Урок русского языка
Тема: «Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ».
Подготовили:
учителя начальных классов
Карпенко Людмила Владимировна
г. Краснодар
2012 г.
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).
Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с сочетаниями чу/ щу.
Планируемый результат ( формулируется для учащихся): научиться писать слова с сочетаниями чу/ щу.
Основные задачи (учитель составляет конкретные задачи относительно темы урока).
Воспитательная : учить отстаивать свое мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе. : (регулятивные УУД, личностные УУД),;
Развивающая задача: уметь устанавливать в словах наличие изученных орфограмм. Учиться устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Составить алгоритм написания сочетаний чу/щу УУД: уметь классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (регулятивные, познавательные УУД); уметь характеризовать звуки; наблюдать за способом произношения звуков ; уметь оценивать правильность составления алгоритма по аналогии самостоятельно (познавательные, регулятивные УУД), учиться от внутренней речи передавать информацию внешней речью; ( регулятивные, коммуникативные УУД, личностные УУД)
Обучающая: уметь пользоваться алгоритмом грамотного письма сочетаний ча / ща, жи /ши, чу/щу (регулятивные, предметные УУД); учиться контролировать правильность записи текста, использовать способы проверки изученных орфограмм. (познавательные УУД, регулятивные УУД); прогнозировать использование толковых словарей и знать способы работы с ним, (предметные УУД, познавательные, регулятивные УУД, личностные УУД ).
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Демонстрационный и раздаточный материал: Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый, ч _ щ _ .
Карточка-задание для пробного действия со словами:
Щ _ ка, ч _ дак.
Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
Карточки для групп со словами:
Верчу, кручу, ищу, тащу.
Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.
Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ , Все слова на чу и щу. Я их твердо зауч _ И пятерку получ _ . Я грамотно писать хоч _ , Слова на ч _ и щ _ уч_ : Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун, Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н, Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан, Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан, Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ - Я с у пишу и чу и щу!
Предметы для этапа рефлексии:
яблонька, нарисованная на листе ватмана;
набор трафаретов яблок красного, желтого и зеленого цвета.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок - Начинается урок. К нам без опоздания приходи старание - Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)
- Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши)
Слайд 2
- Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)
- Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)
- Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)
- Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)
- Молодцы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Слайд 3
- Прочитайте слова.
- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)
- Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)
- А как вы будете действовать? (По алгоритму.)
Слайд 4
- Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)
- Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)
- Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?
- Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.
- Почему последовательность шагов будет именно такой?
Слайд 5
- Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и)
Слайд 6
- Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)
Слайд 7
Выполним задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.
- Проверяем по образцу.
Слайд 8
- У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?
Индивидуальное задание .
Нужно будет вставить буквы в слова.
- Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы.
Слайд 9
- У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак.)
- У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)
Учитель выставляет разные ответы детей на доску.
- У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?
- Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука.)
- В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ)
- Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю.)
- Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща, мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу.)
Слайд 10
- Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план.)
Слайд 11
План.
1) Произнеси слово;
2) Определи опасное место в сочетаниях чу-щу ;
3) Примени правило написания этих сочетаний;
4) Обозначьте новую орфограмму;
5)Сделайте вывод и впишите нужную букву;
6) Проверьте орфограмму.
Учитель выдает каждой группе карточки со словами:
Верчу, кручу, ищу, тащу
Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.
- Кто готов рассказать о своем открытии?
Ученики формулируют правило сами: в сочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква У. На доску выставляются составленные эталоны.
Как же нужно было написать слова «чудо» и «чужой»? (Нужно писать с буквой «У».)
Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило.
Сделайте вывод, как же писать сочетания ЧУ - ЩУ? (С буквой У.)
Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать сочетания ЧУ - ЩУ.)
Сможете теперь правильно написать слова чудо и чужой и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)
Достигли поставленной цели? (Да.)
Чем будем пользоваться при написании сочетаний чу-щу? ( Правилом из учебника или планом действий (алгоритмом).
Можно составить модель этого правила на основании понятий « Всегда твердые согласные, всегда мягкие согласные».
Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.
Физкультминутка
Руки в стороны держите,
Раз, два, раз, два!
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз, И на место все садись!
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите
Раз, два, раз, два!
5.Реализация построенного проекта.
- Откройте учебник и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!
- Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у.)
Слайд 12
- Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)
- Достигли поставленной цели? (Да.)
- Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)
- Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щпишется буква у: щука, чудак. )
Слайд 13
- Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу? (Да.)
- Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)
Слайд 14
Учитель добавляет новое правило в алгоритм.
- Молодцы! А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)
- Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.
Слайд 15
1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.
2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.
Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило : "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.
- Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.
Слайд 16
Учащиеся работают самостоятельно.
- Закончили выполнение работы? (Да.)
- Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)
Слайд 17
- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.
- Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?
- Встаньте те, у кого 20 плюсов.
- А теперь - у кого 19-17 плюсов.
- Молодцы!
- У кого ошибки? (:)
- Что не получилось? (:)
- Где ошибка? (:)
- Почему она возникла? (:
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик- так.
(Наклоните голову к одному, то другому плечу)
Смотри скорей. Который час: тик-так. тик-так, тик-так
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево – раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
Ноги вместе, руки на поясе
(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом – к левому, как часики)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)
- Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)
- Хорошо! Давайте поработаем с упражнением
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу.)
- Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)
- Достигли цели? (Да.)
- Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)
- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.
Учащиеся вешают яблоки разного цвета.
- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!
- У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение из учебника. Значение непонятных слов узнайте в толковом словаре.
|