«Однокоренные слова»





Скачать 299.57 Kb.
Название«Однокоренные слова»
Дата публикации25.07.2014
Размер299.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

Панинская начальная общеобразовательная школа

Фурмановского района Ивановской области

Урок русского языка во 2 классе


Однокоренные слова

Учитель

1 квалификационной категории

Волкова Елена Германовна

2011 год

Тема урока: «Однокоренные слова».
Тип урока: урок изучения и закрепления знаний, умений и навыков.

УМК «Планета знаний»

Форма проведения: урок – путешествие.
Цель урока: закрепить и систематизировать материал об однокоренных словах, изученный на предыдущих уроках;

рассмотреть понятие родословная.
Задачи:

  1. Образовательные:

закрепить умение находить однокоренные слова;

научить выделять корень в слове;

формировать общеучебные действия (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организаторские умения).

  1. Развивающие:

развивать устную и письменную речь учащихся;

развивать познавательную активность учащихся;

развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

развивать умение видеть орфограмму;

совершенствовать мыслительные процессы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления.

  1. Воспитательные:

воспитывать активность, заинтересованность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

воспитывать умение выслушивать и с уважением относиться к мнению других людей;

прививать любовь к предмету «Русский язык».

  1. Здоровьеформирующая:

создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз и рук.


Структура урока:

  1. Самоопределение деятельности.

    • Приветствие.

    • Мотивация.

  2. Каллиграфическая минутка.

    • Мотивация.

    • Гимнастика пальцев.

    • Минутка чистописания.

  3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности..

  4. Определение темы и целей урока.

  5. Физкультминутка.

  6. Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.

  7. первичное закрепление во внешней речи.

  8. Физкультминутка.

  9. Самостоятельная работа по эталонам.

  10. Итог урока, рефлексия деятельности.

  11. Самооценка деятельности.

  12. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Для учителя:

презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска.

  1. Для учащихся:

учебник «Русский язык» 2 класс Л.Я.Желтовская (УМК «Планета знаний»);

рабочая тетрадь №1 к учебнику;

рисунки клоунов;

карточка – модель слова;

рисунки учащихся на тему «Семья»;

карточки с текстами пословиц;

карточки со словами для игры «Собери «семейки» слов»;

карточки для игры «По порядку становись!».

Ход урока:





Ход урока

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

Оснащение

этапа

Универсальные

учебные

действия

1.Самоопределение деятельности.

(1 минута)

2.Каллиграфическая минутка.

(1 минута)

Гимнастика пальцев рук.

(1 минута)

(2 минуты)

3.Актуализация знаний.

(5 минут)

4.Определение темы и целей урока.

(2 минуты)

5. Электронная физкультминутка

для глаз.

(1 минута)

6.Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.

(5 минут)

7. Первичное закрепление во внешней речи.

(3 минуты)

8.Физкультминутка.

(1 минута)


9. Самостоятельная работа по эталонам.

(3 минуты)

7 минут.

5 минут.

10. Итог урока, рефлексия деятельности.

(3 минуты)

11. Самооценка деятельности.

(1 минута)

12. Домашнее задание.


Все начинается со школьного звонка

Дорога к звездам, тайны океана.

Все это будет поздно или рано,

Все это будет впереди, ребята,

А пока..

В нашей школе стало тихо.

Прозвенел уже звонок.

Вижу, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину,

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Сегодня на уроке я желаю вам убедиться в словах французского философа Ж.Ж.Руссо.
- Давайте настроимся на урок!

Ребята, я предлагаю вам выразить

свое настроение!

Перед вами клоуны разного цвета.

Красный клоун – отличное настроение,

желтый – хорошее настроение,

синий – грустное.

- Какое у вас настроение?

-И я тоже покажу вам свое настроение.
- Ребята, а от чего зависит настроение?
- Как вы думаете, чтобы у нас урок получился отличным – каким он должен быть?

- У нас сегодня необычный урок.

Мы отправимся в путешествие.

А нашими друзьями будут…


- Правильно, герои Мадагаскара!

Нас ждут удивительные приключения…

А важные сведения мы будем отражать в тетради путешественника.
Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.
- Как мы будем писать?


- Давайте разогреем пальчики для работы.

-Как живешь?

- Вот так!

-Как идешь?

- Вот так!

- А бежишь?

- Вот так!


- Ночью спишь?

- Вот так!

- Как берешь?

- Вот так!

- А даешь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так!

- А грозишь?

- Вот так!


- Ребята, изобразите, как тигр рычит?

- Дайте характеристику этому звуку.

- А если мягко порычим?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме?

- Напишите ее в своих тетрадочках.

- Подружите букву «эр» с гласной буквой «о».


- Какие слова подойдут к данной схеме?
Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с папой, мама и я.

Мы называемся вместе семья.
- Ребята, посмотрите, какие замечательные рисунки подготовил ваши одноклассники.
- Кого вы видите на этих рисунках?

- Как вы понимаете слово семья?

-Что вы можете сказать об этих словах?

От какого слова произошли эти понятия?
- Докажите свое мнение.


- Сформулируйте тему нашего урока.


- Чему вы хотите научиться на уроке?

- Хорошо, ребята!

- Давайте обобщим ваши ответы.


  1. Учиться находить однокоренные слова.

  2. 2. Правильно их писать.

  3. Учиться выделять корень в однокоренных словах.

  4. Применять правило написания корня в однокоренных словах.


- Я предлагаю вам, ребята, посадить дерево – словообразовательное, но мне нужен помощник.
На дереве будут вырастать новые слова.
У нашего будущего дерева корень – уч-
- Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого слова называют вас?

- Записываем.


- Почему вас называют учениками?

Как называют человека, который учит?

- Правильно! Записываем.


Ребята, на дом вам было задано найти пословицы об учении. Какие пословицы вы подобрали?
-Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье – свет, а неученье – тьма»?


- Записываем слово ученье.


- Какое задание предлагаете выполнить с этими словами?

- Хорошо!

Какой корень в этих словах?

Выделяем!
- Какие это слова?

- Почему их так называют?
- Зная этот секрет, вы сможете ответить, права ли Гусеница из сценки «Родственники».

- Здравствуйте, вы кто такие?

- Я – Гусь, это – Гусыня, а это – наши Гусята! А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница!
- Права ли гусеница?
- Является ли это слово родственным слову гусь?
- Почему?

- Подведем итог.

Что же такое корень?

- Вот какое красивое дерево выросло!

- Стартовых знаний нам достаточно, чтобы отправиться в путешествие!

- Нас ждут наши друзья!

Но добраться на остров можно лишь на корабле.
- Стоимость билета – правильно выполненное задание.

- Соберите в «семейки» однокоренные слова. Работаем в парах. На партах у вас карточки со словами. Распределите их по группам.

- Проверяем. Сколько семеек у вас получилось?

- Назовите первую семейку.

- Назовите вторую семейку.


- Назовите 3третью семейку слов.

- Молодцы, ребята!

Своими знаниями мы заработали билет на остров.
- Подведите итог выполненной работы.

Как пишутся корни в однокоренных словах?


- Мы плывем на корабле и отдыхаем!


1.

- На корабле до острова нам не доплыть. У берега очень мелко.

Нам понадобятся лодки, а в них только по три места. Кто не справиться, тем придется плыть вплавь.
Повар, вареник, поварешка, варенье.

….ягоды, плоды, сваренные в сахаре.

….маленький вареный пирожок.

….мастер по приготовлению пищи.

….большая ложка для разливания жидкой пищи.
- Проверим, как вы справились с заданием.


- Герои ждут нас у берега!

Все справились!

И мы удачно добрались до острова! Встретились с друзьями!
2. Ребята, посмотрите, какие они дружные!

Давайте и мы покажем, какая мы замечательная, дружная команда!

Дружба?!

Вам знакомо это слово?

Что значит дружить?

- Вы умеете дружить?

Поднимите руки, у кого есть друзья.

Давайте покажем, как мы умеем дружно в команде работать!
- Посоревнуйтесь, какая команда подберет и запишет больше слов разных частей речи.

1-ый ряд – с корнем «лес».

2-ой ряд – с корнем «ход».


- Подведем итог нашей работы.

- Как пишутся корни в однокоренных словах?


- Ура! Мы настоящие друзья!

Настоящая команда!

3.

Немного осталось до острова, рукой подать.

Работаем в тетрадочках.

Вставьте нужные по смыслу однокоренные слова с корнем

-ГРИБ- , не повторяясь ни разу.

- Прочитайте получившийся текст.

Вот и наступила грибная пора. Вася Семенов – опытный грибник. Аккуратно срезает он ножку гриба, чтобы не повредить грибок. Если Вася увидит маленький грибочек, то закроет его листиком. Расти грибок большой!

- Подберите заголовок к тексту.


- Молодцы, ребята!

Дружная вы команда!


- Уже темнеет на острове и нам пора собираться домой!
- И мы на корабле плывем домой. Поделитесь своими впечатлениями о путешествии.

Как настоящим путешественникам я вручаю вам свитки.

Кто поделиться своими впечатлениями?

- Понравилось вам такое путешествие?

Покажите свое настроение сейчас.


- Ребята, от ваших улыбок еще светлее стало!

- Всем спасибо за урок!

Вот уже звенит звонок!

Встаньте, подравняйтесь,

Со мною попрощайтесь!

Успехов вам в изучении русского языка, ребята!


Учащиеся стоят около своих парт.

Учащиеся садятся за парты.

Учащиеся показывают свое настроение.


Настроение зависит от того, как мы все вместе будем работать, друг другу помогать.

Урок должен быть интересным!

- Нашими друзьями будут герои Мадагаскара.

Мы будем писать красиво, аккуратно, чисто, чтобы наши записи были понятны.
Учащиеся встают около своих парт.

Показывают большой палец правой руки.

Прошагать двумя пальцами по ладони.
Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.
Руки под щеку и положить на них голову.
Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.
Погрозить пальчиками своему соседу.

Дети изображают.


Этот звук согласный, звонкий, твердый.
Учащиеся изображают.

Этот звук согласный, звонкий, мягкий.

Мы обозначаем эти звуки на письме буквой «эр».

Учащиеся пишут строчку букв в тетрадях. Один учащийся рассказывает алгоритм написания буквы буквы.

Учащиеся пишут половину строчки слог «ро» с верхним соединением и столько же с нижним соединением.


Учащиеся называют слова, начинающиеся со слога «ро».


Возможные ответы детей.


Семья – это родственники, живущие вместе: муж и жена, родители и дети.

Семья – это любящие нас мама и папа, брать и сестры.


Эти слова произошли от слова РОД.
Эти слова родственные, однокоренные,

Эти слова называются родственными потому, что имеют общее значение.

Эти слова называются однокоренными потому, что имеют общую часть (корень).
- Тема урока урока «Однокоренные слова».
- Я хотел бы научиться находить однокоренные слова.

- Я хотел бы научиться выделять корень в однокоренных словах.

- Я хотел бы научиться правильно их писать.
Учащиеся читают хором, чему они будут учиться на уроке.
Учащиеся смотрят на экран и выполняют движения глазами.

Один учащийся выходит к доске и записывает слова.

- Нас называют ученики.
Учащиеся пишут слово «ученик» в тетрадях и на доске.

- Нас называют учениками потому, что мы учимся.
- Этого человека называют учитель.


Учащиеся пишут в тетрадях слово «учитель».
Учащиеся читают свои пословицы.


Возможные ответы детей.
Учащиеся пишут слово «ученье» в тетрадь.
-Я предлагаю выделить в словах корень.


Выполняют на доске и в тетради.
- Эти слова однокоренные.
- У этих слов общий корень, они родственные по значению.


Читает хорошо читающий ученик.


-Нет!

- Нет!
- Эти слова разные по значению: гусь, гусыня и гусята – это птицы, а гусеница – насекомое.
-Корень – это общая часть однокоренных слов.

Учащиеся работают самостоятельно.

- Получилось 3 семейки.

- Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Учащиеся выполняют движения.

Игра «пересадки». Учащиеся садятся за парты в соответствии свих номеров (№1, №2, №3)

Отвечает представитель той команды, которая справилась быстрее. Один ученик читает написанные слова в карточке.

Возможные ответы детей.

Самостоятельная работа учащихся.

На доске пишут (по очереди выходят) по одному слову и тут же выделяют корень.
По одному представителю от команды читают подобранные слова.

- Корни в однокоренных словах

пишутся одинаково.

Самостоятельная работа учащихся.

Читает хорошо читающий ученик.

- Грибная пора.

Учитель вручает детям свитки.

Учащиеся разворачивают их и продолжают предложение:

«Я понял, что…»

«Было интересно…»

« Было трудно….»


Показывают клоунов.


Слайд.

Урок русского языка.

Слайд.

Ж.Ж.Руссо и его обращение к учащимся.

Слайд.

Лица клоунов.

Слайд.

Герои Мадагаскара.

Слайд.

Дети сидят за партами.

Слайд.

Слайд.

Письмо учителем заранее

Буквы «Р»

на школьной доске.
Учитель заранее пишет слоги на доске.

Модель – схема:

Ро.

Рисунки учащихся на тему «Семья».


Слайд.

Родня, род, родители, родственники,

родной, родина, родословная.

Слайд

Родственные, однокоренные слова.

Слайд.

Чему будем учиться на уроке.

Слайд.

Электронная

физкульт-

минутка для

глаз.
Слайд.

Слайд.

«Родственни-

ки».

Слайд.

Что такое корень.

Слайд.

Модель Земли.
Слайд.

Мадагаскар.

Слайд. Корабль.

Слайд.

Учебник.

Страница 82, №7.
Слайд.

Разделите на группы.


Слайд.

1 семейка слов.

Слайд.

2 семейка слов.


Слайд.

3 семейка слов.

Слайд.

Слайд.

Слайд.

Содержание задания: напишите однокоренные слова в порядке указанных значений.

Слайд. Берег.
Слайд. В обнимку стоят герои.

Слайд.

Учебник.

Страница 82, №9.

Слайд.

Слайд.


Слайд.

Тетрадь.

Страница 28, №4.

На интерактивной доске заранее написан текст, учитель подчеркивает слова, вставленные учащимися.


Слайд.

Слайд. Клоуны.

Слайд. Тетрадь. Страница 28, №2.

Личностные УУД

(действие смыслообразования

- интерес, мотивация)

Личностные УУД –

мотивация, интерес.

Личностные УУД –

эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Регулятивные УУД – способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий.

Общеучебные УУД – осознанное построение

речевого высказывания.

Личностные УУД –

Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Логические

УУД –

синтез, составление

целого из частей,

преобразование модели.

Общеучебные УУД – осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические УУД –

построение логической цепи рассуждения,

доказательство.

Общеучебные УУД – осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Познавательные УУД –

формирование проблемы.

Регулятивные УУД – целеполагание.


Регулятивные УУД – контроль, сличение способа действия с заданным эталоном.

Познавательные УУД –

создание алгоритма деятельности.

Логические УУД –

построение логической цепи рассуждения.

Логические УУД-

самостоятельное создание способов

решения проблемы,

- построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные УУД – планирование, составление плана действий.

Коммуникативные УУД –

Инициативное сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные УУД – контроль, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Регулятивные УУД – контроль, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Регулятивные УУД – контроль, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном,

коррекция.

Общеучебные УУД– осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД –

инициативное сотрудничество в поиске информации, умение выражать свои мысли.


Регулятивные УУД – саморегуляция,

способность к

мобилизации сил

и энергии к преодолению препятствий.
Познавательные УУД – поиск необходимой информации.
Логические УУД –

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Личностные УУД –

Эмоциональное осознание себя и окружающего мира.
Общеучебные УУД -

структуирование

знаний,осознанное построение речевого высказывания.

Личностные УУД

-нравственно-этическая ориентация,

смыслообразование.

Регулятивные УУД – оценка своей деятельности.

Личностные УУД-

использование фантазии, воображения.

Общеучебные УУД – осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Однокоренные слова» iconТема урока: Однокоренные слова
Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные...
«Однокоренные слова» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
«Однокоренные слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
«Однокоренные слова» iconУрока: Организационный момент
Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений...
«Однокоренные слова» iconНаблюдение над однокоренными словами
Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать...
«Однокоренные слова» iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
«Однокоренные слова» iconУрок 2(80). Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова»
Цели: повторить изученное о словах; провести наблюдение за словами и на его основе ввести термин однокоренные слова, пока­зать их...
«Однокоренные слова» iconОднокоренные (родственные) слова. Корень слова
Познакомить учащихся с понятиями «однокоренные (родственные) слова», корень слова
«Однокоренные слова» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
«Однокоренные слова» iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
«Однокоренные слова» iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
«Однокоренные слова» iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
«Однокоренные слова» iconКонспект урока "Нахождение проверочных слов для безударной гласной...
Задание на определение слова по значению. Подобрать однокоренные проверочные слова
«Однокоренные слова» iconУрока. Организационный момент
Ознакомление с двумя признаками однокоренных слов, учиться подбирать однокоренные слова, развитие умения сравнивать слова
«Однокоренные слова» iconМуниципальное образовательное учреждение
Определить роль лексических средств в тексте стихотворения (ключевые слова, синонимы, однокоренные слова, глагольные формы)
«Однокоренные слова» iconКорень слова. Однокоренные слова
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск