Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу»





Скачать 102.51 Kb.
НазваниеУрок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу»
Дата публикации06.10.2014
Размер102.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок русского языка

Тема: «Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ».


Подготовили:

учителя начальных классов

Карпенко Людмила Владимировна

г. Краснодар

2012 г.


Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с сочетаниями чу/ щу.

Планируемый результат ( формулируется для учащихся): научиться писать слова с сочетаниями чу/ щу.

Основные задачи (учитель составляет конкретные задачи относительно темы урока).

Воспитательная : учить отстаивать свое мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе. : (регулятивные УУД, личностные УУД),;

Развивающая задача: уметь устанавливать в словах наличие изученных орфограмм. Учиться устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Составить алгоритм написания сочетаний чу/щу УУД: уметь классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (регулятивные, познавательные УУД); уметь характеризовать звуки; наблюдать за способом произношения звуков ; уметь оценивать правильность составления алгоритма по аналогии самостоятельно (познавательные, регулятивные УУД), учиться от внутренней речи передавать информацию внешней речью; ( регулятивные, коммуникативные УУД, личностные УУД)

Обучающая: уметь пользоваться алгоритмом грамотного письма сочетаний ча / ща, жи /ши, чу/щу (регулятивные, предметные УУД); учиться контролировать правильность записи текста, использовать способы проверки изученных орфограмм. (познавательные УУД, регулятивные УУД); прогнозировать использование толковых словарей и знать способы работы с ним, (предметные УУД, познавательные, регулятивные УУД, личностные УУД ).

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый, ч _ щ _ .

  • Алгоритм.





  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.

  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _ 
И пятерку получ _ .


  • Самостоятельная работа.

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!


Предметы для этапа рефлексии:

яблонька, нарисованная на листе ватмана;

набор трафаретов яблок красного, желтого и зеленого цвета.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

- На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

- Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши)

Слайд 2

- Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

- Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

- Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

- Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

- Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Слайд 3

- Прочитайте слова.

- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

- Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

- А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Слайд 4

- Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

- Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

- Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?



- Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

- Почему последовательность шагов будет именно такой?

Слайд 5

- Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и)

Слайд 6

- Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Слайд 7

Выполним задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

- Проверяем по образцу.

Слайд 8

- У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание .

Нужно будет вставить буквы в слова.

- Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы.

Слайд 9

- У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак.)

- У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

- У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

- Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука.)

- В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ)

- Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю.)

- Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща, мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу.)

Слайд 10

- Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план.)

Слайд 11

План.

1) Произнеси слово;

2) Определи опасное место в сочетаниях чу-щу ;

3) Примени правило написания этих сочетаний;

4) Обозначьте новую орфограмму;

5)Сделайте вывод и впишите нужную букву;

6) Проверьте орфограмму.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.

- Кто готов рассказать о своем открытии?

Ученики формулируют правило сами: в сочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква У. На доску выставляются составленные эталоны.

  • Как же нужно было написать слова «чудо» и «чужой»? (Нужно писать с буквой «У».)

  • Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило.

  • Сделайте вывод, как же писать сочетания ЧУ - ЩУ? (С буквой У.)

  • Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать сочетания ЧУ - ЩУ.)

  • Сможете теперь правильно написать слова чудо и чужой и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

  • Достигли поставленной цели? (Да.)

  • Чем будем пользоваться при написании сочетаний чу-щу? ( Правилом из учебника или планом действий (алгоритмом).

  • Можно составить модель этого правила на основании понятий « Всегда твердые согласные, всегда мягкие согласные».

  • Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.


Физкультминутка

Руки в стороны держите,

Раз, два, раз, два!

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз, И на место все садись!

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите

Раз, два, раз, два!

5.Реализация построенного проекта.

- Откройте учебник и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

- Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у.)

Слайд 12

- Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)

- Достигли поставленной цели? (Да.)

- Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

- Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щпишется буква у: щука, чудак. )

Слайд 13

- Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу? (Да.)

- Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Слайд 14

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

- Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

- Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

Слайд 15

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило : "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

- Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Слайд 16

Учащиеся работают самостоятельно.

- Закончили выполнение работы? (Да.)

- Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Слайд 17

- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

- Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

- Встаньте те, у кого 20 плюсов.

- А теперь - у кого 19-17 плюсов.

- Молодцы!

- У кого ошибки? (:)

- Что не получилось? (:)

- Где ошибка? (:)

- Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик- так.

(Наклоните голову к одному, то другому плечу)

Смотри скорей. Который час: тик-так. тик-так, тик-так

(Раскачивайтесь в такт маятника)

Налево – раз, направо - раз,

Мы тоже можем так.

Ноги вместе, руки на поясе

(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом – к левому, как часики)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

- Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

- Хорошо! Давайте поработаем с упражнением

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу.)

- Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)

- Достигли цели? (Да.)

- Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)

- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

  • - У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение из учебника. Значение непонятных слов узнайте в толковом словаре.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми...
Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение...
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу чк-чн,нч-щн
Цель урока: Выработка практических навыков написания орфограмм, развитие интереса к русскому языку
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание приставок и предлогов»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, разноцветные магниты
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconПроблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном)...
Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу»
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных
Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка во 2-м классе. Тема урока: "Сочетания чк, чн"....
Ознакомление с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн (звук [Ч'] мягкий, сочетания пишутся без ь); формирование...
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема работы: Урок русского языка. Правописание гласных а-о в корнях с чередованием. Презентация
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconУрок русского языка(2класс) №134 Урок блока «Правописание»

Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconКонспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск