Тема урока: «Сложные слова»





Скачать 110.88 Kb.
НазваниеТема урока: «Сложные слова»
Дата публикации06.09.2014
Размер110.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Разработка урока по русскому языку 3 класс (Школа 2100)

Учитель: Смоленская Валентина Александровна
Тема урока: «Сложные слова».

Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы  обучения:

  • Проблемный

  • Исследовательский

  • Информационно-коммуникативный

                                                         Ход урока.

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите ли  вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

II. Чистописание.

1) Разминка для рук.

-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

  •  Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

  • Пальцы делают зарядку,

         Чтобы меньше уставать.

         А потом они в тетрадке

        Будут буковки писать.

        (Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Буквенный диктант.

Внимательно слушайте задание. Вы будете записывать только  строчные буквы один раз, в строчку, через запятую. Пишем буквы красиво, аккуратно.

  • Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук  [в]  слове окно (о).

  • Запишите букву, которой обозначен звук  [ы ] в слове цирк (и),
    какой знак обозначает на письме мягкость согласного (ь).

  •  Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове враги (а)

  • Запишите букву, которая обозначает парный согласный звук в слове завод(д).

Сравните своё написание с доской.(о ,и, ь, а, д) 

- Назовите буквы, в написании которых есть элемент "овал". (Элемент "овал" есть в написании букв о, д, а, .)

- Составьте цепочку из данных букв и запишите её в тетради. (Самостоятельно составляют цепочки из букв.)

- Объясните, какую закономерность соблюдали в своей цепочке? ( Дети объясняют  написанные  закономерности. Например: Я написал эти буквы по алфавиту. Я написала их, чередуя гласные с согласными и т. д)

- Подчеркните удачно написанные буквы.

-Вспомните и запишите слова, из которых взяли эти буквы. (окно, враги, цирк,)

-Допишите строку словами, в которых есть буквы о, а, д.(вода, дорога, дрова)

- Составьте предложение так, чтобы в каждом слове была гласная буква о.(Мимо школы проехал автобус)

III. Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня мы начинаем работать над новой темой «Сложные слова».

-  Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать  очередное  научное открытие.

- Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг  другу)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать сложные слова)

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться  самостоятельно мыслить.

- Результаты исследований будем вносить в «Лист исследований». Объектом наших исследований будут сложные слова.

- А работать будем по плану. (На доске появляется «План исследований»)

План исследований.

  1. Как образуются сложные слова?

  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

  4. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

  5. Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».

IV.Изучение  нового  материала.

1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись:

-нос-,  -н-,    -ок-, -рог-,  с-, варит,  -ик-,  -ы, -а,  -сам-,

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что  здесь  лишнее?   (Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) 

Давайте  выполним  это  задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) 

- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте  сложить основы слов: сам и варит. (самовар)

-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ)

-Давайте зафиксируем это  открытие  в «Листах исследований» (см. «Приложение», пункт № 1)

2) Исследование № 2.Соединительная  гласная  в  сложных  словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)

- Чтобы узнать это,   вернёмся к написанным сложным словам.

- Выделите в словах  самовар и носорог корни.( сам,    вар,    нос,    рог  )

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

-Отметим это в  «Листах исследований». (см. «Приложение», пункт №2)

-Как образовались слова самолёт, самокат, кашевар, пылесос?(сам+летит. пыль+сосёт, каша+варит, сам+катит)

Запишите слова самолёт и пылесос, выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о)

- Итак, какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (е,о)

-Исследуйте  слова: спортзал, стенгазета.

 Что вы заметили? (В этих словах нет соединительной гласной)

 -Какой вывод мы можем сделать? (Корни в сложных словах не всегда соединяются с помощью соединительных гласных.)

3) Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)

-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или  предложение  Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак,  какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)

- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».( см. «Приложение», пункт №3)

4) Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали.

 -Итак, что же  такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением  основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных  о. е  и без  них)

- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.92

- Прочитайте это правило с удивлением.
- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».

5)Исследование №4. - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.

-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная  е, а когда о.)

- Посмотрите на следующие слова.

Какое задание вы можете предложить выполнить?  (Образовать сложные слова)                  

                     Сам      ловит

                     Рыба      летает

                     Вода      молоть

                     Кофе      сосёт

                     Пыль      падает

(самолёт, рыболов, водопад, кофемолка, пылесос)

- Запишем  эти слова и выделим в них корни.

- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)

- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная  е? (после мягкой основы)

- После какой основы пишется соединительная гласная  о? (после твёрдой основы)

 - Сделайте самостоятельно вывод и отметьте свои наблюдения в «Листах исследований» в пункте №4.( Соединительная гласная  о пишется после твёрдой основы, а соединительная гласная е пишется после мягкой основы.)

-Проверим.

                                     

                                            Соединительные гласные

                                  О                                                      Е

               После твёрдой основы               После мягкой основы

- Поднимите руки те, у кого вывод сделан правильно. Молодцы!

Физминутка 

(учащиеся встают и под руководством учителя выполняют упражнения для коррекции осанки)

III. Закрепление изученного.

1)Творческий  мини-проект (в группах) – составление схемы для орфограммы «сложные слова».

-Ребята, а какие орфограммы вы знаете? (Безударные гласные, парные согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные и др.)

- Сегодня  к изученным орфограммам добавляется ещё одна  – «Соедини-тельная гласная  в сложных словах». Когда пишется соединительная  гласная  е,  а когда о мы только что выяснили. Сейчас вы, работая в группах, будете создавать схему-подсказку. Вспомните, как схематически обозначается основа, когда  и какую соединительную  гласную нужно писать в сложных слова. Будьте готовы защитить свои мини-проекты.

   Твёрдая основа      О

    Мягкая основа     Е

Варианты схем:

                                 О

           

                                  Е

   

(Учащиеся самостоятельно  составляют схему)

Защита мини-проектов.

2) Игра «Исследователи-лингвисты»

- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.

- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)

- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов  лучше справится с заданием.

-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют  значение.

Вод…воз,  пеш…ход,  земл…трясение,  книг…люб,  рыб…лов,  зме…лов,  везд…ход,  каш…вар,  звезд…пад,  овощ…вод,  пчел…вод,  скал…лаз.

 (Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу).   3) Тест «Сложные слова». 

- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением  основ;    б) сложением приставок

 2) Соединительная гласная е пишется после…

         а) твёрдой основы;      б) мягкой основы

 3) соединительная гласная о пишется после…

         а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

  4) В слове мухомор соединительная гласная…

        а) а;    б) о;   в) отсутствует

  5) В слове пылесос соединительная гласная…

       а) е;  б) и;  в) отсутствует

 6) В слове стенгазета соединительная гласная…

       а) е;  б) о;  в) отсутствует

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

IV. Обобщение

- А теперь, подводя итог нашего урока,  просмотрите результаты наших исследований, вспомните  всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) (слайд 19)

V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору  учащихся ) 

-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче.  Кто желает, тот может выполнить оба задания.

Образуйте сложные слова по образцу:

Красная грудка – (какая?) красногрудая

Яркая голова - _________________________

Длинные ноги -  ________________________

Короткий хвост -   _____________________

Пёстрые крылья -   _____________________

По воде плавает -  _________________________

Из ряда слов выписать сложные слова:

Ледокол,  снеговик,  пешеход,  островок,  паровоз,  землекоп,  земляника,  самолёт,  утконос,  стенгазета,  вездеход.

VI. Итог урока.

-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?

-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.

VІІ. Д.з.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Сложные слова» iconТема урока: Сложные слова( 3 класс по системе Л. В. Занкова) Цели
...
Тема урока: «Сложные слова» iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Тема урока: «Сложные слова» iconТема: Сложные слова
...
Тема урока: «Сложные слова» iconЗадачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова»,...
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Тема урока: «Сложные слова» iconУрок русского языка в 3-м классе на тему: "Сложные слова"
Обучающие: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных
Тема урока: «Сложные слова» iconУрока Тема: Сложные слова
Дидактическая задача урока: освоить способ образования сложных слов путем слияния основ; организовать работу по закреплению нового...
Тема урока: «Сложные слова» iconКонспект урока информатики, 8 класс. Тема: «Текстовый редактор word....
Цели: -формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова; закреплять знания детей по этой теме
Тема урока: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку Тема: «Сложные слова»
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая...
Тема урока: «Сложные слова» iconКонспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс

Тема урока: «Сложные слова» iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Тема урока: «Сложные слова» iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
Тема урока: «Сложные слова» iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Тема урока: «Сложные слова» iconТема «Сложные эфиры»
Сложные эфиры — производные кислот, у которых атом водорода в карбоксильной группе замещен на углеводородный радикал
Тема урока: «Сложные слова» iconСейчас модно экономика, менеджмент, всякие сложные слова…
Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём исследования «живого» образного...
Тема урока: «Сложные слова» iconТема: общая этиология. Общий патогенез
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Тема урока: «Сложные слова» iconТема урока Тип урока
Части слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Словарный диктант


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск