Скачать 193.68 Kb.
|
Пояснительная записка. В настоящее время при изучении различных предметов широко используются материалы краеведческого характера на всех этапах обучения и воспитания в средней школе. Без включения регионального компонента в общеобразовательные программы по литературе, географии, истории нельзя считать данные курсы полными. В результате "работы" краеведческого материала учащиеся приближаются к литературным, историческим событиям, эффект воздействия данных событий на личность ребёнка неизмеримо возрастает. В процессе знакомства с историей родного края учащиеся должны открыть для себя, сколь богата духовно та земля, на которой они живут. Это сыграет созидательную роль в формировании будущих граждан России. Система занятий по программе "Путешествие школьников по малым городам России" охватывает учащихся 4 классов, т.о. работает на постоянные коллективы. Краеведение настолько привлекательно с точки зрения развивающих задач, что давно стало занимать особое место в работе нашей библиотеки. Много лет я наполняю информационную программу краеведческим материалом, считая его благодатным источником для решения многих задач. Цели и задачи. Образовательные: - научить самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения обработки информации, находить и анализировать различные источники, обобщать, систематизировать и объяснять понятия, выделять проблему и предлагать способы её решения; развивать воображение и фантазию. Так называемая "лестница учебных достижений" для учащихся начальной школы чётко показывает, какие умения и навыки данной категории детей нас должны интересовать на любых предметных курсах. Итак, "лестница достижений" учащихся первой ступени:
Как мы видим, в начальной школе прописаны очень серьёзные задачи по формированию информационных образовательных навыков. Создаётся основа для понимания структуры текста и закладываются первые правила создания устной и письменной форм речи. Поэтому, краеведческие занятия должны быть построены в том же направлении. Воспитательные: - формировать и развивать нравственные качества личности учащихся, отражающие его отношение к другому человеку, к самому себе, к труду, к Родине. Для Владимирского края характерна удивительная насыщенность пространства памятниками архитектуры и культуры. В каталоге памятников Владимирской области их 3 439 ! Это одна из самых русских и православных областей (русские составляют более 95%, по вероисповеданию – 97% православных из числа верующих). Владимирская область есть совокупность уникальных исторических территорий: монастырей, малых городов, исторических сёл и деревень, усадеб, исторических центров городов, древних исторических путей. Вывод: у нас большие возможности в воспитании средой, пространством, когда мы занимаемся русской культурой, когда мы прививаем необходимые навыки проживания здесь, когда мы прививаем осознание себя частью этой культуры. Особенности предмета. Система занятий включает в себя различные формы деятельности, часто интегрируя местный материал в изучаемую тему по курсу "Родной речи" или "Окружающего мира", соединяя темы уроков труда и рисования с краеведческими знаниями. Обязательной частью программы являются автобусные экскурсии или заочные формы путешествий, творческие отчёты детей. Программа рассчитана на 68 часов, основная часть времени посвящена поисковой работе. Ребята для исследования "выбирают" город, по истории которого они собирают материалы, в дальнейшем оформляя итоги работы в творческие отчёты. Разделы, по которым ребята работают, следующие: - "Здесь будет город заложён…" – история возникновения Владимирских городов, символика городов, топонимика. - "Что ни город – то норов" – быт, обычаи, ремёсла, знаменитые товары края. - "Вот эта улица, вот этот дом" – своеобразие архитектурного облика города, его география. - "Есть город, который мне снится во сне…" – личные впечатления о городе, поэзия, проза, культурные традиции, местные праздники. На итоговом занятии, которое всегда проходит в форме соревновательной игры "Умники и умницы", присутствуют родители учеников, являясь главными экспертами по результатам обучения детей краеведению. Требования к результатам обучения по программе "Путешествие школьников по малым городам России": - способствовать формированию у учащихся целостной картины мира благодаря введению регионального компонента в курс истории России, - расширять знания школьников по краеведению, - сформировать навыки работы с историческими источниками, научными историческими материалами, - уметь использовать различные формы самостоятельной деятельности как письменные, так и устные, - овладеть навыком поисковой деятельности, составление отчётов по экскурсиям. Работая с краеведением, можно показать большую привлекательность исследовательской работы. В этом направлении мы двигаемся и в среднем звене и, особенно, в старшем. Краеведческие рефераты сложны, но и интересны: на таких рефератах можно научиться всему алгоритму исследования и презентации. Много времени уделяется работе с учащимися, которые выбрали такие "местные" темы для исследования. Существующая историко-краеведческая секция на школьной научно – практической конференции активно показывает краеведческие предпочтения старшеклассников: Примеры разработанных краеведческих тем последних лет. Результаты:
конкурсе,
краев. конференции,
Владимирского льва" (11 кл., 2005 год),
конкурсе,
конкурсе,
краев. конференции,
краев. конференции,
Государственного герба нашего Отечества". (9 кл. ) участие в обл. конкурсе
Коврова и Ковровского района". (11 кл.)
"Гармонь- гармония – созвучие" (о ковровских гармонистах)(11кл.) грамота на городской краев. конференции Все исследовательские работы проходят через устные защиты на школьной научно-практической конференции. Учебно – тематический план.
Таким образом, 41 час распределены на обязательные в данной программе темы. А 27 часов можно использовать на индивидуальную работу с детьми по сбору материалов о выбранных городах. Из практики работы с этой программой можно предположить, что в результате "выборов городов", дети оказываются в группах. Чаще всего, ребята выбирают Ковров, Владимир, Муром, Суздаль, Вязники и пр. Поэтому руководителю программы важны свободные часы для консультации групп, занимающихся тем или иным городом. Это также даёт возможность варьировать в разделах программы, вводя новые темы. Содержание изучаемого курса "Путешествие школьником по малым городам России". В предыдущих разделах я уже коснулась тем, входящих в данную программу и её разделы. Хочу отметить, что их выбор обосновывается несколькими причинами. Во-первых, это самые интересные и доступные для детей этого возраста страницы истории. Во-вторых, они находят своё место в предметных курсах 4 класса. В–третьих, данные темы дают возможность для формирования основ поисковой работы в этом возрасте, хотя помощь родителей и педагога необходима. Понятия и термины, с которыми будут работать школьники в этой программе: Раздел "Здесь будет город заложён..": Ополье Мещера старые и новые города князь герб крепость замок памятник Раздел "Что ни город- то норов": товар ярмарка названия ремёсел: ткачество, гончарное, кузнечное ремёсла, иконопись лаковая миниатюра и т.п. изразец вышивка Раздел "Вот эта улица – вот этот дом": храм (четверик, своды, барабан, купол, портал, аркатурный пояс) правила построения русского города дружина нашествие Раздел "Есть город, который мне снится во сне..": национальный праздник Подробнее хочу остановиться на особенностях практических занятий. Накапливание фактического материала не даёт хорошего результата – этот вывод как результат исследования качества предметной подготовки учащихся был сделан в 2003 году на областном совещании руководителей муниципальных органов управления. Акцент на деятельностный компонент в обучении и сейчас очень актуален. Различные способы познавательной деятельности, самостоятельная работа ребёнка лежат в основе практикумов данной программы. Каждое практическое занятие ставит задачу формирования основ информационной грамотности учащихся. И прежде всего, знакомит с АЛГОРИТМОМ подготовки разных форм подачи материала. Приведу пример задач нескольких практических занятий. Тема – "Андрей Боголюбский". Практикум. Информационные задачи: - работа с устным сообщением - запись материала с помощью ключевых слов - пересказ темы по ключевым словам. Тема –"Ковровские православные храмы". Автобусная экскурсия. Информационные задачи: - работа со зрительным рядом: зарисовки, фото. - составление отчёта по экскурсии в форме аппликации, стенгазеты, рисунка, письменного отзыва. Тема – "Праздник и особенности праздничной кухни". Работа с родителями. Информационные задачи: - знакомство с опросными листами. - первые навыки анкетирования как сбора информации. Наконец, заключительная игра "Умники и умницы" есть презентация результатов работы детей по краеведческой программе, которая оценивается родителями. Она построена из нескольких этапов, которые соответствуют основным разделам программы. Практические занятия – это большая возможность индивидуальной работы учителя с учеником. Формируется коммуникативный аспект, связанный с развитием культуры информационных отношений. Умение сформулировать свой запрос или проблему – дело для ребёнка начальной школы непростое. Требование к ученику чёткого объяснения своей учебной задачи должно быть постоянным со стороны руководителя программы, при этом, не забывать отрабатывать лексику (говорение) ребёнка. Алгоритм выполнения любого задания должен объясняться регулярно в индивидуальных беседах. В кропотливой поисковой работе учащимся раскрываются возможности разных носителей информации. Есть практические занятия, основанные на компьютерных презентациях старшеклассников школы. Например, в теме "Герб" детьми изучаются слайды о Владимирском гербе, или, в теме "Храм" – компьютерные презентации о Покровских храмах как символах военной истории, ковровских городских храмах и т.п. Движение к учебно-исследовательской деятельности как к исследовательскому типу мышления начинается в начальной школе, и программа "Путешествие школьников по малым городам России" этому способствует. Методическое обеспечение. Все современные публикации, посвящённые качественному обучению, направлены на развитие критического мышления средствами письма и чтения, с помощью различных форм работы. Предлагаемые стратегии (технологии) очень интересны. Практикуя их на своих занятиях, можно постоянно поддерживать высокий интерес учащихся к этой работе, добиваться результата даже в "неуспешной" аудитории детей. Используемые технологии:
Предпочтения выбора формы занятий. В жизни детей областью, в которой они могут проявить своё сотрудничество, является поисковая работа. В рамках программы теоретическое обучение может гармонично сочетаться с практикой общения. Для этого используются обсуждения, совместные консультации, игры, парная и групповая работа. "Проговаривание" друг другу готового домашнего задания, оценивание услышанного, защита своей оценки перед руководителем – очень действенные и полезные приёмы работы на практикумах. Поэтому, выбирается та форма занятий, которая позволяет применить эти самые приёмы с максимальной пользой. Занятия проходят в читальном зале школы. Здесь находится краеведческий уголок, собираются детские работы (макеты, рисунки, аппликации, лепка), методические разработки по краеведению, рефераты старшеклассников, карты Владимирской области. Стенды краеведческого уголка носят следующие названия: "Золотое кольцо России", "Из истории Коврова", "Гербы владимирских городов", "Православие", "Защитники Отечества". Список литературы. Программы.
Учебники.
Научно-публицистическая литература.
Краеведческая литература для детей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Путешествие школьников по малым городам России. (дополнительная образовательная программа туристско-краеведческого направления для учащихся 4 класса) Рассмотрена на МС школы и утверждена ГМК в 2000 году. Срок реализации программы – 8 лет. Автор программы: Акишина Марина Александровна, заведующая библиотекой школы. Ковров, 2008. |
Пути оптимизации гомеостаза и микроценоза пчел при содержании семей в ульях различного типа | Тематика рефератОВ Использование игрового и соревновательного методов физического воспитания в образовательных учреждениях различного типа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать умение составлять кроссворд, собирать нужную информацию по заданной теме, проводить поиск исторической информации в источниках... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примеры мероприятий, организационных действия, по обеспечению данного направления деятельности, описанные в Историях информатизации... | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место... Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа | Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет... | ||
Календарно-тематическое планирование 10 класс № Тема урока Кол-во... Знать понятие «социальные науки». Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | Сценарий проведения сеанса видеоконференцсвязи по теме «Дидактический... Формат сеанса: серия выступлений педагогов с опытом работы по заявленной теме с последующим обсуждением проблемных вопросов | ||
Курсов Ировании и развитии систем химических понятий школьного курса как механизм достижения результатов фгос. Слушателями будут разработаны... | Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 9 класс Программа «Музыка» для 9 класса предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе временных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каллавеси в 5 км от г. Куопио. Раухалахти представляет собой территорию в 80 га и включает в себя размещение различного типа (спа-отель,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роводимости контакта двух полупроводниковых кристаллов различного типа проводимости; закреплению знаний о природе электрического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роводимости контакта двух полупроводниковых кристаллов различного типа проводимости; закреплению знаний о природе электрического... | Институт развития образования республики башкортостан Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей системы образования руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов,... | Всего часов Муниципальное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа «Специальная общеобразовательная школа открытого... |