Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая





Скачать 129.34 Kb.
НазваниеЗадачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая
Дата публикации23.08.2014
Размер129.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока: «Сложные слова».
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.
Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:

  • Проблемный

  • Исследовательский

  • Информационно-коммуникативный


Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: Презентация урока с музыкальным сопровождением, учебник «Русский язык. 3 класс» панно «Гора успеха»

учащихся – «Лист исследований», фигурки альпинистов.

Ход урока.

Урок проводится в компьютерном классе с использованием индивидуальных компьютеров.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.
- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

II. Чистописание.

1) Разминка для рук.

-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

  • Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

  • Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Буквенный диктант.

Внимательно слушайте задание. Вы будете записывать только строчные буквы один раз, в строчку, через запятую. Пишем буквы красиво, аккуратно.

  • Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук [в] слове окно (о).

  • Запишите букву, которой обозначен звук [ы ] в слове цирк (и),
    какой знак обозначает на письме мягкость согласного (ь).

  • Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове враги (а)

  • Запишите букву, которая обозначает парный согласный звук в слове завод(д).

Сравните своё написание с доской.(о ,и, ь, а, д)

- Назовите буквы, в написании которых есть элемент "овал". (Элемент "овал" есть в написании букв о, д, а, .)

- Составьте цепочку из данных букв и запишите её в тетради. (Самостоятельно составляют цепочки из букв.)

- Объясните, какую закономерность соблюдали в своей цепочке? ( Дети объясняют написанные закономерности. Например: Я написал эти буквы по алфавиту. Я написала их, чередуя гласные с согласными и т. д)

- Подчеркните удачно написанные буквы.

-Вспомните и запишите слова, из которых взяли эти буквы. (окно, враги, цирк,)

-Допишите строку словами, в которых есть буквы о, а, д.(вода, дорога, дрова)

- Составьте предложение так, чтобы в каждом слове была гласная буква о.(Мимо школы проехал автобус)
III. Сообщение темы урока.
-Ребята, сегодня мы начинаем работать над новой темой «Сложные слова».(слайд 2 )
- Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие.
- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать сложные слова)
- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

- Результаты исследований будем вносить в «Лист исследований». Объектом наших исследований будут сложные слова.

- А работать будем по плану. (На доске появляется «План исследований») (слайд 3)

План исследований.

  1. Как образуются сложные слова?

  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

  4. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

  5. Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».




IV.Изучение нового материала.
1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись: (слайд 3 )

-нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-,

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)

Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 5).

- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) (слайд 56).

-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) (слайд 7).

-Давайте зафиксируем это открытие в «Листах исследований» (см. «Приложение», пункт № 1)

2) Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)

- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.

- Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог )

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. (слайд 8 )

-Отметим это в «Листах исследований». (см. «Приложение», пункт №2)

-Как образовались слова самолёт, самокат, кашевар, пылесос?(сам+летит. пыль+сосёт, каша+варит, сам+катит) (слайд 9)

Запишите слова самолёт и пылесос, выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о)

- Итак, какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (е,о)

-Исследуйте слова: спортзал, стенгазета. (слайд 10) Что вы заметили? (В этих словах нет соединительной гласной)

-Какой вывод мы можем сделать? (Корни в сложных словах не всегда соединяются с помощью соединительных гласных.)

3) Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)

-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)

- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».( см. «Приложение», пункт №3)

Психологическая пауза. (Слайд 11 с музыкальным сопровождением --Ф.Дюваль «Баллада»)

- А теперь давайте немного отдохнём. Посмотрите на этот прекрасный пейзаж. Закройте глаза и представьте себя где-нибудь на берегу этого водопада. Отдыхаем и слушаем красивую музыку.

(Под спокойную музыку дети сидят, закрыв глаза)

4) Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали.

-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них)

- Сформулируйте это правило с удивлением.
- А теперь скажите это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».

5)Исследование №4. - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.

-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная е, а когда о.)

- Посмотрите на следующие слова. (слайд 12 ) Какое задание вы можете предложить выполнить? (Образовать сложные слова)

Сам ловит

Рыба летает

Вода молоть

Кофе сосёт

Пыль падает

(самолёт, рыболов, водопад, кофемолка, пылесос)

- Запишем эти слова и выделим в них корни.

- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)

- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная е? (после мягкой основы)

- После какой основы пишется соединительная гласная о? (после твёрдой основы)

- Сделайте самостоятельно вывод и отметьте свои наблюдения в «Листах исследований» в пункте №4.( Соединительная гласная о пишется после твёрдой основы, а соединительная гласная е пишется после мягкой основы.)

-Проверим.(слайд 13)

Соединительные гласные

О Е

После твёрдой основы После мягкой основы

- Поднимите руки те, у кого вывод сделан правильно. Молодцы!

Физминутка

(учащиеся встают и под руководством учителя выполняют упражнения для коррекции осанки)

III. Закрепление изученного.

1)Творческий мини-проект (в группах) – составление схемы для орфограммы «сложные слова».

-Ребята, а какие орфограммы вы знаете? (Безударные гласные, парные согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные и др.)

- Сегодня к изученным орфограммам добавляется ещё одна – «Соедини-тельная гласная в сложных словах». Когда пишется соединительная гласная е, а когда о мы только что выяснили. Сейчас вы, работая в группах, будете создавать схему-подсказку. Вспомните, как схематически обозначается основа, когда и какую соединительную гласную нужно писать в сложных слова. Будьте готовы защитить свои мини-проекты.


Твёрдая основа О

Мягкая основа Е
Варианты схем:




О

Е

(Учащиеся самостоятельно составляют схему)

Защита мини-проектов.

Разминка для глаз. (слайд 14-16 )

2) Игра «Исследователи-лингвисты»

- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.

- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)

- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов лучше справится с заданием.

-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют значение.

Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад, овощ…вод, пчел…вод, скал…лаз.

(Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу). (слайд 17-18)
3) Тест «Сложные слова».
- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.


  1. Сложные слова образованы …

а) сложением основ; б) сложением приставок

2) Соединительная гласная е пишется после…

а) твёрдой основы; б) мягкой основы

3) соединительная гласная о пишется после…

а) твёрдой основы; б) мягкой основы

4) В слове мухомор соединительная гласная…

а) а; б) о; в) отсутствует

5) В слове пылесос соединительная гласная…

а) е; б) и; в) отсутствует

6) В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е; б) о; в) отсутствует
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

IV. Обобщение
- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) (слайд 19)
V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся )
-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.

Образуйте сложные слова по образцу:

Красная грудка – (какая?) красногрудая

Яркая голова - _________________________

Длинные ноги - ________________________

Короткий хвост - _____________________

Пёстрые крылья - _____________________

По воде плавает - _________________________



Из ряда слов выписать сложные слова:

Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход.



VI. Итог урока.

-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?

-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.

VІІ. Рефлексия.

- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

- Молодцы! Спасибо всем за урок! (слайд 20)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconУрок русского языка в 3-м классе на тему: "Сложные слова"
Обучающие: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconТема урока: Сложные слова( 3 класс по системе Л. В. Занкова) Цели
...
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с понятием «Сложные слова», особенностями и правописанием сложных слов
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: познакомить учащихся с понятием масштаба; научить решать задачи с помощью
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconУрок 19 (с. 22) Обратные задачи. Цель урока: Познакомить детей с...
Познакомить детей с новым математическим понятием: «обратные задачи», используя материал краеведческого характера и межпредметные...
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconТема: Сложные слова
...
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconЗадачи: Образовательная формирование навыков поиска информации в сети Интернет; Развивающая
Развивающая – развитие у школьников логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconЗадачи: Образовательная: повторить понятия реактивного движения,...
Развивающая: развитие уменя применять ранее изученный материал в новых, нестандартных условиях
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconТема урока: Соединительные и краевые швы
Ознакомить учащихся с понятием, видами назначением соединительных и краевых швов
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconТема урока: «Сложные слова»
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconТема: "слог. Деление слов на слоги"
Цель: познакомить учащихся с понятием «слог», способом образования слога, способами деления слов на слоги
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconУрок по теме: "Определение", 5 класс
Познакомить ребят с понятием “определение”, со способами выражения определения в предложении, со способом согласования существительного...
Задачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развивающая iconУрока Тема: Сложные слова
Дидактическая задача урока: освоить способ образования сложных слов путем слияния основ; организовать работу по закреплению нового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск