Скачать 58.85 Kb.
|
МОУ Уметская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ХИМИИ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ КОЗОДАЕВОЙ И.С. УМЕТ 2011 На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ИКТ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике. Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций. Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ: Презентации на уроках изучения нового материала; Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала; Проведение практических работ; При подготовке учащихся к ЕГЭ; Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов; Выполнение наглядного материала при оформлении класса. Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо: Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и химии, и биологии. При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер. И, конечно, самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. МОЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Я часто слышу фразу «Учитель должен только с мелом в руках уметь объяснить материал и дать хорошие знания». Должен, не спорю... Раньше чаще рисовали небольшие плакаты, собирали и делали гербарии, оформляли стенды, т.е. создавали наглядность для уроков своими силами как могли. В настоящее время более часто используются ресурсы Интернет - огромный источник информации; пришло время дисков с биологическими таблицами и учебной флэш-анимацией. Пришло время информационно-коммуникационных технологий. Школа стала инновационной площадкой, постепенно у нас появилось школьное оборудование для кабинетов естественного цикла. Сегодня я использую ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом. Самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. Первые диски я покупала сама. А на сегодняшний день в нашей школе создана медиатека учебных пособий. В том числе и по биологии. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно постараться найти их в интернете. Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов. Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски. Также достаточно труднореализуемый на сегодняшний день момент – это компьютерное тестирование. Можно создавать тесты с помощью тестовой оболочки, дети выбирают правильные ответы, и компьютер тут же выдает им оценку. Конечно, грамотно реализовать этот этап трудно – но за ним будущее. Один из этапов, возможно необязательных, - создание сайта. Я нашла в сети очень хорошие сайты многих своих коллег, учителей биологии. Теперь своей задачей считаю создание своего сайта, чтобы систематизировать накопленную информацию. Никогда не отказываю в помощи другим учителям при подготовке уроков. И не только биологам. Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам. А еще хочу сказать всем предметникам: это может каждый! Было бы желание! Сложно, не спорю. Но учитель – этот тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам. |