое помогает объяснять значение всех других. Физминутка. 3. Задание 323. Различие однокоренных слов от изменения одного и того же слова. Речевая работа. III. Итог урока. Задание 324. Задание на дом: словарь: подготовить проверочную работу для товарища со словарными словами на тему «Животные». Урок 5(83). ЗНАКОМСТВО С ИЗМЕНЕНИЕМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ЧИСЛАМ («Наблюдаем за изменениями слов») Цели: познакомить со способом изменения названий предметов по числам; ввести термины единственное число, множественное число; показать, что в речи слова помогают друг другу выражать наши мысли, для этого они умеют изменяться; продолжать работу над текстом. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Проверочная работа в парах (словарные слова). II. Работа по теме урока. 1.Сообщение темы урока. 2. Наблюдение за изменением названий предметов по числам. 1) Задание 325. Исправить текст (изменить порядок предложений), опираясь на памятку «Редактор». Дописать предложение по памятке 4. 2) Задание 326. Введение терминов единственное число, множественное число. - В каком числе употреблено слово зима в задании 325? А зимы? 3. Выполнение заданий. 1) Задание 327. Изменение названий предметов по числам. - Как поступите, если нужно назвать точное количество столов, досок? 2) Задание 328. Вывод: после изменения слова исчезает орфограмма в корне. III. Итог урока. - Какие научные слова вы узнали? -О каких словах мы говорим, что они употреблены в единственном числе? Во множественном? - Что происходит с орфограммой при изменении слов по числам? Задание на дом: 1) посмотреть вокруг себя (в комнате или за окно) и подобрать несколько слов, называющих предметы; 2) записать (по памятке 4) каждое из них два раза - в единственном числе и во множественном; 3) если есть предметы, которых несколько, дописать еще пару слов с указанием их точного количества. Урок 6(84). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. ЗНАКОМСТВО С ИЗМЕНЕНИЕМ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО «КОМАНДЕ» ВОПРОСОВ («Наблюдаем за изменениями слов») Цели: организовать наблюдение за изменением названий предметов по падежам (без термина), учить задавать вопросы от слова к слову. Оборудование: карточки. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. - Как вы изменяли слова в домашней работе? Приведите примеры. - Как указали точное количество предметов? - Прочитайте на карточке стихотворение, которое сочинила одна девочка. Объясните, в чем ошибки. (Необходимо заменить единственное число на множественное.) На крыльце сидят кот, Распушив свои хвост, И кричат до хрипоты, Разевая громко рот, Надрывая живот. - Исправьте ошибки. - Запишите исправленные слова в тетрадь, помните о «секрете» корней. (Корни в изменениях слова пишутся одинаково.) Коты, хвосты, рты, животы. - В каком слове встретился беглый гласный? II. Работа по теме урока. 1.Сообщение темы урока. 2. Выполнение заданий. 1) Задание 330. Наблюдение за изменением названий предметов по вопросам. - Почему слова нужно было изменять? - Сравните свой вывод с сообщением авторов учебника. Задание 331. 2)3адание 332. - Почему предложения стали непонятными? Что с ними произошло? - Как поправить? - Давайте попробуем: для этого будем от слова к слову ставить по смыслу вопросы и по их «команде» изменять слова. (Слово, от которого нужно поставить вопрос, называет учитель.) Ш. Итог урока. Задание 333. Задание на дом: задание 334. Урок 7(85). ЗНАКОМСТВО С ИЗМЕНЕНИЕМ НАЗВАНИЙ ПРИЗНАКОВ И ДЕЙСТВИЙ («Наблюдаем за изменениями слов») Цели: завершить наблюдения за изменениями слов, готовящие к изучению орфографической темы; повторить известные способы решения орфографических задач; проводить постоянное наблюдение за тем, что при изменении слов в их корнях орфограммы могут становиться «безопасными местами» и наооборот; расширить лексические знания детей: ввести понятие антоним. Ход урока I. Проверка домашнего задания. - Как назвали текст? (Обсудить заголовки.) - Прочитайте два изменения одного слова. (Лисенка, лисенку.) - Как изменялось это слово? (По «команде» вопросов.) - Назовите однокоренные слова. (Лисенка, лисица, лисьим.) - Какое слово подсказывает другим букву гласного в корне? - Чем отличаются изменения слова от однокоренных слов? П. Работа по теме урока. 1.Сообщение темы урока. 2. Выполнение заданий. 1) Задание 335. Наблюдение за изменением названий признаков. 2)3адание 336. Наблюдение за изменением названий действий. Неизменяемые слова. 3) Задание 337. Знакомство с антонимами. III. Итог урока. - Какое научное слово вы узнали? - В чем секрет слов кино, метро, палъто? Задание на дом: задание 339. Урок 8(86). ПОВТОРЕНИЕ ОСВОЕННЫХ СПОСОБОВ ВЫБОРА БУКВ В СЛОВАХ. ПОСТАНОВКА НОВОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ («Чему учиться дальше?») Цели: обучать решению орфографических задач на основе знания о единообразном написании корней в родственных словах и формах одного слова; ввести в употребление понятие правило. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Задание 339. - Кто это - Ю-ю? Как догадались? - Почему выделенные буквы парных согласных по глухости-звонкости согласных - не орфограммы? - Прочитайте слова, которые вы написали с «окошками». Докажите, что на месте «окошка» - орфограмма. И. Работа по теме урока. 1. 3 а д а н и е 340: как пишутся эти словарные слова? 2.Выполнение заданий. 1) Задание 341. 2) Задание 342. Рассуждения детей: слово образовано от ... (можно объяснить с помощью слова ...; оно родственное слову ...) а я знаю (помню), что это слово пишется ..., значит, и в слове на месте «окошка» нужно писать ... - От какого слова образовалось слово медвежья? - Как пишется слово медведь? - Какую букву вставите в «окошко»? - Какая замена произошла в корне? (д-ж.) - Какую орфографическую задачу еще нужно решить в этом слове? И т. д. З.Ввод понятия правило. Задание 343. 4. Постановка новой учебной задачи. Задание 344. III. Итог урока. - Чему вы будете учиться на уроках русского языка? - Сейчас вы приготовите для себя будущую проверочную работу. Запишите на листочках в столбик слова, делая «окошки» на месте главных опасностей письма. Круг, град, парус, пляж:, шарф, рукав, утюг, ведро, ряды, пятно, весна, гнездо, свисток, смельчак, крольчата, больница, будка, дудка, клюшка, пряжка, плюшка, маска, указка, соринка, вершина, сладкий, жидкий, меткий, унес, увез, начала, взяла, светить, хвалили ... (На выбор 10 слов.) - Пока вы не можете точно выбрать нужную букву, поэтому выполнять эту работу будете через несколько уроков. Задание на дом: задание 345. УЧИМСЯ РЕШАТЬ ГЛАВНЫЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КОРНЕ СЛОВА Урок 1 (87). ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ «ПРОВЕРОЧНЫЕ» И «ПРОВЕРЯЕМЫЕ» СЛОВА («Слова-подсказки - какие они?») Цели: вскрыть сущность понятия проверочное слово и познакомить с общими способами поиска таких слов для корневых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в словах-названиях. Оборудование: карточки со словами проверочное слово, проверяемое слово. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Задание 345. - Какие опасности письма мы называем главными? Почему? - Сколько главных опасностей письма вы отметили? П. Работа по теме урока. 1.Сообщение темы урока. - Прочитайте сообщение в задании 346 и название темы урока. Предположите, о чем вы сможете узнать на этом уроке. 2. Знакомство со словами-подсказками. Задание 347. 3. Введение понятий проверочное слово и проверяемое слово. Задания 348,349. 4. Закрепление новых понятий. Задание 350. 5. Знакомство со способом подбора проверочных слов. Задание 351. - Во всех ли словах нужны «окошки»? Как называются эти слова? - В каких группах слов вам предстоит выбирать буквы гласных, а в какой - согласных? Как будете действовать? - Выпишите в каждой группе сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые. - Письменно покажите выбор буквы. - Понаблюдайте: среди проверочных слов были «родственники» проверяемых? Назовите их. - А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры. - Догадайтесь, как же нужно действовать при поиске проверочных слов. 6. Обобщение. Задание 352. 7. Закрепление способа подбора проверочных слов. Задание 353. III. Итог урока. - Правильно ли вы предположили то, чем занимались на уроке? - Чему же вы сегодня учились? - Какие новые научные слова узнали? Что эти слова обозначают? (С. 129.) Задание на дом: задание 354. Урок 2 (88). СПОСОБЫ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ Цель: выявить и освоить способ проверки корневых орфограмм в именах существительных. Оборудование: схематические модели, показывающие особенности проверочных слов для орфограмм гласных и согласных. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организовать деятельность учащихся по формированию представлений о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах; по формированию... | Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень... Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень | Тема урока: Однокоренные слова Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова | «Однокоренные слова» Цель урока: закрепить и систематизировать материал об однокоренных словах, изученный на предыдущих уроках | ||
Урока: Организационный момент Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной... | ||
Предмет: русский язык Учебник ... | Урок – игра по русскому языку в 6 классе Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова... | ||
Наблюдение над однокоренными словами Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать... | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Русский... Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные... | Урок по русскому языку «Корень слова» ... | ||
Урок русского языка в 3а классе 25. 10. 13. Тема: «Корень. Однокоренные слова» Тип урока Ууд: 1 познавательные: формировать понятие об однокоренных словах, умении выделять корень,2 коммуникативные : умение вести диалог... | Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова |