Этап урока
| Содержание урока
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся
( примерные ответы)
| Формируемые
УУД
|
1. Орг. момент.
| Эмоциональный настрой на урок.
| У меня сегодня настроение немного волнительное, радостное, от того, что на уроке вы узнаем много нового и интересного.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке.
| Проверяют готовность к уроку.
|
|
2.Самоопределение к деятельности
|
| – Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках?
- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке?
- Какими должны быть исследователи?
- Лупа будет постоянно нам об этом напоминать.
Зарядка для рук.
| Ученики отвечают на вопросы.
- Лупа.
-Мы будем исследователями.
-Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными…
| -проявлять интерес к изучению темы;
Личностные
|
3. Минутка чистописания.
| 1.Буквенный диктант
А) Напишите букву, которую мы пишем в начале слова – ОКНО (АКНО)
Б)Напишите букву, которая обозначает два звука в слове ель.
| Какие буквы будем писать на минутке чистописания?
Дайте характеристику буквам?
О…..Е
| - Пишут О -Пишут Е Дают характеристику буквам и звукам.
|
|
4. Словарная работа.
| 2.Работа с орфографическим словарём
стр. 152-153.
Составление предложения.
Разбор по членам предложения.
Разбор слова по составу.
| -Откройте словарь.
Выпишите слова, в которых надо запомнить написание буквы О
- Составьте предложение с одним из этих слов.
- Разберите словарное слово по составу, применяя алгоритм.
| Открывают словарь, выписывают 3 слова.
Пишут предложение разбирают его. Самооценка
|
|
5.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Чтение письма
Здравствуйте, дорогие ребята!
На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам!
Ваш профессор.
Работа в парах, Выделение корней в словах- снег, школьник, самовар. рабочий лист №1
Задание:
Возьмите рабочий лист №1.
Прочитайте слова.
Выделите маркером корень в словах.
| снег
школьник
самовар
|
| - Профессор Самоваров прислал письмо. Кто желает его прочитать?
Посмотрите, что еще лежит в конвертах?
(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)
- Вывесите рабочие листы на доску.
(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)
- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
- Что вы заметили?
- Почему возникло затруднение?
| Читают письмо.
Открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждой пары.
Работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.
Вывешивают свои варианты выполнения задания.
- В слове самовар количество корней выделено по-разному.
- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.
Может ли быть в слове несколько корней?
| -создать условия для формирования понятий «сложные слова», «соединительная гласная» и учить обосновывать своё мнение
(ПознУУД)
действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра
(Ком.УУД)
|
6.Построение проекта выхода из затруднения
| 1. Постановка проблемного вопроса.
Самовар– самостоятельно варит – варит сам
2. Формулирование темы урока.
Планирование
| - Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове самовар? (карточка со словом самовар) Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование…
1. Что такое самовар? Что такое самовар? Что он делает?
- Какой корень в слове самовар? Докажите. Что нужно сделать?
- Какой корень в слове варит? Докажите. Что нужно сделать?
Сколько слов участвует в образовании слова?
Самовар.
-О каких словах мы сегодня будем говорить на уроке?
- Чему мы должны научиться на уроке? Какова цель нашего урока?
|
Подбирают однокоренные слова.
О словах, в которых два корня
План
1.Узнать, как называются слова с двумя корнями
2. Как они образуются
| -проявлять интерес к изучению темы;
- творчески относится к процессу работы над словообразованием
(Личн.УУД)
|
7.Открытие нового знания
| 3. Введение нового понятия.
А) Введение понятия «Сложные слова»
В) Введение понятия
«Соединительная гласная»
Г) Работа с учебником. стр.119 (Правило)
| - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? Выскажите свои предположения, посоветовавшись в группах. Учитель записывает на доске варианты детей.
- Проверим наши предположения
Откроем конверт и прочитаем что там написано..
Вывод. Как называются слова с двумя корнями? Почему они так называются?
На доске карточки
Парвоз
Паровоз
Пешкомход
Пешеход
Самвари
самовар -Какие слова мы используем в русском языке, а какие нет? отметим корни.
Какие гласные соединяют два корня? и они называются….
А как называются такие гласные мы узнаем из учебника стр. 119.
| Учащиеся высказывают свои предположения,
Сложные слова.
Дети убирают слова Парвоз.самвари пешкомход
ОЕ - соединительные гласные.
Читают правило стр. 119 учебник
| - творчески относится к процессу работы над словообразованием
( личностные УУД)
Ввести понятия «сложные слова», «Соединительная гласная», формировать умение применять полученные знания в практической деятельности.
(предм УУД)
|
8.Первичное закрепление учебного материала
| Работа по учебнику стр.119 упр 214 Алгоритм.
1.Найди слово, которое образовано из двух корней.(Выдели корни)
2.Найди в слове соединительную гласную.(О или Е)
3.Выпиши слово.
| - учебник стр.119 упр. 214
- Прочитайте задание. Про себя, вслух.
1. Что нужно сделать, для того, чтобы найти сложные слова?
Составьте план. Алгоритм. Проверка упражнения.
Выполняя упражнение вы, заметили, что все сложные слова, чем- то похожи друг на друга.
Составьте схему сложных слов.
| Составляют алгоритм выполнения упражнения.
Работают в группах составляют схему сложных слов.
| - использовать приобретённые знания при выполнении задании(Позн.УУД)
- выполнять учебное задание, используя правило;
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
(Рег.УУД)
|
Физминутка
|
| Упражнения сопровождаются музыкой
| Выполняют упражнения
|
|
9.Самостоя
тельная работа
| Самостоятельная работа в группах
Инструкция для капитана группы:
Возьми пакет с заданием.
Прочитай задание для группы.
Организуй выполнение задания .
Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
Подними сигнал о выполнении работы в группе.
План работы в группе:
Взять пакет с заданием для группы.
Прочитать задание.
Выполнить задание на рабочем листе.
Подготовить отчёт по плану.
Представить отчёт группы.
Капитану поднять сигнал об окончании работы.
План отчёта группы №1.
1. Наша группа составила картину из пазлов.
2. На картине изображены предмет: ………………………….
3.Мы придумали сложное слово…………..
4.Эти слова……………, они образованы путём…………………
Группа №1
Соберите из пазлов рисунок
Напишите слово.
Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную.
Напишите ещё одно слово с двумя корнями.
Вывесите результат работы на доску.
Группа№2
Соедините точки на рисунке
Напишите слово.
Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную.
Напишите ещё одно слово с двумя корнями.
Вывесите результат работы на доску.
План отчёта группы №2
1. Наша группа соединила точки.
2. На картине изображены предмет:
…………………………...
3.Мы придумали сложное слово………………..
4.Эти слова……………, они образованы путём………………….
Группа №3.
Вам даны карточки с корнями слов.
Задание:
Составьте сложные слова с данными корнями.
Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
Назовите слова,
Устно приготовьте отчёт по плану.
Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов:
План отчёта группы №3.
1. Наша группа составила слова с данными корнями.
Это (прочитать слова):
………о………..
……….е………..
2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. Группа №4.
Вам даны карточки с корнями слов.
Задание:
Составьте сложные слова с данными корнями.
Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
Назовите слова,
Устно приготовьте отчёт по плану.
Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов:
План отчёта группы №3.
1. Наша группа составила слова с данными корнями.
Это (прочитать слова):
………о………..
……….е………..
2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
| - Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы.
- Внимание, группы! Вам необходимо прочитать и выполнить задание.
Выслушаем отчёт групп
| Дети выбирают капитана группы. Капитаны групп получают инструкцию и организуют работу внутри своей группы.
Ученики работают в группах, составляют отчет и готовятся к защите своей группы.
Группы отчитываются.
| - использовать приобретённые знания при выполнении задании(Позн.УУД)
- выполнять учебное задание, используя правило;
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
(Рег.УУД)
действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра
(Ком.УУД)
|
10.Подведение итогов.
| Выполнение теста «Сложные слова» с применение программы
| -Сегодня мы исследовали «Сложны слова». Много про них узнали. Я предлагаю, ответив на вопросы теста провести самооценку знаний.
Применяю «Систему ….
Вывожу результат ……
Оцените, как вы усвоили тему «Сложные слова»?
| Отвечают на вопросы теста.
Дети по таблице оценивают себя сами.
|
|
11.Рефлексия
| Самооценка
| -Продолжите предложения …….
| «Сегодня на уроке я узнал…..
Мне было интересно….
Я понял, что,………..
И т.д.
| -осознавать собственные достижения при освоении темы.
Личностнае УУД
|