Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии





Скачать 107.31 Kb.
НазваниеПрактическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии
Дата публикации29.10.2014
Размер107.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии.

Век живи — век учись! И ты наконец

достигнешь того, что, подобно мудрецу,

будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь."

Прутков Козьма

Мое знакомство с компьютером в школе, вряд ли можно назвать приятным или продуктивным. Я, как и многие в то время, безумно боялась нажать какую-нибудь “не ту” кнопочку и вывести из строя дорогостоящий аппарат. Прохождение курсов по ИКТ также, не изменило моего отношения к этой непонятной для меня машине, которая пугала меня своими программами, но время шло и оно, вполне отчетливо диктовало, пересмотреть мое отношение к этой чудо - технике. Так, шаг за шагом, используя его сначала лишь как печатную машинку, я стала постигать азы компьютерной грамотности. Вникая и изучая все более и более разнообразные программы, используя его преимущества во всех направлениях своей работы.
Сегодня компьютер не является недоступной роскошью, о которой когда-то приходилось лишь мечтать. Почти каждый родитель, готов приобрести его своему ребенку, лишь бы его чадо выросло грамотным, образованным, легко ориентирующемся в информационном поле. Однако в большинстве своем лишь немногие ребята используют компьютер в учебных целях. В основном лишь затем, чтобы поиграть в различные виртуальные игры, чтобы “скачать” реферат или другую текстовую работу или используют его как печатное средство.
Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении.

Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.

Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения различных предметов, в том числе биологии и химии, повышают уровень обучения.

Информационные технологии – это совокупность методов и технических средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

экономить время;

красочно оформлять материал;

повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

проводить индивидуальное обучение;

концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

самостоятельно использовать учебный материал обучающимися;

изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Информационно – компьютерные технологии:

Зрительно – эмоциональное восприятие

Познавательное развитие

Информационная культура

Практическая направленность

Контроль и самоконтроль

Исследовательская работа
Использование ИКТ в своей деятельности как учителя я условно делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний.

Программная поддержка курса.

Использование электронных пособий прежде всего определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях -это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.

Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу биологии и химии базового и профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний. Создание презентаций.

Вместе с тем хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь учителю- для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям например в программе PowerPoint.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

В своей работе использую ресурсы Интернета, научно-теоретические и методические журналы «Биология в школе» и «Воспитание школьников», «Современный урок» и другие.

Мною разработаны и применяются на практике уроки с применением ИКТ, мультимедийных продуктов, это уроки:
«И небо без птиц не небо;» « Кишечнополостные»; «Страна папоротников», «Земноводные», «Ода лягушкам; «Амурский тигр», «Знакомьтесь –злаки»

«Соли аммония», «Азот и его свойства», «Кислоты- урок путешествия». «Степень окисления» «Вода известная и неизвестная» Разработаны презентации к районному и областному конкурсу «Школа – цветущий сад» и другие.

Я знаю, что у многих ребят есть Интернет , поэтому хочется ,чтобы дети сами создавали собственные презентации к урока.Это должно вызвать живой интерес у учащихся к программе PowerPoint –Так сама собой возникает проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность.

Метод проектов один из примеров педагогических технологий имеющий богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к биологии и химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель - ученик”.
Работа над проектами - это то, что я хочу ещё узнать поближе, поподробнее.

Создания проблемных ситуаций на уроках химии и биологии. При этом я могу, например:

1.      Отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;

2.      Остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?»;

3.      Продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Назовем этот принцип «Почему?».

Контроль знаний.

Важным в работе учителя является организации контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.

Здесь мною используются готовые контролирующие программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Exsel. Например по темам: 8 -9 класс “Химические элементы”, “Первоначальные химические понятия”, “Классы веществ”, “Периодический закон”;. “Номенклатура неорганических соединений”, “Углерод и его соединения”, “Строение атома”, “Электролиты”, “Химические свойства элементов 3 периода”, “Ионные уравнения”.
Преподавание химии биологии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в школьных условиях. Например, при изучении электрохимической коррозии учащиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого крайне медленно протекающего процесса
В настоящее время существует большой выбор электронных справочников, энциклопедий, которые можно использовать в качестве дополнительной литературы или как иллюстративный материал на уроке.

В своей деятельности я использую CD-диски: Уроки биологии Кирилла и Мефодия.

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. 6 класс, Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные.

  1. класс; «Биология в школе 2004, 1 сентября»; «Биология», 1С: Репетитор»;

«Открытая биология»; «Основы общей биологии, 1С: Школа»; Интерактивная

энциклопедия «Мое тело. Анатомия и физиология человека»;

Интерактивная энциклопедия «Мое тело. Как оно устроено»;Мультимедийное

сопровождение уроков, Биология, 7-11 кл.; Живой организм. Биология 6 класс.

Просвещение; Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.

Просвещение; Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс;

Человек. Биология 8 класс; Красная книга Томской области.

Использование компакт-диска в различных видах учебной деятельности дает средства для наглядного представления достаточно сложного теоретического материала, способствует созданию целостной картины строения живых организмов.

Электронные учебники позволяют:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • психологически настроить на атмосферу экзамена,

  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.


Обобщая вышесказанное, хочется пожелать учителям: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работами, может заинтересовать учащихся своим предметом”.
Применение компьютера на уроках химии и биологии становятся новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Рассмотрим достоинства и недостатки использования компьютерных учебных программ на уроке.

Плюсами” в преподавании химии с применением компьютера являются следующие:

наглядность в представлении учебного материала;

сокращение времени выработки необходимых технических навыков учащихся;

увеличение количества тренировочных заданий;

достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;

достижение уровневой дифференциации обучения;

учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;

обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;

диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
А теперь отметим “минусы” использования информационно-программных средств в обучении:

диалог с программой лишен эмоциональности и, как правило, однообразен;

программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся, здесь крайне важна роль учителя;

не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

помимо ошибок в изучении учебного предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические – ошибки работы с программой;

от учителя требуются специальные знания;

среди имеющегося программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок, разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.

Таким образом, не смотря на некоторые минусы, применение различных электронных мультимедийных пособий способствует повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

И конечно же хотелось бы, чтоб каждый кабинет химии и биологии был подключен к сети Интернет. Чтобы любой учитель или ученик мог воспользоваться образовательными ресурсами сети Интернет.
Находить пути эффективности современных уроков мне помогает профессионально-педагогическое самосовершенствование. Педагог, если не учится, не читает, не следит за научными изданиями, он затрудняет решение задач поставленных перед современным обществом и тормозит продвижение образования вперед.

Как сказал великий Конфуций: "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем".
Литература
Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002. - №8, с. 35 – 37.

Курдюмова Т. Н., Курдюмов Г. М. Компьютерные обучающие игры. //Химия. Методика преподавания, 2004. - №1, с. 75 – 77.

Левитас Д. Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. - 256 с.

Макошина В. Н. Мещерикова Е. В. Использование компьютеров в обучении химии. // Химия. Методика преподавания в школе, 2002. - №6, с. 55 – 60.

Нечиталова Е. В. Информационные технологии на уроках химии. //Химия в школе, 2005. - №3, с. 13 – 15.

Раткевич Е. Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования. //Химия. Методика преподавания в школе, 2001. - №1, с.13 – 18.

С компьютером на урок: с чего начинать: Учебно-методическое пособие/ О. Л. Колпаков, В. П. Жуланова, В. Н. Борздун, Е. О. Казадаева. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2004. – 53 с.

Фельдман И. Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций. //Химия в школе, 2005.- №7, с. 36 – 37.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии icon«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования...
Выступление на заседании мо учителей биологии Вязниковского района от 11. 2012 года
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconИспользование информационных технологий при подготовке к егэ
Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает...
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconИспользование информационных технологий обучения на уроках химии и биологии
Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный технический лицей...
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии icon4 «Использование информационных технологий при обучении биологии» 4
Возникнув в конце 20 века, они стремительно завоевали все сферы деятельности человечества. Сейчас человек почти не представляет себе...
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся....
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии icon«использование информационных технологий в обучении аудированию»
Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию...
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий при изучении насаждения осадничества в полесском воеводстве в межвоенный период. 5
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconПрограмма дисциплины использование современных информационных и коммуникационных...
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconПлан-конспект урока математики программа «Семейный наставник»
Практическое использование информационных технологий учителем начальных классов
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconИспользование информационных технологий в городской прессе
Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии iconПрименение информационных технологий в сфере разработки и координации валютной политики нб рб
Использование информационных технологий при разработке валютной политики нб рб 10


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск