Скачать 140.13 Kb.
|
Истина не рождается в голове одного человека, она рождается междулюдьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общенияМ. М. БахтинЦели занятия: создание условия для выработки алгоритма решения задач на смеси, растворы и сплавы, нахождение различных способов решения такого рода задач. Задачи:
Оборудование: компьютеры для решения тестов; мультимедийная установка для просмотра презентации. Методы: тестирование, беседа. Формы обучения: индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная. Подготовка к занятию: повторение понятие процента, решение простейших задач на проценты, историческая справка про Л.Ф. Магницкого и его способ решение задач для смешивания трех веществ. Комментарий к уроку: использование презентации Microsoft Power Point и компьютерной программы «Диагностический контроль учебного процесса». План занятия:
Задачи, которые мы будем решать, относятся к традиционным задачам математики. Они охватывают большой круг ситуаций: смешение товаров разной цены, жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Когда-то они имели исключительно практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах и на вступительных экзаменах в вузы.
Тест1 (решается с использованием компьютерной программы) 1. Укажите неверное утверждение.а) урожая меньше 20% урожаяб) урожая меньше 17% урожаяв) урожая меньше 33% урожаяг) урожая меньше 40% урожая2. Автомобиль имеет длину 520 см .На рекламном плакате изображена его копия. Реальные размеры автомобиля относятся к размерам его копии как10:3. Найти длину автомобиля на плакате?а) 16 см б) 120 см в) 156 см г) 400 см3. Соотнесите дроби, которые выражают доли некоторой величины и соответствующие им процентыа) б) в) 0,4 г) 0,041) 40% 2) 25% 3) 80% 4)4%4. Поездка по железной дороге на новом экспрессе позволила сократить время в пути с 10 часов до 6 часов. На сколько процентов уменьшилось время поездки?а) на 60% б) на 40% в) примерно на 66% г) примерно на 34%.5. Для смеси сухих трав взяли душицу и пустырник в отношении 13:7. Какой процент смеси составляет пустырник?а) 7% б) 70% в) 65% г) 35%После решения теста, учащиеся могут увидеть, какое задание было решено неправильно.На данном занятии мы рассмотрим способы решения задач на смеси, растворы и сплавы. Для успешной работы нам понадобится повторить основные понятия по данной теме.
Вводная беседа Слайд 4-6 В промышленности часто используют не чистые металлы, а их смеси – сплавы. В сплаве свойства разных компонентов удачно взаимно дополняются. В ситуациях образования одних сплавов из других обычно (если другое не оговорено в условии задачи) принимается закон сохранения массы: общая масса сплава равна сумме масс составляющих его частей (сплавов) и общая масса каждого вещества в сплаве равна сумме масс этого вещества во всех составляющих частях. Раствор – это гомогенная система, состоящая из 2х или более веществ, содержание которых можно изменить в определенных пределах без нарушения однородности. Состав растворов обычно передается содержанием в них растворенного вещества в виде массовой доли или концентрации. Терминология:
Концентрация раствора– это процент, который составляет масса вещества в растворе от массы раствора. Жирность продукта - процентное содержание этого вещества в растворе. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах. Сумма массовых долей всех компонентов, составляющих смесь, очевидно, равна единице.
Существуют разные способы, и подходы к решению задач на смеси, растворы и сплавы. Мы остановимся на следующих способах: решение с использованием таблиц; решение задач методом чаш; «Правило креста» или квадрат Пирсона. Решение задач с использованием таблиц Учитель При решении большинства задач рассматриваемого вида, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие определенного расположения величин в таблице дает дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи и её проверки. Самый распространённый тип задач, где из двух смесей (сплавов, растворов) получают новую смесь (сплав, раствор). Решают эти задачи с помощью таблицы. Слайд 8 Далее решения рассматриваются с помощью презентации. Слайд 9-12 Задача 1. Смешали 4 л 15%-ного раствора соли с 5 л 20%-ного соли к смеси добавили 1 л чистой воды. Какова концентрация полученной смеси? Решение. Запишем условие задачи в виде таблицы, считая, что чистая вода это раствор, содержащий 0 литров соли.
а) найти объем соли в каждом из трех растворов; б) найти объем соли в смеси; в) найти объем смеси; г) найти отношение объема соли, содержащейся в смеси и объема самой смеси и выразит это отношение в процента. 1. Объем соли в 1-м растворе. 40, 0,15 = 0,6 (л); 2. Объем соли в 2-м растворе . 50,2 = 1 (л); 3. Объем соли в смеси. 0,6 + 1 + 0 = 1,6(л); 4. Объем смеси. 4 + 5 + 1 = 10(л); 5. Концентрация соли в смеси. (1,6 : 10)100 =16%. Ответ: 16%. Ученик у доски. Задача 2. Первоначально влажность зерна составляла 25%. После того как 200 кг зерна просушили, оно потеряло в массе 30 кг. Вычислить влажность просушенного зерна. Решение. В данной ситуации мы имеем дело не с раствором, а со смесью "твердого" зерна и воды. Запишем условие задачи в виде таблицы, учитывая тот факт, что сушка приводит к уменьшению массы воды в смеси и массу самой смеси.
1. Масса воды в 1-й смеси 200 0,25 = 50 (кг); 2. Масса 2-й смеси 50 - 30 = 20 (кг); 3. Масса второй смеси 200 - 30 = 170 (кг); 4. Процент влажности второй смеси (20:170)100 =11,8%. Ответ: 11,8%. Учащиеся разбиты на две группы. Решить задачи с помощью уравнения, с последующей защитой у доски. Задача 3. Сколько килограммов олова нужно добавить к куску бронзы массой 4 кг и содержащему 15% олова, чтобы повысить содержание в нем олова до 25% от общей массы? Решение. Запишем условие задачи в виде таблицы, считая, что смешали два сплава, причем второй сплав содержит 100% олова и не содержит остальных компонентов.
В данной задаче известно процентное содержание компонента, поэтому мы можем количество этого компонента во втором сплаве считать равным х кг и выразить отношение массы олова в новом сплаве к массе сплава через х . 1. Масса олова в первом сплаве 4 0,15 =0,6 (кг); 2. Масса олова во втором сплаве х (кг); 3. Масса олова в новом сплаве 0,6 + х (кг); 4. Масса второго сплава х (кг); 5. Масса нового сплава 4 + х (кг); 6. Отношение массы олова в новом сплаве к массе нового сплава (0,6 + х):(4 + х), по условию задачи оно должно быть равно 0,6. (0,6 + х):(4 + х) = 0,6. 5(0,6 + х) = 3(4 + х); 5х - 3х = 12 - 3; х = 4,5. Ответ: 4,5 кг. Задача 4. Имеется 1 литр 6% раствора спирта. Сколько литров 3%-ного раствора спирта нужно добавить в первый раствор, чтобы получить 5% раствор. Решение.
1. Объем спирта в 1-м растворе 10,06=0,06 (л). 2. Пусть объем второго раствора равен х л. 3. Объем спирта во втором растворе 0,03х (л). 4. Объем спирта в новом растворе (0,06 + 0,03х) л. 5. Объем нового раствора (1+ х) л. Концентрация нового раствора (0,06 + 0,03х) : (1 + х). По условию задачи она должна быть равной 0,05. (0,06 + 0,03х) : (1 + х) = 0,05; 20(0,06 + 0,03х) = 1 + х; х - 0,6х = 1,2 - 1; х = 0,5; Ответ: 0,5 л. Решение задач методом чаш Учитель Задача 1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди? Изобразим каждый из сплавов в виде прямоугольника, разбитого на два фрагмента (по числу составляющих элементов). Кроме того на модели отобразим характер операции – сплавление, поставим знак «+» между первым и вторым прямоугольниками. Поставив знак «=» между вторым и третьим прямоугольниками, мы тем самым показываем, что третий сплав получен в результате сплавления первых двух. Полученная схема имеет следующий вид: Теперь заполняем получившиеся прямоугольники в соответствии с условием задачи:
Рассматриваемый в задаче процесс можно представить в виде следующей модели- схемы: медь свинец медь свинец свинец медь 65% = + 30% 15% 200г Решение. Пусть х г – масса первого сплава. Тогда, (200-х)г – масса второго сплава. Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую схему: свинец свинец свинец медь медь медь 15% 65% 30% х г (200-х) г 200 г + = Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства) равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства): Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение 200-х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140 г, а второго-60г. Ответ: 140г. 60г. Задача 2. К некоторому количеству сплава меди с цинком, в котором эти металлы находятся в отношении 2:3, добавили 4 кг чистой меди. В результате получили новый сплав, в котором медь и цинк относятся как 2:1. Сколько килограмм нового сплава получилось? Решение. Прежде чем составлять схему, уточним, что в первом сплаве медь составляет , а в полученном сплаве - . Обозначим массу полученного сплава х кг, и внеся указанные части в соответствующие фрагменты схемы, получаем: цинк медь медь медь цинк 2/5 1 (x-4) кг х г 4 кг х кг 2/5 2/3 + = Нетрудно составить уравнение, подсчитав количество меди слева от знака неравенства, и приравняв его к количеству меди, справа от него. Получаем уравнение: Решив его, получаем искомое значение: х=9. Ответ: 9 кг. Работа в парах (какая пара быстрее решит задачу, та защищает свое решение у доски) Задача 3. Свежие абрикосы содержат 80 % воды по массе, а кураги (сухие абрикосы) – 12 % воды. Сколько понадобится килограммов свежих абрикосов, чтобы получить 10 кг кураги? вода вода вода с.в. с.в. 20% 100% 88% х кг х г (10-х)кг 10 кг 80% 12% - = При высыхании абрикос испаряется вода, количество сухого вещества не меняется. Составим уравнение, подсчитав количество сухого вещества в левой и правой части схемы: 0,2х=8,8 х=44. Ответ:44кг. «Правило креста» или квадрат Пирсона Учитель. Этот метод хорошо использовать, при решении задач на смешивание растворов разных концентраций. В точке пересечения двух прямых обозначают концентрацию смеси. У концов этих прямых слева от точки пересечения указывают концентрации составных частей смеси, а справа – разности концентраций смеси и ее составных частей: Слайд 17-19 Задача 1. Сплавили два слитка серебра: 75 г 600-й и 150 г 864-й пробы. Определить пробу сплава. Решение Пусть проба сплава равна х, тогда составим диагональную схему: Получаем: (864 – х) : (х – 600) = 75 : 150 = 1 : 2; 1728 – 2х = х – 600; х = 776. Ответ: 776-й пробы. Задача 2. Смешали некоторые количества 72%-го и 58%-го растворов кислоты, в результате получили 62%-й раствор той же кислоты. Если бы каждого раствора было взято на 15 л больше, то получился бы 63,25%-й раствор. Сколько литров каждого раствора было взято первоначально для составления первой смеси? Решение Дважды используем диагональную схему: Получаем: х : у = 4 : 10 = 2 : 5. Получаем: (х + 15) : (y + 15) = 5,25 : 8,75 = 3 : 5. Составим систему уравнений и решим ее: Ответ. В первой смеси было 12 л 72%-го раствора и 30 л 58%-го раствора. Учащийся дает короткую историческую справку и рассказывает о способе решения задачи с тремя веществами. Слайд 20,21 Замечательный русский математик и педагог Леонтий Филиппович Магницкий (1669—1739) фамилию свою получил (1700) от Петра I за умение притягивать к наукам молодых людей. В начале 1701 г. была создана Школа математических и навигацких наук в Москве. Распоряжением царя Магницкий был назначен туда преподавателем математики. В этой школе он и работал до конца жизни. В 1703 г. Магницкий издал свою «Арифметику», представляющую собой для России того времени энциклопедию математических знаний. Она состояла из двух книг, содержащих в общей сложности 662 страницы. Многие задачи и их решения приведены в виде стихотворных поучений. Сборник получился настолько удачным, что более ста лет являлся основным учебным пособием по математике в России. Способ Л.Ф.Магницкого для трех веществ Некто имеет чай трех сортов – цейлонский по 5 гривен за фунт, индийский по 8 гривен за фунт и китайский по 12 гривен за фунт. В каких долях нужно смешать эти сорта, чтобы получить чай стоимостью 6 гривен за фунт? Взять 6+2=8 частей чая ценой по 5 гривен и по одной части ценой 8 гривен и 12 гривен за один фунт. Возьмем 8/10 фунта чая ценой по 5 гривен за фунт и по1/10 фунта чая ценой 8 и 12 гривен за фунт, то получим 1 фунт чая ценой 8/105 + 1/108 + 1/1012 = 6 гривен. Каждому учащемуся предлагается решить одну задачу, используя рациональный способ, рассмотренный на этом занятии. Полученный результат занести в общий тест.
1.Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным раствором и получили 600 г 15 %-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято? Ответ: 150 г, 450 г. 2. Имеется кусок сплава меди с оловом массой 15 кг, содержащий 40% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 30 % меди? Ответ: 5 кг. 3. В сплав магния и алюминия, содержащий 22 кг алюминия, добавили 15 кг магния, после чего содержание магния в сплаве повысилось на 33%. Сколько весил сплав первоначально? Ответ: 25 кг. 4. Латунь − сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 60 кг больше, чем у цинка. Этот кусок латуни сплавили со 100 кг меди и получили латунь, в которой 70 % меди. Определите процент содержания меди в первоначальном куске латуни. Ответ: 60 %. 5. Для приготовления лекарства потребовался 76 %-ный спирт. Провизор налил в колбу 220 г 95 %-ного спирта. Затем он отлил некоторое количество спирта и добавил в колбу столько же воды. Сколько грамм воды добавил провизор? Ответ: 44 г. 6. Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором – 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота? Ответ: 4:1 7. В каких пропорциях нужно сплавить золото 375 пробы с золотом 750 пробы, чтобы получить золото 500 пробы? Ответ: 2 части золота 375 пробы и 1 часть золота750 пробы. 8. Морская вода содержит 5 % соли по массе. Сколько частей пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5 %? Ответ: 7 частей пресной воды и 3 части морской воды. 9. В каких пропорциях нужно смешать раствор 50 % и 70 % кислоты, чтобы получить раствор 65 % кислоты? Ответ:50% раствора кислоты-1 часть, 70% раствора кислоты-3 части . 10. Сплав олова с медью весом 12кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова нужно добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди. Ответ: 1,5 кг. 11. В свежих яблоках 80% воды, а в сушеных – 20%. На сколько процентов уменьшается масса яблок при сушке? Ответ: на 75%
Беседа с учащимися о том, что нового и интересного они узнали на данном занятии. Предполагаемые ответы:
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1. На занятии я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Занятие для меня показалось 4.За занятие я 5.Мое настроение 6.Материал занятия мне был доволен / не доволен активно / пассивно коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно Список литературы.
|
Программа экспериментальной деятельности по теме «Социализация учащихся... Б. З. Вульфов. Но формирование культуры межэтнических отношений не стало приоритетом образования. Отсутствуют по данной проблеме... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эт изучает отношения между людьми в процессе производства. Необходимость изучения этих отношений объясняется тем, что производство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используя икт, я считаю, что наиболее эффективно выстраивать уроки в режиме проблемного диалога. Истина рождается в споре, а у нас... | Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у... Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Человек рождается свободным, но оказывается скованным цепями. Он думает, что является хозяином над другими людьми, но остается рабом... | Эпоха Просвещения период европейской истории, находящийся между «славной... Так, в Просвещении главной идеей является воспитание человека. Джон Локк утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором... | ||
Рожденный вечно властвовать Юная девушка по имени Белла попадает в руки темному магу, который мучает ее и принуждает быть с ним. От него у нее рождается сын,... | Валентин Петрович Мелешко, доктор физико-математических наук, Главная... «естественного потепления», приведенные ниже, весьма убедительны. Кроме того, цитируя автора настоящей статьи, «точность расчетов... | ||
Урок для учащихся 2-го класса «знакомство с библиотекой. Строение... «знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга» | Реферат На тему зож-как необходимое условие сохранения и укрепления... Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное... | ||
Рабочая программа по дисциплине б психология делового общения Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса... | Учитель: Вы слышите? Эпиграф: «Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости» А. Альберти | ||
О чём может рассказать миф? Ученики должны сформулировать к тексту продуктивные вопросы. Как рождается вопрос, помогает понять схема | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Голос. Когда на земле рождается человек, в небе вспыхивает звезда его ангела – хранителя. У каждого человека есть родители и прежде... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общение с людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. В процессе общения неизбежно возникают... | Ш. А. Амонашвили Вся внеклассная работа формирует и развивает личность... «Личность рождается в борьбе с самой собою, в процессе самопознания, самоопределения, и воспитание и обучение должны быть нацелены... |